«Здесь тор, там тор, вон там еще несколько тороидальных трансформаторов, и вот сюда посмотрите — здесь еще один тор. Здорово, правда?», — наверное, примерно так проходят экскурсии у польского производителя тороидальных трансформаторов Toroidy. Каждый, кто нуждался, получил свой тор: будь то музыкальная аппаратура или даже польский оборонный комплекс — хватает всем.

Последняя дисциплина нас мало интересует, потому что мы здесь все-таки ради музыки собрались — поэтому все внимание первой. Audio Valve, Amare Musica, пресвятой Lampizator и еще несколько компаний из нашей тематики нисколько не стесняются, а даже наоборот — скромно гордятся тем, что питающим сердцем их устройств являются тороидальные трансформаторы Toroidy. Везде для Toroidy почет и уважение. Ну, и рынок сбыта, конечно же.

Прямо по стопам Toroidy идет дочернее предприятие Fezz Audio с огромным ассортиментом ламповых усилителей. Любители транзисторных усилителей томно повздыхают, но в этот раз — зря. Почему? Потому что Torus — как раз транзисторный.

Torus в общем

Это название целой линейки: под именем Torus можно найти сразу три интегральника с разными индексами — 5040, 5050, 5060. Сегодня мы упираемся в максимум и тестируем старший Fezz Audio Torus 5060, и тест без интриги не обошелся.

Подход, который использовали польские инженеры, достаточно интересен, но мало распространен сейчас: все три усилителя имеют одинаковую схемотехнику и внешний вид, а разница между моделями достигается за счет дополнительного «навесного» оборудования.

Так, Fezz Audio Torus 5040 — это полностью аналоговый интегральник, за что честь и хвала ему от ценителей олдскула: аналог получил — аналог выдал, ни шага в сторону. Из развлечений здесь есть вход на усилитель мощности и двухканальный выход на сабвуфер.

Fezz Audio Torus 5050 дает больше свободы: сюда добавили выход для записи (а что, а вдруг?), модуль Bluetooth 5.0, усилитель для наушников и MM-фонокорректор. Уже любопытнее.

А топовый по оснащению Fezz Audio Torus 5060 имеет не только все вышеперечисленное, но и собственный ЦАП (24/192), чтобы уж точно и наверняка избавить своего владельца от любых забот. Также стоит отметить, что Bluetooth, фонокорректор и вход на мощник можно отключать — для этого на задней панели есть специальные кнопочки.

Torus снаружи 

Усилитель предстал перед нами в лаконичной простоте дизайна. И после шикарного вида ламповых моделей Fezz Audio даже слегка не верится, что это тоже Fezz. Но глубокая гравировка в центре лицевой панели не оставляет места сомнениям: это он. Хотя, если присмотреться, то замечаешь, что не так уж и прост Torus, как о нем пишут.

Например, ручка регулировки громкости — тонкой работы вещица. Плавный переход от основания к вершине делает ее визуально одним целым с усилителем. Второй любопытный момент: регулятор начинает свой ход с девяти часов. Так что общепринятые правила описания громкости тут не работают, будьте начеку. 

Справа — кнопки переключения входов. Слева — кнопка питания, выход для наушников и глазок ИК-порта для пульта. Пульт, кстати, получился своеобразный: алюминиевый брусок, на котором есть пять больших кнопок. Меняем громкость, выбираем источники, включаем/выключаем усилитель. Выглядит чудно, но на практике оказалось удобно — по кнопкам точно не промахнешься, и не перепутаешь.

Лицевая панель не имеет толщины в миллион миллиметров, но все же сделана из благородного алюминия. Корпус тоже металлический, с решетками вентиляции сверху и симпатичной надписью «Made of music» между ними. Жаль, что эту красоту не будет видно, когда Torus займет место в стойке.

Из палитры расцветок можно выбрать черную или серебристую. Здесь все традиционно: черный — строгий и лаконичный, серебристый — красивый и влюбляет в себя с первого взгляда.

Torus изнутри 

Двойное моно, позолота на разъемах, европейская сборка и автограф сборщика/тестировщика — теперь без шуток, теперь все серьезно. Но с определенными нюансами.

Например, моно: оно двойное, но тороидальный трансформатор —  один. Но обмотки у него две, чтобы двойное моно было еще чуточку ближе к двойному моно. Тор, естественно, свой, родной, брендированный «Toroidy».

