Обычно рассказы о таких проектах сопровождаются пометками «перевод» или «по материалам зарубежной прессы». Данный рассказ — исключение: речь пойдет о проекте, выполненном российской компанией. Проект непростой — эта работа, которая впервые выиграла гран-при в одной из категорий ежегодной премии CEDIA Awards. Естественно, в регионе EMEA, Europe и UK. Причем в категории «Яхты/автомобили/самолеты», в которой у нас делается не так много проектов. До этого года отечественные компании предпринимали попытки выставлять свои работы на этот конкурс (в основном в категории «Домашние Кинозалы»), но первая победа нашим была присуждена только в сентябре 2017 года.

Для начала немного вводной информации о том, что же такое CEDIA и как это все работает. CEDIA расшифровывается как Custom Electronic Design and Installation Association и в вольном переводе звучит как «Ассоциация компаний в сфере кастомного дизайна и установки электроники». Эта организация родилась в конце 80-х в США, была образована несколькими инсталляционными компаниями и производителями оборудования для обмена опытом, упорядочивания стандартов в сфере инсталляций и до сих пор остается фактически некоммерческим объединением.

Смысл CEDIA — напрямую связывать заказчиков-владельцев недвижимости и не только, желающих получить качественный результат в своем доме с компаниями, способными это сделать. Одна из визитных карточек ассоциации — одноименная выставка CEDIA EXPO, которая проходит каждый год в США и служит своеобразной площадкой для демонстрации самых современных технологий в сфере Custom Install. Вторая визитная карточка ассоциации — это ежегодные премии за лучшие инсталляции. Список номинаций довольно большой, некоторые из них даже поделены на несколько частей в зависимости от бюджета. Со списком номинаций на 2017 год можно ознакомиться здесь.

За последние пару десятилетий география работы ассоциации существенно расширилась: теперь у нее четыре региона. Россия входит в регион EMEA, это Europe, Middle East and Africa. Обе Америки являются отдельным регионом, так же, как Китай и Юго-Восточная Азия, включая Австралию. Все региональные штаб-квартиры подчиняются главной в США, а стандарты оценки проектов примерно одинаковы. В России членами CEDIA на текущий момент являются всего пять инсталляционных компаний — четыре в Москве и одна в Ростове-на-Дону.

Яхта «Варвара». Верфь постройки — Benetti, Италия. Год постройки — 2016. Длина — 33 метра.

Я сижу в шоуруме одной из московских инсталляционных компаний, состоящих в CEDIA и беседую с основательницей компании Luxury Engineering Анной Горловой. Не скажу, что это наша первая беседа, но интервью я беру впервые, поэтому кое-где я буду отступать от этого жанра в пользу описания технических подробностей проекта.


— Анна, я знаю немало людей в инсталляционном бизнесе, но это, как правило, мужчины. Не сочти вопрос некорректным, но как так вышло, что ты оказалась основателем инженерно-технической компании, и с чего начался твой путь?

— На самом деле получилось все довольно логично. С конца 90-х начала 2000-х я занималась бизнесом в сфере систем ограничения доступа и безопасности, мы работали с большим пулом клиентов, некоторые из которых хотели объединить системы безопасности с управлением освещением, климат-контролем, а решений тогда для этого либо не было, либо они были сырые. Да и рынок как таковой для таких решений отсутствовал — клиенты не понимали, что такое «Умный дом». Это привело к созданию в 2005 году компании House Control, где мы предлагали решение на базе обычных компьютеров и самодельных контроллеров. А в 2012 году из House Control выросла компания Luxury Engineering.


— А почему, кстати, Luxury Engineering? Слово Luxury у нас в стране не всегда воспринимается позитивно.

— С одной стороны да, с другой — это название отражает нашу философию: только лучшее оборудование, за качество которого мы готовы отвечать. Пройдя путь в десятилетие, я точно знаю, что лучше обычный дом, чем «Умный дом» на дешевом оборудовании. Да и цена комплексного решения на базе оборудования серьезного европейского или американского производителя подразумевает, что проект выполняется в недвижимости, которую у нас позиционируют как Luxury.


