Если судить по каталогу производителя — передо мной младший предварительный усилитель в линейке. Но если посмотреть на его функционал, то нельзя не задаться вопросом: чем в большей степени является этот аппарат — предварительным усилителем, ЦАПом, или стримером? Впрочем, тенденция на разработку многофункциональных аппаратов очевидна, и, если раньше было сложно найти усилитель без фонокорректора, то сейчас почти обязательной стала цифровая начинка. Однако уживается ли все это в одном корпусе?
С первого взгляда ясно, что перед тобой Simaudio Moon — фирменный дизайн бренда сложно с чем-либо перепутать. При наличии трех вариантов отделки — полностью черный, серебристый и смешанный — аппарат вполне можно стилистически согласовать с практически любым набором техники. Дизайн вполне функциональный, к расположению кнопок привыкаешь быстро, хотя на практике они навряд ли пригодятся — скорее начнешь пользоваться планшетом и пультом управления.
Первичная настройка усилителя потребует некоторого времени и раздумий. Можно подобрать названия входов, отрегулировать по ним чувствительность, выбрать желаемую яркость дисплея и настроить параметры фонокорректора, а дальше остается только пользоваться — в этом плане аппарат, при достаточном количестве функций, вполне понятен, логичен и удобен.
Как я писал выше, аппарат следует рассматривать не только как предусилитель. Это сразу видно по аналоговым выходам: балансные — регулируемые, а вот небалансные — есть и с регулировкой, и без, что необычно для предусилителей. Вдобавок присутствует вход ММ- и МС-фонокорректора с подстройкой импеданса, емкости, коэффициента усиления и даже кривых коррекции. И выход на наушники, по моей оценке, вполне достойный. На этом аналоговая часть заканчивается.
Цифрой же аппарат набит практически под завязку. Есть встроенный ЦАП с практически полным набором входов — USB, AES/EBU, S/PDIF и оптика. Входы работают с разным разрешением: по USB, например, поддерживаются 32 бит/384 кГц и DSD 256, по оптике ограничение на 24 бит/96 кГц, по S/PDIF — 24 бит/192 кГц.
В качестве дополнения есть и Wi-Fi-подключение, работающее в составе модуля стримера MiND. Пропускной максимум беспроводной сети — 192 кГц и DSD64, однако указано, что потенциально модуль может принять и сигнал большего разрешения, но это будет зависеть от роутера и организации домашней сети. При проводном подключении поддерживается тот же максимум разрешений, что и в случае USB-коммутации. То есть, в целом, аппаратом можно пользоваться в режиме и ЦАПа, и стримера — эти режимы друг с другом не конфликтуют. То, что функционал работает стабильно и «бесшовно» — несомненный плюс.
Также аппарат умеет работать USB-хостом: если к интерфейсу подключить внешний USB-диск с фонотекой, стример обработает этот массив файлов, каталогизирует и отобразит в своем интерфейсе. Схожим образом устроена и работа с сетевыми накопителями по DLNA и UPnP. Наконец, если понадобится — в наличии и Bluetooth aptX.
Что касается стриминга, аппарат может работать с Tidal, Qobuz и, что особенно приятно, — с представленным у нас официально Deezer. В российских реалиях, учитывая класс устройства, смею утверждать, что в хайэндной парадигме Deezer тут куда полезнее и нужнее, чем тот же Spotify. Полноценная поддержка Tidal (включая декодирование MQA) и Roon также могут оказаться не лишними. А модуль стримера MiND2 способен обеспечить мультирумную синхронизацию.
Помимо всего этого, Simaudio Moon 390 предлагает и дополнительные функции: например, четыре входа HDMI 2.0 и один выход для работы с аудиосигналом. Не знаю, зачем столько, но для интеграции между кино- и аудиосистемой этого количества будет более чем достаточно.
Таким образом, по функционалу аппарат оказался очень хорошо подготовленным — может быть, даже избыточно. Главное, что функции не конфликтуют друг с другом, все работает и легко управляется. Спровоцировать хоть какой-то сбой в процессе тестирования у меня не получилось. Даже приложение ни разу не вылетело. Да и управление, в целом, реализовано удобно — достаточно один раз настроить.