А вот дальше без нюансов, как есть: два усилителя мощности на разных платах с радиаторами, большие конденсаторы с кучей микрофарад, комплементарные пары в выходном каскаде — по итогу имеем 90 Вт на 4 Ом или 65 Вт на 8 Ом в классе АВ.

Чуть в стороне, друг над дружкой, находятся схемы с реле переключения входов и ЦАП. А в дальнем углу — модуль Bluetooth. И это верно: чем дальше от основных схем — тем лучше.

В целом же, свободное место в корпусе еще осталось. И ничего не мешает польским инженерам выпустить еще одну модель интегрального усилителя. Например, Fezz Audio Torus-2, у которого будет уже два отдельных тороидальных трансформатора при идентичном функционале.

Torus в деле

При выборе компании для Fezz Audio Torus 5060 мы придерживались все тех же традиционных ценностей: источник аналогового сигнала — Aurender A200, акустика — хорошо знакомые нам полочники Martin Logan Motion 35 xTi и напольные Martin Logan Motion 40i.

Начало было «лайтовое», но не простое: Nico Muhly с треком «Clear Music». Чистенько, со вкусом, виолончель рисует пассажи. Правда, пришлось подождать развязки, чтобы понять: music реально clear, здорово разобрана по партиям, разделена пространством и в пространстве. Одновременно с этим  низкие партии виолончели дали повод для размышлений: что этот Torus себе позволяет?

Продолжим лайт-сессию треком «Arkata» в исполнении Carlos Cipa. Волшебный, плавный рояль. Тянет послезвучия, стучит молоточками, бежит по коже мурашками. В блокноте ставим галочку напротив пункта «мурашки по коже», идем дальше.

«Canyon Jam» от Sepultura — суть ритм в сочетании с набором разных звуков. В какой-то момент аудиофильская сноровка дает слабину и тонет в глубине сцены, в уюте цикад. Очнуться заставили звуки, похожие на надвигающуюся грозу — далекие, глубокие, поначалу фоновые раскаты. Настолько реалистичные, что пришлось ставить трек на паузу и прислушаться к окружающей обстановке. Здесь стало понятно, что сцена — одна из сильных сторон Fezz Audio Torus 5060. 

Контрольным в этом жанре стал трек «Canal Street» из альбома «New York United»: интересный симбиоз жанров через призму польских инженеров слушался с реальным удовольствием — настолько правильно, что даже неожиданно.

Здесь на минуточку остановимся и проведем небольшой эксперимент: послушаем, как этот трек звучит через Bluetooth и через ЦАП, которыми козыряет старшая версия Torus.

Звук через Bluetooth остается в рамках реализации подобных модулей в интегральных усилителях. Этот вариант подключения все еще остается альтернативой, и пока что не может полностью заменить проводное подключение. Звучит чисто, плотно, компактнее, чем с Aurender, и ожидаемо с меньшим количеством деталей. Откровений здесь не будет, но в целом весьма неплохо, как вариант музыки «на скорую руку».

Но вот второй этап эксперимента реально удивил. Все мы привыкли, что ЦАП, который есть на борту у большинства интегральников — это ничем не примечательный бонус, который призван лишь сгладить углы в плане функциональности. Torus 5060 камня на камне не оставляет от этого стереотипа, потому как понадобилось не единожды переключить вход с аналогового на цифровой и обратно, чтобы сделать выводы. Напомним, что источник — Aurender A200, который может как отдавать чистый цифровой сигнал посредством USB, так и с помощью встроенного ЦАПа быть аналоговым источником полного цикла.

Конечно, разница в звуке очевидна: Aurender имеет свой неповторимый характер, который придает некий лоск и благородную плавность любому треку. Характер звука Torus другой, более резвый и бойкий. Начало «Canal Street» любопытнее звучало с Aurender, так как особой подвижности тракта там не требуется. Но вот дальше, когда инструментов становится больше и вступает басовая партия — выводы становятся далеко не однозначными.

Конечно, это нисколько не преуменьшает способностей чуда корейской инженерии, но в данном тракте звук через ЦАП усилителя воспринимался как более открытый, более ясный и точный. Бас уходит глубже, контролируется лучше, полноценнее раскрывает акустику. И пусть с голографией и трехмерностью у ЦАПа Torus 5060 все не так благородно, как у Aurender, но тестовому плейлисту и системе характер встроенного ЦАПа пришелся по вкусу.