Верхняя палуба — моторизованный лифт телевизора, встраиваемые влагозащищенные акустические системы, сертифицированные как «marine grade», управляемая подсветка LED, управление — переносная панель Crestron, iOS/Android устройства. Дизайн интерьера яхты Коломейченко Борис


— Так, ладно, это уже похоже не на статью о проекте, а рекламу твоей компании, давай ближе к делу. Давно вы решили вступить в CEDIA, а самое главное — зачем?

— В какой-то момент мы поняли, что у нас появилось немало действительно интересных проектов, которые мы выполнили и которые было бы интересно оценить независимо. Нам стало интересно, насколько проекты хороши, соответствуют ли западным стандартам (если нет, то что нам необходимо улучшить), и можем ли мы конкурировать.

CEDIA, с моей точки зрения, — это такой «Оскар» для инсталляторов, своеобразный показатель уровня. Мы давно хотели участвовать, но не все проекты мы можем показывать публично. А в этом году нам повезло: в руках оказалось сразу несколько интересных проектов, с которыми мы решили принять участие в конкурсе.


— Насколько сложно вступить в CEDIA и подготовить проект к участию? И правильно ли я понимаю, что подать проект имеет право только компания, которая является членом ассоциации?

— Совершенно верно. Поэтому сначала надо стать членом CEDIA. Это, кстати, совсем не сложно. Существует стандартная формальная процедура, из относительно сложных моментов — необходимы рекомендации от других членов CEDIA, и существует ежегодный членский взнос в размере около 500 долларов США. А вот подготовка проекта к подаче — гораздо более сложный процесс. Во-первых, вся техническая документация должна быть на английском языке, плюс к ней необходимо приложить видео о проекте и хорошие фотографии. Сделать качественную презентацию проекта.


— А не было проблем с переводом технической документации? Соответствия наших отечественных стандартов и европейских?

— С этим нам в какой-то мере повезло. Проект, о котором мы говорим, — это яхта. Она строилась на итальянской верфи Benetti, и большую часть документации мы изначально делали на английском. Верфь серьезная, нам даже пришлось на несколько месяцев открывать у них своеобразный мобильный филиал — собирать там щиты с электрооборудованием и так далее.

Стойки с оборудованием расположены в крайне ограниченном пространстве. Тем не менее предусмотрены вентиляция, охлаждение оборудования и оперативный доступ к большей его части без глобального разбора


— Погоди, а почему заказчик сразу не заказал все работы в Италии, если уж яхта строилось именно там?

— Мы работали с этим заказчиком ранее, сделали ему пентхаус в России, так что у нас был серьезный кредит доверия. Да и требования заказчика по мультимедийной системе были довольно серьезные и специфические. Для итальянцев некоторые из них оказалась слишком сложными, и они согласились передать часть работ нам. К тому же мало сделать, потом нужно все это обслуживать. Владельцу не всегда удобно гонять яхту на верфь, мы же готовы приехать в любой порт, где она пришвартована и сделать то, что нужно. За это лето наши ребята допрограмировали системы согласно пожеланиям владельца в Италии, Черногории, Греции, на Мальте и Кипре...


— Поездили однако! А сложно ли было работать в Италии? И вообще, с какими трудностями вы столкнулись в процессе реализации проекта?

— Что касается разграничения зон ответственности (за что отвечают итальянцы, а за что мы) — это было оговорено заранее. До начала проекта мы потратили немало времени на переговоры с заказчиком и верфью, и это помогло нам получить проект: итальянцы довольно быстро согласились с тем, что для них это непрофильная история.


В рубке и в машинном зале места "домашней" автоматике нет. Для страховки яхты все жизненно важные системы корабля должны быть сделаны строго в соответствии с корабельными стандартами, и главное тут — это не удобство, а надежность. Дизайн интерьера яхты Коломейченко Борис

А потом... Знаешь, к яхтам в принципе предъявляют повышенные требования в плане сертификации, исполнения и так далее. Мы, конечно, не отвечали за критические системы жизнеобеспечения — аварийное освещение и прочее. Перед нами была поставлена задача спроектировать систему управления освещением с помощью сценариев и распределенную мультимедийную аудиовидеосистему — то, что обычно называют «мультирум».

