Решение акустических проблем в гостиной с помощью звукового процессора.
История началась с того, как в большой гостиной комнате был установлен комплект очень качественной и дорогой стерео аппаратуры: поскольку основная задача системы была поставлена, как максимально качественное воспроизведение цифровой музыки - диски, файлы и стриминг, то инсталляторами была выбрана система на основе мечты аудиофила - 4-х блочная цифровая система dCS Vivaldi , в составе которой дисковый транспорт, апсемплер, супер DAC и мастер-клок, как общая внешняя синхронизация системы. Все компоненты очень высокого класса, я думаю что , если я скажу, что это топ индустрии на сегодняшний день, то не ошибусь. Плюс усиление Siltech SAGA и акустические системы Crystal Cable Arabesque. Занятно, что известные производители кабелей включили в линейки своей продукции усилитель (Siltech) и АС ( Crystal Cable ) . И то и другое у них получилось отменно!
Но, как водится "правильному" звуку сильно мешала комната - это большой зал около 80м2 с голыми стенами ( немного картин на стенах не в счет) , полное отсутствие акустической обработки и WF в полный рост - никакого дополнительного оборудования, и дизайн помещения должен был оставаться нетронутым. К тому же система была размещена в углу помещения, - с левой стороны , близко, - окно и стена, с другой - практически открытое пространство большого зала...
В итоге инсталляторы , естественно, получили ожидаемые проблемы - "бубнение" в басу и очень узкая сцена , я ее попробовал изобразить на фото ниже: сцена не выходила за АС и ,что еще хуже - из за продиктованного ситуацией расположения АС и места прослушивания, стереопанорама только по базовому углу была ограничена ~ 30 град., что ниже стандарта вдвое!
И тут инсталляторы из компании "Quinta" вспомнили о существовании акустического процессора Trinnov... Их отговаривали, говорили , как принято в аудиофильских кругах, про недопустимость дополнительных преобразований сигнала и прочее, но проблему надо было решать.
Сразу скажу, что все акустические проблемы Trinnov (модель ST-2 HiFi) решил. Сцена расширилась до стандартных 60 градусов, "бубнение" ушло, как класс. Расстановка КИЗ по стереопанораме четкая, сфокусированная.
..Появилась возможность поправить тональный баланс- получившаяся целевая кривая показана ниже
Плюс к этому была выровнена АЧХ системы - ниже, до и после коррекции:
Поправлена импульная характеристика:
В результате исправления импульсной характеристики звук стал более "живым", появилось больше динамики, экспрессии. Стали более слышимыми , буквально вышли из тишины самые тихие детали...
И, посмотрите на фазовую характеристику: изначально очень ровная , - всего "полтора оборота" , это рекордные значения 360+180 град. спад, - стала почти ровной ( смотрите по более наглядной , зеленой линии , не принимая во внимание влияние комнаты ниже 50 Гц и скачок фазы на 500Гц )
Что в итоге: звук стал цельным, появилось буквально осязаемое пространство. Великолепная сцена и тональный баланс. Сравнение звука с процессором тракте и без него показало отсутствие каких либо негативных артефактов звучания , вносимым процессором, что и не удивительно:- процессор ST-2 был внедрен в тракт по "цифре" , балансным кабелем в стандарте AES, с пропусканием до 196кГц\24бит, в разрыв между апсемплером и DACом. Даже обычные CD 16\44.1 играли замечательно, не говоря уже о файлах более высокого разрешения.
И по дизайну ST-2 тоже "встал" в стойку достаточно органично!
P.S.
Хочу сказать представителям "Квинты" , Эдуарду и Игорю большое спасибо за возможность работы с такой редкой аппаратурой, очень рад новому знакомству!