Record Store Day – всемирный день музыкального магазина, который отмечается вот уже семь лет. Сейчас RSD превратился в масштабное событие, вовлекшее в ежегодное действо множество лейблов, дистрибьюторов, магазинов, музыкантов, коллекционеров и любителей винила. Патронаж празднику оказывают Игги Поп, Оззи Осборн, Джек Уайт, Металлика. С каждым годом растет количество лимитированных релизов, выпускаемых специально к этому дню, и концертов, проходящих прямо в магазинах.
Несмотря на все положительные стороны, последнее время все чаще раздается критика RSD, прежде всего со стороны инди-лейблов и владельцев магазинов. Многие идут дальше и бойкотируют событие. Наш московский магазин DiG, существующий с 2010 года, три раза пытался участвовать в RSD всеми возможными способами. Был выпущен кассетный сборник местных групп в качестве неофициального релиза, внутри магазина мы проводили концерты и акции. В 2014 с большим трудом нам удалось вовремя поставить на полки десяток RSD винилов. В этом году совместно с Kostёr Records мы решили выпустить пластинку русской группы Sonic Death. Она пополнит огромное количество «неофициальных» изданий, так и не прошедших в основной список RSD по причине максимально запутанной бюрократической волокиты.
Ничего криминального в этом нет – начало продаж и презентация первого винила, выпущенного при нашем участии, намечена была именно на 18 апреля, а в магазине прошли специальные акции и автограф-сессия Sonic Death. Мы делаем это, потому что RSD праздник для нас и для тех, кто ходил в магазин все это время или соберется зайти в первый раз. В процессе подготовки к RSD наше внимание привлекла отличная статья Кайла Коронеоса, редактора сайта Saving Country Music, написанная после прошлогоднего Record Store Day. Материал вызывал эмоциональную полемику, кто-то соглашался с точкой зрения автора, другие называли его последними словами. Расследование любителя кантри-музыки открыло глаза на внутреннюю кухню и проблемы RSD, по-разному отражающиеся на всех участниках винилового рынка. Предлагаем вам ознакомиться с выдержками из этой публикации. Перед прочтением не стоит забывать, что почти все схемы, описанные ниже, не работают в России.
Почему Record Store Day больше не работает
Критиковать инициативу, призванную поддержать небольшие частные музыкальные магазины, стремительно вымирающие по всему миру, особенно сложно, если эта поддержка выражается в продвижении массы независимых исполнителей, решивших помочь делу собственной музыкой.
И все же факт налицо — RSD во многом не оправдывает ожиданий, и, откровенно говоря, это продолжается уже давно.
Как и многие другие явления в мире независимой музыки, RSD начался с замечательной, светлой и благородной идеи. Замысел оказался настолько хорош, что воплотился в международное ежегодное событие.
Однако RSD постигла участь множества других стихийных предприятий, поглощенных корпорациями и крупными инди-лейблами, чтобы в итоге стать простым орудием в руках дурного капитализма. Той силы, которая разрушила множество небольших магазинов.
RSD повторил путь SXSW — фестиваля живой музыки, проходящего каждой весной в Остине, штат Техас. Начавшись с искреннего желания содействовать развитию независимой музыки, на данный момент SXSW превратился в разбухшее, громоздкое мероприятие, опекаемое именитыми звездами и крупными спонсорами. За масштабность пришлось заплатить потерей каких-либо рамок и изначального содержания SXSW.
Со стороны все не так уж плохо и для множества независимых магазинов – участников, RSD – важное и нужное событие, привлекающее довольных потребителей, которые в этот день покупают долгожданный релиз ,и прекрасная возможность поддержать местную сцену или хорошую группу.
Но пока праздник набирает обороты, за бортом остаются те, кому действительно нужна помощь.
Одновременно крупные лейблы отлично наживаются на одном из немногих важных событий в мире музыки. Достойные исполнители остаются в тени, в то время как мэйджоры, движимые лишь возможностью заработка, чувствуют себя отлично.
Интерес к виниловым пластинкам и спрос на них растет все сильнее и без RSD, ставшим настоящим проклятьем для производителей винила. Когда заказы тиражей пластинок превышают возможности немногих все еще печатающих винил фабрик, кому-то придется потесниться. В этой ситуации проигрывают именно небольшие инди-лейблы. Преимущество мэйджоры и крупные инди получают за счет размещения больших заказов, получающих приоритет производителей. В результате многие небольшие лейблы не смогли принять участие в RSD. Особенно плохо дела обстояли в Англии, где накладки с выполнением заказов накалили страсти до предела.