Но и эта относительно простая задача превратилась в сложную: места под стандартные стойки с оборудованием на яхте нет, нам пришлось сильно оптимизировать, размещать оборудование в разных местах. Предусматривать кое-где дополнительную вентиляцию, вести кабельные трассы нетривиальным способом. В общем, было над чем поработать.

Одна из кают. Все оборудование встраивается в потолок и стены, ничего не должно упасть или отвалиться даже в сильную качку. В потолок встроен комплект акустических систем для окружающего звучания. Не кинозал, но гораздо лучше, чем стандартный звук от динамиков телевизора. Дизайн интерьера яхты Коломейченко Борис


— Ладно, раз уж мы от CEDIA перешли к проекту — расскажи все-таки поподробнее, что, на чем, зачем и почему?

— Я сама, пожалуй, не вспомню, давай позову Сашу [к разговору присоединяется Александр Аганин, директор Luxury Engineering].

Александр: Делали практически все на Crestron. Просто потому, что на этом оборудовании можно было сделать все, да и опыт работы с ним у нас большой. Что сделали? Освещение всех жилых помещений, включая открытые палубы. В основном на светодиодах — ленты и прочее. Во всех спальных каютах — мультирум. В главной каюте — кинотеатр, караоке. На открытых палубах — телевизоры, выезжающие из тумбочек, в главной каюте — телевизор за зеркальным стеклом.

Все аудио- и видеоисточники, а также средства отображения (по-простому — телевизоры) объединены в единую систему мультирум. Можно начать смотреть в спальне, а закончить — в кают-компании, и наоборот. Также можно включить режим «вечеринка», и во всех зонах будет играть одна и та же музыка, а вот громкость можно регулировать отдельно. В качестве источников — локальные сервера, спутниковое телевидение, а вот кабель и интернет-источники — только на стоянках.


— Погодите, а телевизор за зеркалом на яхте — на нем вообще видно что-нибудь посреди моря в ярких лучах солнца?

Александр: К сожалению, не всегда можно переиначить замысел архитектора. Вся главная общая каюта была построена вокруг зеркальной стены, и это было единственное место, куда можно встроить телевизор. Но зато ночью и вечером все хорошо видно.


Главный салон — тот самый телевизор, встроенный в зеркало, встроенные акустические системы, караоке, многоканальный звук, моторизованные шторы на окнах, LED освещение, включая RGB LED-ленты, управление с переносных панелей Crestron и настенных кнопочных панелей. Если присмотреться — видно, как бликует телевизор. Дизайн интерьера яхты Коломейченко Борис


— Ладно, давайте вернемся к конкурсу. Вот вы подали документацию, кстати, в каком виде? И что было потом, как это все вообще происходит?

Александр: Документация, естественно, в электронном виде. Подали летом, где-то в июне этого года. К концу лета узнали, что мы попали в шорт-лист. Мы подавали сразу два проекта, и оба вошли в шорт-листы в своих номинациях, поэтому мы с Аней начали бронировать гостиницы и перелет.


Моторизованные шторы установлены практически во всех жилых каютах, на фото — главная спальня. Довольно большой проблемой было спроектировать размещение карниза в ограниченном запотолочном пространстве, пришлось декорировать карниз материалами потолка. Управление — с переносных панелей Crestron или с прикроватных выключателей. Дизайн интерьера яхты Коломейченко Борис


Анна: Потом мы долго покупали билеты на церемонию награждения, поехали в Англию, и, собственно, вот [кивает на стоящий на столе стеклянный ромбик с надписью CEDIA Winner]. Нет, на самом деле было интересно. Мероприятие проходило на студии Warner Brothers под Лондоном, где снимали Гарри Поттера. Я теперь, кажется, все про него знаю. Само мероприятие — это целый вечер, где-то с 6-7 часов, причем англичане педанты до мозга костей, до 6 и после 7 не пускают, дресс-код Black Tie — это смокинги для мужчин и вечерние платья для дам.