Интерфейс управляющего приложения выглядит на твердую четверку. Может быть, функционала здесь немного меньше, чем в среднем, но все достаточно просто и понятно. Вот источники разной цифры, включая интернет-радио, вот входы (переключиться из приложения можно хоть на фонокорректор), вот необходимый минимум настроек. Интерфейс простоват, но зато не перегружен, и все нужное в нем — под рукой. Освоиться сможет даже тот, кто никогда ничем похожим не пользовался.
Кроме того, использовать-то можно все как угодно: например, функцию стримера — для стриминговых сервисов, а локальный материал подавать по USB, в том числе и при помощи стороннего приложения, если вдруг больше хочется разделения. Или же можно повесить все на Roon и пользоваться им. Но можно и нагрузить всеми задачами родное приложение, особенно если локальная фонотека не исчисляется десятками тысяч дисков.
Что касается таких больших фонотек (а они у людей иногда встречаются), то идеального решения я пока не видел ни среди родных приложений, ни среди самостоятельных компьютерных решений. В каком-то смысле, Roon — один из наиболее грамотных вариантов, но и то с оговорками.
Внутри
Внутри аппарат устроен достаточно сложно. Переднюю часть корпуса занимает полностью закрытый экраном блок питания. Заднюю — две платы, на которых собраны основные схемы. Плюс — одна небольшая модульная плата от стороннего производителя, отвечающая за Wi-Fi и Bluetooth.
Две основные платы расположены друг над другом, поэтому увидеть сердце ЦАПа, построенное на восьми ESS Sabre ES9026PRO, не получится — все закрыто. А то, что видно, выглядит продуманно, но вполне по-цифровому. Например, регулировка громкости на паре чипов NJR Muses 72320. Единственное, что не совсем понятно: в инструкции есть отсылка к поддержке хайрезных форматов по Wi-Fi выше 24 бит/192 кГц. Однако, если, попадая на основной ЦАП, сигнал проходит через чип Asahi Kasei AK4115VQ, то по идее там больше 24/192 поддержки быть не должно — вне зависимости от способностей роутера и сети. В остальном, хорошая сборка, неплохие комплектующие, и отдельно отмечу весьма неплохо, для встроенного, выполненный фонокорректор.
А вот блок питания вызвал недоумение. Под массивным экраном оказался небольшой импульсный блок — сразу стало понятно, почему у аппарата универсальный вольтаж. Впрочем, все-таки это предусилитель, а не усилитель мощности. И некоторые производители используют импульсные блоки питания весьма успешно. Но все же непривычно. Я рассчитывал найти, как минимум, отдельные трансформаторы для цифровой и аналоговой части. С другой стороны — блок питания, как он есть, сделан неплохо, поэтому не буду делать поспешных выводов.
Прослушивание я проводил в самых разных вариантах (кроме Bluetooth), но в качестве основной была конфигурация, в которой дисковый транспорт подключен по AES/EBU, по сети работают стриминговые сервисы, а по USB подключен компьютер с фонотекой и плеером Audirvana. И в качестве дополнительного эксперимента — стриминг локального материала с удаленного хранилища.
Первые впечатления: хоть звук и хорош (чем и как — разберем чуть позднее), а разница в нюансах при воспроизведении все же есть. Как ни странно, стриминговый вариант понравился чуть больше, чем подача тех же самых файлов по USB. Все будто бы чуть стройнее, динамика точнее, а фокусировка образов лучше.
Разница между обычными изданиями и хайрезом слышна хорошо, хотя в ряде случаев тут вопрос не столько к аппарату, сколько к тому, что из чего было сделано. Однако сам факт разницы, неоднократно замеченной, может говорить в пользу приличных способностей аппарата. Проблемные же аппараты разницу чаще замыливают, и не важно на каком этапе — преобразования или, банально, аналогового выхода. Здесь такого не наблюдается.