«К черту RSD и самодовольных болванов, думающих, что он поддерживает хоть что-то независимое», — твит английского лейбла Modern Love накануне прошлогоднего RSD. «К черту фабрики, отдающие предпочтение мэйджорам… через пару лет посмотрим, как лопнет этот пузырь».
Представители Modern Love оказались не одиноки в своем недовольстве. На их заявление последовал ответ от Tri Angle Records: «Три запланированных нами релиза отложены фабриками без предупреждения из-за всего этого. Полнейшее дерьмо…». Таким образом, пластинки, не имевшие никакого отношения к RSD, были задвинуты из-за спроса на продукцию мэйджоров. Получается, что RSD вредит инди-лейблам не только в день проведения, но и вне этой даты умудряется ставить им палки в колеса.
Представители дистрибьютора пластинок Kudos в своем блоге от 14 марта 2014 дали подробную картину происходящего: «Прямо сейчас у нас в производстве 20 релизов, которые были резко свернуты, пока заводы по производству пластинок зарабатывают, печатая тысячами переиздания альбомов Oasis, семидюймовки "Аббы" и бокс-сеты REM. Мы даже получили отказ от одной фабрики на любой заказ тиражом менее 500 копий, это правило действует пока не пройдет RSD. На следующие шесть недель мы успешно отключены от индустрии винила. Мы всегда были убежденными сторонниками RSD, участвовали в нем с самого начала, причем весьма успешно. И все же есть ощущение того, что праздник оказался в руках мэйджоров и крупных независимых лейблов. Эта компания фактически вытеснила нас с поля игры, хотя в оставшиеся 364 дня в году, такие, как мы, способствуют росту продаж винила. Все это ни в коем случае не является критикой организаторов или самой концепции… Но, по крайней мере, для нас цена участия оказалась слишком высока».
Несмотря на то, что большая часть дискуссий о трудностях производства, вызванных RSD, касалась Англии, схожие проблемы возникли в США и других странах.
«Слишком мало заводов и слишком много заказов», — заявил Джейсон Галаз, владелец Muddy Roots Records небольшого рекорд-лейбла из Теннесси. «Большинство фабрик сначала берется за большие заказы, оставляя мелких ребят вроде нас позади. Был случай, когда мой предзаказ постоянно откладывали, и это продолжалось пять месяцев».
Галазу повезло, и его RSD релизы попали в магазин точно к празднику, но для этого пришлось переплатить. «Мы работали в бешеном ритме. Но у нас получилось. Заказ сделали в другой стране и доставили сюда, так как в Америке никто не готов был выполнить все в срок. Соответственно затраты на производство сильно выросли. Марафон по случаю RSD имел только рекламный смысл. Мы ничего не заработали».
Координатор RSD в Англии Спенсер Хикман заявил в интервью The Quietus: «Если небольшие лейблы, поддерживающие магазины пластинок весь год, недовольны, это очень плохой признак. В следующий раз они пошлют все подальше и начнут продавать свои релизы исключительно в сети. Тогда у магазинов начнутся настоящие проблемы».
RSD был задуман для поддержки небольших музыкальных магазинов, но и виновники торжества ощущают давление сетевых проектов и магазинов покрупнее. Когда речь заходит о закупке самых востребованных релизов RSD, побеждает тот, у кого есть бюджеты. Крупные магазины также могут позволить себе хорошую рекламу мероприятий, выплату гонораров группам, дополнительные скидки и акции, тем самым переманивая покупателей из небольших магазинов. Слишком маленькие или недавно открывшиеся магазины остаются без внимания организаторов RSD. В лучшем случае их участие заключается в неофициальных активностях, но чаще они не могут и этого. Оставшаяся часть по примеру инди-лейблов объявила празднику прямой бойкот.
