Вот уже почти шесть лет, как я погружаюсь и отслеживаю, насколько возможно, аналоговую-ленточную и магнитофонную тематику. Очевидно, что этот мир древностей и артефактов успешно пытается смыть пыль веков и реинкарнироваться в розовощекого карапуза, вызывающего все больше симпатий и рекрутирующего новых сторонников.

Собравшиеся на светлой стороне аналоговой силы падаваны размежевались на примерно три лагеря. Первые вооружаются на частной жилплощади профессиональными мастер-машинами, подвергнутыми грамотному и глубокому рекапингу, собирая на полках официальные издания на 38-й скорости и все далее удаляясь от темной стороны цифрового мира, а часто и от виниловодческих традиций предыдущих жизней.

Вторым посилен, в силу обстоятельств, меньший калибр оснащения и, в итоге, на интернет-аукционах коммерческие тиражные ленты на 19-й и 9-й скорости разлетаются как горячие пирожки. К ним все больше присматриваются лэйблы и студии, выпускающие актуальную ленточную продукцию и предлагающие официальные копии на 2-4 дорожки для бытовых магнитофонов.

Третьи лихо копируют на ленту винил и цифру и счастливы этим. Но, как говорил старик Мао: «Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ...»

Старое и новое на аналоговых полках

Подчас забавно читать и слушать горячие споры адептов из разных лагерей о том, что такое мастер-ленты и откуда они берутся. Рост интереса аудиофилов к теме магнитофонов и аналоговых носителей обрастает легендами и народными сказаниями, число которых множится как снежный ком и направляет начинающих войти не в ту дверь. Пора навести в теме относительный порядок и аргументированную гармонию.

Архивный оригинал студии MPS

Гарольд Тиченор (Harold Tichenor), подлинный знаток темы, профессиональный студийный архивариус предлагает обоснованный практическим знанием глоссарий ленточного аудиофила. Вот что пишет Шеф-редактор Positive Feedback Дэвид Робинсон (David Robinson):

«В среде аудиофилов существует большая путаница в отношении категорий и терминологии лент R2R, с вольной трактовкой категоризации лент и их источников. Это может привести к подмене понятий разных поколений лент и то, что они говорят о происхождении этих лент… это нехорошо, как известно аудиоинженерам и продюсерам. В наши дни, когда несколько компаний продают ленты R2R, разъяснения от опытных специалистов в этой области весьма полезны.

Гарольд прислал мне несколько заметок, которые мы с ним отредактировали для читателей на сайте Positive Feedback. Это публикуется как гостевой вклад Гарольда; мы надеемся, что он будет полезен меломанам во всем мире».

Гарольд Тиченор

Гарольд Тиченор пишет:

«Я подумал, что пришло время пересмотреть и обновить некоторые основы архивации студийных магнитофонных записей. Некоторые из нижеследующих абзацев взяты из краткого руководства для коллекционеров лент, которое я пишу для возможной публикации по просьбе нескольких коллег-архивистов. Я работаю в медиа-архивах и в медиа-производстве с 1963 года и хотел бы поделиться некоторой собранной мной важной информацией, относящейся к технологии магнитофонных записей и архивной практике. Вот подробная техническая информация, которая может оказаться полезной для пользователей записанных в студиях лент (R2R)».

Вот какую картину ленточного мира мы видим в итоге.

Исходные ленты (источник)

Описательный термин «Master Tape» в последние годы использовался довольно широко, особенно в списках продаж в на аукционах в интернете. На самом деле в процессе записи, мастеринга и тиражирования есть нюансы, которые требуют более точной типологической терминологии.

Аудиозаписи на магнитофонную ленту обычно классифицируются на основе их первоначального предназначения. Эти цели делятся на три основных этапа творческого проекта: производство, распространение и презентация.

(BigD: здесь и далее в переводе я стараюсь придерживаться лексики и терминологии автора.)

Production (Производство)

Магнитная лента была предпочтительным профессиональным носителем аудиозаписи примерно с 1946 по 1982 год и использовалась для релизов, записанных на концертах или в студиях. В коммерческих операциях для создания «записей», подходящих для продажи или трансляции для широкой аудитории или клиентуры, исходные необработанные записи сводились и редактировались для создания согласованных окончательных программ. Например, симфоническое произведение могло быть записано в нескольких частях, а затем отредактировано и собрано для создания эффекта единого непрерывного исполнения оркестра. Окончательный результат этой работы сохранялся на производственной мастер-ленте (Production master).

Distrubution Tape (Тиражирование)

Копии этих завершенных записей на магнитной ленте (Production master) изготовлялись с единственной целью — дублирования программы при производстве и распространении коммерческих или розничных копий. Именно эти копии аудиофилы обычно и называют «мастерами». Определяющей характеристикой исходной мастер-ленты является то, что ее основной функцией является использование для изготовления копий. Для большинства программ не было единственного исходного «мастера»; обычно было несколько поколений мастер-лент, созданных для дублирования на многих территориях по всему миру, а также некоторые специализированные мастер-ленты, адаптированные для производственных нужд конкретных носителей — винил, кассеты и прочее.