Александр: Представляешь, как мне сложно было в смокинге? Я вообще первый раз в жизни смокинг надел!

Анна: Надеюсь, не последний [смеется]. Поили исключительно шампанским, еда... Ну, еда так себе, в Англии это бывает.


— А как само награждение? Бумажки, речи, вот это все?

— У нас был фальстарт! Мы сидели за столиком, довольно далеко от трибуны, и когда начали объявлять одну из номинаций, где мы были в шорт-листе, наши соседи, услышав «Luxury Engineering», стали аплодировать. Я уже начала было подниматься, как тут стало понятно, что это только номинация, а не победа. Настроение сразу же упало ниже плинтуса. Мы думали, что в яхтах точно не победим, очень серьезный соперник был.


— Кстати, кто соперники?

— Сколько всего проектов было подано — не знаю, в шорт-лист на любую номинацию входит только два проекта, остальные отсеиваются. В яхтах кроме нас была очень крутая компания Archimedia: у них до этого два года подряд были победы в данной номинации, 5 шоурумов — Эмираты, Саудовская Аравия, Марокко, Египет, они плотно работают с очень богатыми клиентами с Ближнего Востока. Поэтому на победу именно с яхтой мы не надеялись, но тем приятнее было победить.


Все ленты подсветки — RGB LED, которые могут менять не только яркость, но и цвет. Управление — с штатных панелей Crestron или мобильных устройств. Дизайн интерьера яхты Коломейченко Борис


Вы знаете, что вы первые, кто получил награду за победу в номинации CEDIA среди российских компаний?

— Нет.


— Ну вот, знайте, я запросил официально, и вы — первая российская компания, получившая эту награду. Как ты думаешь, поможет это вам в бизнесе?

— В России, наверное, нет. CEDIA у нас представлена слабо, и особых надежд на это нет, но в Европе — да. Benetti предложили нам подумать о сотрудничестве. Кстати, произошло это уже после получения награды. На сегодня у нас есть проекты в Риме, Испании, и останавливаться на достигнутом мы не собираемся.


— Анна, ну и напоследок, пару слов — в чем секрет успеха Luxury Engineering, что бы ты посоветовала коллегам по цеху, конкурентам, так сказать?

— Секрет успеха… Знаешь, я не считаю их конкурентами. В какой-то момент я перестала следить за тем, что делают коллеги на рынке. Перестала повторять пусть даже и успешные действия. И вот как только я перестала копировать — развитие моей компании пошло гораздо лучше.

Я знаю, что на рынке есть очень хорошие компании, но чем повторять чью-то историю успеха — лучше потратить это время на изучения продукта и технологий. Вот эти знания гораздо важнее и, разумеется, знание своих клиентов, точнее — их желаний.

Приведу такой пример: некоторые декораторы делают проект вокруг какой-то одной вещи, например, берут диван за 9 миллионов рублей и делают проект комнаты вокруг него. Это неправильно — продавать диван, а потом пытаться его обыграть в интерьере. Продавать надо концепцию, а не оборудование. Это единственный путь для дорогого сегмента. Без концепции продавать становится все сложнее — недорогая техника прилично прибавила в качестве.

Еще хочу посоветовать не жалеть времени и денег на фотографии сделанных объектов, например, мы для фотосессии яхты заказывали специальную съемку у фотографа, который снимает исключительно яхты. И хорошие фотографии — это половина презентации, а презентация — это половина победы в конкурсе. Техническая сложность, по моим ощущениям, была важна на этапе выбора из шорт-листа, а вот попадание в шорт-лист — это по большей части презентация проекта. Нельзя этим пренебрегать.


— Спасибо, и желаю вам следующих побед!


Александр Аганин и Анна Горлова в офисе компании Luxury Engineering. На столе — награда Cedia Awards «Best Auto, Marine and Aircraft Installation, EMEA, 2017»


PS: Фотографии самой церемонии можно посмотреть здесь и здесь