«Мы — группа одержимых аудиоэкспертов (включая лучших инженеров на планете), которая страстно верит, что хороший звук может поднять вам настроение и заставить улыбнуться!», — так сами о себе говорят в компании AudioControl. Через некоторое время я понял, это эти ребята нисколько не страдают завышенным самомнением.
Более сорока лет назад группа заядлых энтузиастов из США основала компанию AudioControl. За эти годы многое было пройдено и произведено: звуковые процессоры и предварительные усилители, эквалайзеры и кроссоверы, оснащение для мультирумных систем и усилители мощности — как в индустрии домашнего аудио, так и для автомобильных систем звука.
Сегодня речь пойдет о четырехканальном усилителе мощности Avalon G4. Взяв за основу свои лучшие наработки (ранее использованные в модели Savoy G3), инженеры AudioControl создали универсальный усилитель, который действительно может заставить вас улыбнуться. По крайней мере, со мной так и произошло.
Дизайн Avalon G4 весьма аскетичен, но есть нюансы, благодаря которым он смотрится довольно стильно. В первую очередь — весьма футуристично выглядящая синяя линия, проходящая практически через всю лицевую панель усилителя. С левой стороны ее останавливает индикатор питания, с правой — кнопка включения.
Специально для тех, кто не любит огоньки на подобных устройствах, предусмотрена функция их отключения. Но на мой вкус эта «шпага» выглядит стильно и лаконично, создавая эффект «света изнутри», который отлично дополнил текстурную лицевую панель и ни разу не привлек к себе лишнее внимание.
Испытание кинотеатром
Но все самое интересное расположилось на задней панели. Разглядывая ее, во-первых, можно интуитивно понять способы подключения и настройки исходящего сигнала для акустических систем. Во-вторых, становится ясно, почему Avalon G4 назван «универсальным».
Сразу же на себя обращают внимание четыре пары контактных клемм для подключения акустики. То есть к нему могут быть подключены четыре колонки — и он выдаст на канал впечатляющие 230 Вт на 8 Ом (300 Вт на 4 Ом). Это могут быть как отдельные каналы — около каждой пары клемм расположены и пара тюльпанов линейного входа — так и две стереосистемы или одна стереосистема и два независимых канала.
Кнопки переключения между моно- и стереорежимами расположены там же. Другими словами, усилитель может служить одновременно частью главной аудиосистемы и заодно озвучивать пару дополнительных каналов в разных комнатах — либо стать частью домашнего кинотеатра.
В составе кинотеатра Avalon G4 проявил себя хорошо: получив сигнал от ресивера AudioControl AVR-7 и усилив его для фронтальных и тыловых спикеров Wharfedale EVO, усилитель продемонстрировал изрядный «level up» по всему диапазону частот, на который были способны фронты и тылы. Читаемость и артикуляция звука здорово подросла — в целом, создалось впечатление, что среднечастотный диапазон получил хорошую опору, перестал прихрамывать и стал заметно лучше контролироваться. Тональный баланс звука при этом изменен не был.
В общем-то, еще до теста мне было понятно, что усилитель такого уровня с кинотеатральными задачами справится легко и непринужденно. Создать нужное звуковое давление для эффектного просмотра кинофильмов — задача не самая сложная. Но сделать это с солидным приростом качества и объема звукового пространства — здесь Avalon G4 не просто выполняет свое предназначение, но и устанавливает некую планку того самого «качества», перешагнуть которую сможет далеко не каждое устройство этого ценового сегмента.
Формирование воображаемой сцены, по моему мнению — один из важных критериев оценки устройств, которые используются в кинотеатральных системах. И то, что предложил Avalon — меня более чем устроило. Воображаемая сцена равномерна, создает в себе ощущение некой непрерывности происходящего процесса в звуковом поле. Говоря простыми словами — картина цельная, плотная, но не зажатая, и рамки ее не ограничены контуром кинотеатральной системы.
Еще одна функция, которая будет полезна как в кинотеатральной схеме с ресивером, так и в банальном фоновом озвучивании помещения — автоматическое включение усилителя при поступлении входящего сигнала. Это избавит владельца от излишних манипуляций и от очередного пульта на столике около дивана.
Великолепное трио
Присмотревшись, на задней панели аппарата можно разглядеть два регулятора кроссоверов (по одному для каждой пары каналов) и регуляторы «level» — их четыре, по одному на каждый канал. Отсюда мы плавно переходим к еще одной вариации подключения акустических систем к Avalon G4 — к трифонику.
Avalon собирает воедино и усиливает стереопару и сабвуфер. Срез частоты сабвуфера можно отрегулировать здесь же, как и уровень его усиления относительно стереопары. В этом варианте сабвуфер подключается «мостом», и в его распоряжении оказывается потенциальных 600 Вт на 8 Ом!
После этого эксперимента мое отношение к Avalon G4, да и к AudioControl в целом, постепенно начало меняться. Для этого понадобились лишь пара напольников Wharfedale EVO 4.4 и сабвуфер MK Sound IW28S. Что тут началось!
Avalon продемонстрировал себя так, как будто его спроектировали для того, чтобы держать в узде 15-дюймовые сабвуферы. SUB15i под его управлением показал потрясающую динамику и контроль такого уровня, которому позавидует большинство его активных собратьев. Бас очень точен, собран и массивен — с острой атакой и правильными затуханиями. При этом его скоростные характеристики порой заставляли меня вслух цитировать Станиславского: «Не верю!..»