Владелец магазина с 25-летней историей The Mystic Disc, Дэн Карланд сообщил The Day: «Изначально RSD был хорошей идеей, в рамках которой небольшие магазины противопоставляли себя корпоративным сетевым дистрибьюторам вроде Target. Но все изменилось. К примеру, R.E.M. выпустили 1000 копий Unplugged: The Complete 1991 and 2001 Sessions, а в RSD участвуют 250 магазинов. В теории, каждый магазин, если нужно четыре копии, должен их получить. Мы получили лишь один экземпляр. На eBay этот релиз продают за 300 долларов — гораздо выше нашей цены. Кто-то идет в сетевой магазин, обладающий приличным количеством копий, выкупает пластинки и перепродает. Это не фэны. В то же время у меня есть постоянные клиенты - настоящие фанаты R.E.M., но мне нечем их порадовать».
В Канаде Good Music и Vortex Records объявили бойкот RSD. Основная причина – рекламная кампания крупной сети магазинов Sunrise, упиравшая на их эксклюзивное право по продаже RSD-релизов. «Я узнал об этой уловке Sunrise от наших покупателей. Они были удивлены и разочарованы – ведь у нас были те же пластинки и стоили они гораздо дешевле». Настораживает факт, всплывший при попытке урегулировать эту ситуацию через канадское отделение RSD. Оказалось, что один из местных организаторов RSD по совместительству работает на Sunrise. Конфликт интересов привел к еще большему числу преград со стороны RSD. В результате, как и многие другие, Vortex вовсе отказался от участия в празднике.
RSD оказался наводнен нерадивыми дилерами, охотниками за коллекционными ограниченными тиражами. Позже добыча неоднократно перепродается на eBay или в другие магазины. В некоторых случаях редкие пластинки попадают в руки спекулянтов за несколько дней до начала RSD. Перепродажа RSD релизов оказалась настолько прибыльным делом, что в адрес отдельных магазинов посыпались обвинения в удерживании пластинок на складах. Винил, так и не поступивший в продажу, вскоре всплывает на eBay либо из-под полы достается дилерам по завышенной цене. Последние занимают очереди перед магазинами за часы или даже дни до начала RSD, сметая все лучшие наименования и оставляя ни с чем настоящих фанатов музыки. Согласно журналу Spin некоторые издания, приуроченные к RSD, уходили на eBay за 5700 долларов.
За последние четыре года объем винила, выпускаемый под маркой RSD, существенно вырос, а его качество упало. Для лейблов и артистов RSD стал отличной возможностью избавиться от излишков материала непригодного для выпуска в качестве полноценного релиза. Все эти невразумительные записи навязываются публике под предлогом редкости и коллекционной ценности.
Достойные релизы все сложнее обнаружить среди кучи музыкального мусора. Например, один крошечный лейбл в 2014 году выпустил классические фортепианные опусы от порнозвезды Рона Джереми. За считаные часы после начала продаж этой пластинки в рамках RSD ее цена взлетела на eBay до 100 долларов. Без контроля качества релизов RSD рискует превратиться в фарс.
Решение провести первый RSD было принято в 2007 году на собрании владельцев музыкальных магазинов в Балтиморе. Призывы к бойкоту мероприятия не заставили долго ждать, появились альтернативные акции, позволяющие обойти официальные ограничения RSD. Способность головной организации влиять на будущее события подрывается массой неофициальных участников. Если же устроители RSD попробуют контролировать качество и количество релизов и ограничивать влияние мэйджоров, случится еще больший отток лейблов и магазинов.
Попытки саморегуляции оргкомитета RSD провалились, а количество нерешенных проблем растет. Сама идея праздника вызывает вопросы – не стоит ли поддерживать независимые музыкальные магазины в течение года, не ограничиваясь одним днем? Есть ли смысл зацикливаться исключительно на виниловом формате, если индустрия искусственно раздувает этот рынок и в скором времени он может обвалиться.
Для сохранения изначального позитивного смысла RSD нуждается в прозрачном и решительном управлении и причастности всего сообщества независимой музыки. Мэйджор-лейблам и крупным производителям винила следует почувствовать момент и пойти навстречу множеству вовлеченных сторон. Крупным магазинам и дистрибьюторам пора осознать, что монополизация подрывает саму идею RSD. Владельцам контента стоит задуматься над качеством, а не количеством выпускаемых релизов, именно от этого зависит отношение общества к Record Store Day в будущем.
Оригинал: Broken Record: Why Record Store Day Is Not Working