Презентация

Лента на коммерческих катушках снова служит одним из популярных форматов воспроизведения, доступных как покупателям для личного домашнего использования, так и коммерческого вещательного использования, наряду с более распространенными презентационными носителями или фонограммами: виниловыми пластинками, 8-дорожечными картриджами, компакт-кассетами и компакт-дисками...

Теперь о главном.

Поколения копий исходных источников и их идентификация

Сегодня многие архивные источники фонограмм на лентах сохранились с весьма различных стадий копирования их исходного источника записи. Терминология, используемая для идентификации этих лент, хотя и не стандартизирована формально и юридически, основана на практике аудиоиндустрии и может быть резюмирована следующим образом:

Нулевое поколение

ORIGINAL или Session Tapes, Parts или Multi-tracks: это первоначальные записи на физическом аналоговом, «заложенные» в студии или записанные на месте проведения живого мероприятия. Они очень редко покидают студийный архив своего лейбла.

Первое поколение — первая копия оригинала (First Generation)

EDITED WORK PARTS или Original Master, Mixdown или Remix (First Generation): представляют собой либо оригинальные записи студийных сессий, либо их прямые рабочие копии, отредактированные в электронном (цифровом) или физическом (аналоговом) виде для формирования окончательного исходного материала всех последующих выпусков и тиражей. Они также очень редко покидают исходный студийный архив.

Второе поколение — PRODUCTION или PROGRAM MASTER (Second Generation)

Это копии с источников первого поколения или «редактированных рабочих частей» записи — они будут использоваться для изготовления всех последующих производственных и рабочих мастер-копий, которые разошлют клиентам по всему миру. Обычно такая копия содержит присвоенный студией уникальный матричный номер для идентификации конкретной программы записи. Со временем может возникнуть необходимость в изготовлении дополнительных производственных копий мастеров, поскольку первые становятся поврежденными или теряют рабочие свойства со временем. Они также редко попадают в общий оборот и в интернет-продажи, за исключением случаев, когда студия закрывается и ее активы ликвидируются.

Production master для выпуска макси-синглов на виниле
Лента второго поколения, переданная из Abbey Road в издательство Международная книга СССР для выпуска лицензионного винила

Примечание BigD: некоторое существенное дополнение — в актуальной практике распространения аналоговых записей на ленте есть и иная составляющая, direct copy from master. Ряд современных «магнитофонных» лейблов, таких, как International Phonograph или Fone Records, реально предлагают покупателю копию первого поколения. Тиражи этих предложений невелики и недешевы, ибо непосредственно исходная запись копируется напрямую на ленту, записанную официально в студии для конечного пользователя. Исходнику на современной магнитофонной ленте не грозит износ или потеря качество. А вот эффект от приобретения подобного носителя для поклонников подлинного аналогового звука существенен весьма.

Прямая копия оригинального мастера от International Phonograph

Но идем дальше...

Третье поколение — Мастер-копия или DISTRIBUTION MASTER

МАСТЕР ДЛЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ или Мастер-копия (Third Generation): изготавливается из оригинального мастер-материала второго поколения и отправляется на заводы-изготовители виниловых пластинок, кассет и компакт-дисков, лицензирующие контент для распространения конечному потребителю. Поскольку каждая страна мира является уникальной территорией с правами на лицензирование, этих копий может создавалось довольно много... особенно в случае очень популярных исполнителей.

Огромное их количество было утилизировано студиями и прессовочными заводами по тиражированию винила, когда их библиотеки оцифровали. (Утилизовано в прямом смысле: архив — грузовик — помойка. — прим. BigD) Это самые распространенные «мастера», которые можно найти в обращении у коллекционеров или в интернет-продажах.

Пинк Флойд в "помоечной копии"

BigD: стоит заметить, что на практике лицензионных соглашений такие копии должны были возвращаться к правообладателю после печати тиража (изготовления виниловой матрицы). Пущей безопасности ради завод грампластинок делал рабочую копию себе и работал с ней. Таким образом на утилизацию шли чаще всего уже копии четвертого поколения.

Четвертое поколение — Мастер копия

COPY MASTER (Fourth Generation): изготавливается на заказ на территории лицензирования для конкретной цели создания коммерческих копий для оптовой и розничной торговли. Для кассет будет создан «петлевой мастер» для запуска высокоскоростных машин для копирования на кассеты. Точно так же мастер-копия может быть подготовлена со специальной эквализацией для подачи на токарный станок, который вырезает первоначальный лакер, используемый для производства последующих матриц, необходимых для печати виниловых пластинок.

Мастер-копии также могут быть созданы для создания реальных копий на ленте для конечной коммерческой продажи, обычно на пониженной скорости 9-19 см/сек на 2 или 4 дорожки. К 1970-м годам эти розничные копии на магнитной ленте производились на групповых копировальных аппаратах, работающих со скоростью 60 или более дюймов в секунду. Из-за сильного износа, которому эти копии-мастера интенсивно подвергались, они часто имели довольно короткий срок службы и очень редко попадали в обращение.

Архивные или Safety копии в студиях и библиотеках лейблов — это, как правило копии 2-4 поколения, а COURTESY или ENGINEER'S COPIES — личные архивы, использовавшиеся студиями как демонстрационный материал.

Master Tapes, Analog