Все более или менее предсказуемо, по разнице — хайрез звучит детальнее и многообразнее, чем 16/44, у DSD можно услышать характерную микродинамику и отсутствие жесткости, а также фактурность звука. В принципе, сравнивать разные исходники на этом аппарате приятно и интересно, а результаты сравнения не противоречат выводам, сделанным на контрольных трактах.
А слушать интернет-радио в пережатом качестве (кстати, параметры форматов и сигналов всегда удобно отображаются) можно, но совсем не хочется — слишком очевидная разница.
Послушал и сравнил два издания альбома Jacintha «Here's To Ben» на XRCD в виде диска, в виде копии с него и в виде трансфера с ленты в DSD. Различия в детализации заметны и наталкивают на мысль, что хорошим аналоговым исходникам сейчас очень даже есть место, и издания «собранные» на ленте, а потом изданные хоть в DSD, хоть на виниле заслуживают внимания и доверия. Хотя я сейчас все-таки не о форматах, а о конкретном аппарате, но разницу он показывает наглядно — слушать хочется в DSD, а не на XRCD, пусть даже там тоже все отлично сделано.
Что же касается самого звука, без оглядки на разницу форматов, подача — очень деликатная и аккуратная, может, чуть смягченная, округлая, но совершенно не замыленная. Излишней остроты нет, но и ощущения вуали тоже. Воздуха много, но в меру — нет перераздутости, сцена среднего масштаба, вполне правильная. Забегая вперед, скажу, что по сцене подача тяготеет к средне-правильным значениям — аппарат не мельчит, но и не раздувает пространство.
Баса достаточно — опять же, не много, но и не мало. Качество хорошее. Все скорее аккуратно и сдержано, но на примере этой конкретной записи понятно, что нет склонности к укрупнению или подчеркиванию баса — и качество, и информативность у него хорошие. Серединка ровная, спокойная, но не прохладно-отстраненная, как того можно было ожидать от Moon. Верхние частоты прозрачные, скорее чуть светлые, но ни по верхам, ни в звуке нет ни прохлады, ни остроты, ни колкости. На псевдоаналоговую замыленность это совершенно не похоже, но и на преувеличенно-подчеркнутую цифровую резкость тоже. То есть все примерно посередине и в равновесии, без перекосов.
Динамики и детальности, на примере этого альбома, более чем хватает. Никаких нареканий у меня нет. Не слышно ни форсированного звука, ни, наоборот, вялого или неуверенного звука.
Дальше послушал в разных вариантах запись Ben Webster «Ballads». Все примерно в том же ключе, нюансы записи слышны хорошо. Особенности заметны, но в чистый анализ аппарат не уходит, даже если обращать внимание на недостатки издания. Музыкальность немного перевешивает, хотя окраски или нарочитой эмоциональности не проявляется.
Отдельно нужно сказать об отошедших на фоне цифры и стриминга аналоговых функциях аппарата — ведь он все же предусилитель. Недавний личный опыт подбора предварительного усилителя и прослушивания разных аппаратов говорит, что на общем фоне этот пред оказался лучше ожидаемого. В его звуке есть немного синтетики, но заметить это можно только в прямом сравнении с собратьями.
В остальном — очень хороший контроль звука на малой громкости с сохранением и баса, и атаки, и сцены. И общая упругость, осязаемость звука вместе с очень хорошей подвижностью. И никакого пластилина. Плавная многоступенчатая регулировка громкости очень удобна. Я был приятно удивлен, учитывая реализацию преда в аппарате. Ясно, что можно и лучше, и больше, но балансный регулятор на матрице из резисторов — это уже самый старший сегмент. У Simaudio Moon 390 все сделано иначе и проще, однако работает весьма достойно.
Конечно, при согласовании предусилителя и усилителя мощности нужно помнить, что кроме характеристики «просто хороших аппаратов» есть еще и формальные параметры согласования по входу-выходу, и, если их не учитывать, можно получить посредственный результат и от пары очень хороших по отдельности, но совершенно не сочетающихся между собой устройств. Но тут на все случаи жизни советов не существует. А для данной конкретной модели я бы рекомендовал использовать балансную коммутацию.