Действительно, время от времени хотелось просто смотреть на диффузор сабвуфера, чтобы звуковая картина в голове не теряла правдоподобности происходящего. Это тот бас, который я никак не ожидал услышать. В нем не было монотонности или навязчивости. Наоборот — текстуры и тембры были явственно различимы и пугающе реалистичны.
Кроссовер на задней панели Avalon G4 сыграл в этом не последнюю роль: благодаря точной доводке среза частоты и уровня усиления, удалось достичь того самого эффекта, когда сабвуфер «растворился» в трифонике. Но его поддержка для напольников была очень кстати — после отключения сабвуфера звук многое потерял, но не приобретал ничего такого, чтобы заставило меня отказаться от использования сабвуфера впредь.
Hi-Fi. Универсальность — не приговор
Теперь же интересно, как проявит себя вся эта универсальность в той сфере, где принято для каждого компонента выделять отдельную полочку и где совсем не привыкли к компромиссам — в сфере хайфая.
Вернемся к тыльной панели Avalon G4. Конечно же, биампинг — первое, что приходит в голову каждому любителю качественного аудио, когда он видит четыре пары клемм для акустических проводов у усилителя. Впрочем, стоит заметить, что и здесь у меня был выбор: вместо биампинга можно было использовать так называемое «мостовое» подключение.
При мостовой схеме подключения каждый канал способен разыграться на впечатляющие 600 Вт, что в моем случае было бы излишеством. Поэтому я ограничился «скромными» 230 Вт на каждый канал. При условии биампинга такую мощность потенциально может получить каждый сегмент АС, который подвергается усилению. Грубо говоря, по 230 Вт было зарезервировано и для басовой секции, и для секции СЧ/ВЧ каждой из пары АС Wharfedale EVO 4.4. В роли предварительного усилителя в этот раз выступил стример Cambridge CXN v2.
И первое впечатление, которое всегда играло для меня важную роль — это было состояние, близкое к диссонансу, и улыбка. Сразу скажу, что после довольно длительного прослушивания Wharfedale EVO 4.4 их место заняли Dali Rubicon 8, с которыми я тоже хорошо знаком. И, обобщая опыт, полученный в процессе тестирования Avalon G4 с разными АС, в конечном остатке я получил то, что называют «характером» усилителя.
Во-первых, Avalon всегда соблюдал нейтралитет — его старания не прошли даром ни в одном из сегодняшних тестов. Общая звуковая картина всегда стремилась к нейтральной подаче, что не может не радовать. Обращая внимание на высокие частоты, я не мог найти повода, чтобы обеспокоиться: с детальностью все в порядке, затухания стремятся к границе слышимости, количественно их всегда было достаточно, без излишеств. К средним частотам так же претензий нет: все обертона и полутоны, которые я слышал на хайфайных усилителях — все на своих местах.
Вокал — как женский, так и мужской — звучит естественно, свободно и легко. Отработка усилителем нижнего диапазона напомнила те же впечатления, которые были при прослушивании трифоника — Avalon отлично артикулирует и контролирует низкочастотники, при этом же может «разжать тиски» и дать некоторую свободу диффузору, когда этого требует композиция. Так что джазовые треки не звучали пресно и ни разу не потеряли в интимности.
Снова отдельно хочу выделить построение воображаемой сцены — теперь уже в других обстоятельствах. В данном случае Avalon G4 не пытается строить воображаемую сцену — вместо этого он открывает портал, через который слушатель наблюдает за происходящим в композиции. Такой подход (возможно, немного киношный) мне очень понравился.
Полотно воображаемой сцены — единое, цельное, неразрывное, но в то же время оно имеет границы, которые никак не опираются на те точки, в которых расположены АС. Отличное сочетание глубины и ширины. Но вот позиционирование с точки зрения хайфая — не самое лучшее, что мне доводилось слышать. Образы воспринимаются размытыми в определенных рамках, хотя, по моему мнению, они и являются допустимыми.
Что же касается обещанного диссонанса — он притаился там, где я его точно не ждал. Во время прослушивания, стараясь анализировать и запоминать, я поймал себя на том, что этот звук мне нравится. Но ведь это четырехканальный универсальный усилитель в классе Н!
Я всегда очень осторожничал, смотря на устройства такого типа. Да что там говорить — я сам из тех людей, что души не чают в больших горячих усилителях, и в моей домашней системе трудится ретроангличанин в АВ-классе. Но теперь покажите мне скептика, рвущего рубашку за усилители в классе А — я покажу ему Avalon G4!
Выводы
Прогресс не дремлет, друзья. От моего скептицизма не осталось и следа. Avalon G4 не нужно искать свою нишу — он может все! Этот усилитель продемонстрировал мне, насколько и в какую сторону продвинулся тот самый прогресс. По окончании теста впечатлений была действительно масса, и улеглись они не скоро. Одно из лучших решений на рынке в плане универсальности и многозадачности.
высокая мощность, очень умеренный нагрев, универсальность, гибкость настроек под любые задачи, высококачественная сборка и компоненты, защита от клиппинга
высокая цена, критичность к качеству записи звуковых дорожек, не самая точная локализация вокала и инструментов
3260 долларов США (эквивалент в рублях)
Входы: 4 х RCA, 4 х XLR (балансные)
Выходные каналы: 4
Выходная мощность: 230 Вт/канал 8 Ом, 300Вт/канал 4 Ом, 600 Вт/канал 8 Ом при мостовом подключении
Минимальное сопротивление акустики: 4 Ом
Гармонические искажения: 0,04% (230 Вт, 8 Ом, 20 Гц — 20 кГц)
Отношение сигнал/шум: >102 дБ
Частотная характеристика: 10 Гц — 20 кГц
Вес: 17,2 кг