И пусть это сравнение будет привязано к жанру и к тракту в целом, но прогресс все равно не остановить. Производители все больше и больше внимания уделяют некогда второстепенным мелочам — и пришло время, когда встроенный в усилителm ЦАП позволяет не заботиться о покупке еще одного компонента на полку. Или, по крайней мере, задумываться о такой покупке не сразу.

Hi, fidelity!

После разминки — никаких компромиссов. Идем на таран динамиков с треком «Futureworld» от Com Truise. И это напор, это четкий контроль даже самых низких нот, ритм, объем и свобода в какой-то невероятной пропорции. Даже сложно вспомнить, кто способен на такие манипуляции с нижним регистром — еще и с таким ценником.

С другой стороны, от нежности высоких и средних частот не осталось и следа: оказывается, он и вот так умеет. Резко, дерзко, размашисто, балансируя на гранях остроты — Torus словно подменили. Но для этого трека так и нужно, так и хотелось.

Точку поставил Current Value с треком «Airshift» — потому что адекватно отработать противофазные транзиенты НЧ в потоке синфазных очень непросто. В целом, результаты прошлого опыта повторились, и выбора нет: Torus — в стойке, блеск — в глазах, новый плейлист — на очереди в Tidal.

Сторону классической музыки/БСО защищал трек «Rossini: L'italiana in Algeri: Sinfonia» в исполнении оркестра под руководством Jesus Lopez Cobos. Здесь впору пришлись все достоинства Torus 5060, выявленные ранее: это сцена, бас и «правильность». Пространство, которое наполняется музыкой, выходит далеко за пределы акустики, ну а нижний регистр — крепкий,  свободный — уместно подчеркнул этот масштаб. И мелодичность, которая подзабылась после тарана динамиков, вновь с нами.

Немаловажно здесь и то, что разборчивость инструментов никак не зависит от нагрузки, которую в данный момент испытывает усилитель. Партии ложатся друг к другу плавно, легко, и создается впечатление, что сколь бы сложным и насыщенным ни был трек — Torus справится. И действительно: композиции типа «I Will Turn Out Right» от De-Phazz слушаются легко и приятно.

Дьявол классики, бог электроники

Любая интрига хороша развязкой. Давайте вспомним, сколько дополнительного функционала заложено в интегральный усилитель Fezz Audio Torus 5060: усилитель для наушников, фонокорректор, ЦАП, вход на мощник, выход на запись, Bluetooth. А теперь вспомним Torus 5040: из дополнительного функционала — только вход на мощник. Но главное в другом — у него есть тот же звук при значительно меньшей стоимости.

Хочется назвать этот звук фирменным — но не совсем то. Может, универсальный? Да, похоже, но хотелось бы еще точнее.

Впечатления от Torus 5060 в какой-то мере схожи с прослушиванием куда более дорогих компонентов: он делает все правильно. До такой степени, что может вообще не вызвать вау-эффекта, который многие ждут от нового усилителя. Но какой бы запутанной ни была аудиофильская дорожка, практика показывает, что компоненты именно с таким характером чаще всего остаются с нами надолго.

звук где-то за пределами ценового диапазона; широкий функционал; качество сборки; далеко не бесполезный встроенный ЦАП

не рекордсмен по мощности — выбирайте акустику в пору; некачественный мастеринг треков — как на ладони

Fezz Audio Torus 5060

195 000 рублей

Тип: интегрированный транзисторный стереоусилитель

Максимальная выходная мощность: 90 Вт (4 Ом) / 65 Вт (8 Ом)

Схемотехника и особенности конструкции: класс АВ, двойное моно, тороидальные трансформаторы аудиофильского качества, позолоченные разъемы.

Выходные разъемы: tape output (выход для записи), sub-out (для подключения сабвуфера)

Аналоговые входы: 4х RCA + 1х вход предусилителя

Цифровые входы: 1x S/PDIF (24 Бит/192 кГц); коаксиальный (24 Бит/192 кГц), 1x USB (24 Бит/192 кГц)

Чип ЦАП: Wolfson 8740 с системой подавления джиттера

Функционал: интегральный стереоусилитель; двухканальный усилитель мощности; Bluetooth; усилитель для наушников; фонокорректор типа ММ

Соотношение сигнал/шум: >100 дБ

Диапазон частот: 5-100000 Гц (-3дБ)

Потребляемая мощность: 200 Вт

Вес: 7,5 кг

Габариты (ШхГхВ): 430x330x97 мм

Цвет: черный, серебристый