На практике убедился, что переключаться между входами, одновременно использовать стриминг и разные локальные источники — удобно, все работает быстро и без лагов. Хотя, например, настроить фонокорректор из приложения нельзя. Но, может, это и не столь необходимо. Гораздо важнее то, что фонокорректор здесь построен не по остаточному принципу на пяти детальках — он неплохо играет в том числе и не с самыми бюджетными MC-головками.
Понятно, что конкурировать с отдельными аппаратами (только, конечно, не младшего уровня) у встроенного модуля не получится, но сам по себе он весьма неплох. Из особенностей корректора можно отметить не самый мощный бас, чуть менее фактурный и объемный, а так же слегка формализованную детальность и тембры в целом. Впрочем, я видел и полноразмерные корректоры, не самые дешевые, которые играли примерно так же или попроще.
Возвращаемся к цифре и слушаем дальше. Альбом Guido Möbius «Gebirge» в виде диска и стриминга Tidal. Разница в подаче одного материала из разных источников здесь менее заметна — все на уровне нюансов, и больше слышно собственный почерк аппарата. Он ненавязчив и вполне прозрачен, но все же присутствует. Ритмичные текстуры музыки вполне отчетливы и точны, но подчеркнутой хлесткости нет — все аккуратно и детально. Сцена правильная, с достойной проработкой по глубине. Подача аккуратна, но она не скатывается в неуверенность. Объем и наполненность, опять же, присутствуют даже на небольшой громкости. Эмоции сдержанные, но не замороженные.
Еще один диск — Dimmy Borgir «Puritanical Euphoric Misanthropia». Синтетика самой записи слышна, но подача, в целом, удивила. Все более насыщенно-аналогово, слитно, но в то же время динамично — звук не захлебывается. Ритм есть, напор тоже, но специфика записи слышна иногда настолько, что музыка, которая должна быть суровой и брутальной, воспринимается несколько комично. Вообще, тяжелая музыка с этим аппаратом звучит бодро и разборчиво, но по характеру почему-то получается ближе к олдскульному року с его теплотой, а вот холодно и мрачно получается не всегда. И это при формально достаточном разрешении.
Напоследок я послушал исполнение Бранденбургских Концертов Баха, которое есть у меня и в цифре, и в DSD, и на виниле (собственно, эти пластинки были основными при оценке корректора). Но сейчас только про цифру. В целом, все достаточно слитно, но с хорошей динамикой и детальностью. На сложных фрагментах атака чуть сглажена — не хватило прозрачности и стройной пронзительности, но в остальном и по динамике, и по детальности результат хороший. Тембрально подача слегка затеплена, но не окрашена. Сцена правильная, цельная и стройная. Для сравнения я послушал несколько современных и совершенно цифровых записей классических произведений — разница по самим записям заметна, но общий чуть успокоенный, не острый характер никуда не девается.
Выводы
Первая интересная сторона этого аппарата — универсальность. Даже я изучил не все функции, например, не попробовал интегрировать предусилитель в систему с HDMI. Потребовалось бы слишком много времени, потому что возможностей этих много. Может быть, даже слишком много. Пуристам иногда хочется все разделить на отдельные компоненты, но такой путь окажется весьма затратным.
Помимо цифрового функционала, мне понравилась и работа предусилителя. Даже с поправкой на ценовой сегмент получилось весьма убедительно.
С технической же точки зрения аппарат интересно изучать как пример исключения из общих правил — многое в его конструкции сделано не совсем привычно и даже не очень логично. Однако по уровню звука результат не вяжется с конструкцией. А на деле это, как мне кажется, важнее. Все же многим важнее слушать и слышать, а не хвастаться на форумах.
А вот чем же аппарат является в большей степени — источником или предусилителем — я так и не решил. Скорее всего, и тем, и другим в равной степени. Интересное развитие. Пускай встроенный ЦАП сегодня встречается повсеместно, однако далеко не всегда «встройка» равновесна остальным составляющим.
Музыкальный материал
Ben Webster — Ballads / 2XHDST1074 DSD 128
Dimmy Borgir — Puritanical Euphoric Misanthropia / Nuclear Blast 27361 65272 / CD Stereo
Guido Möbius — Gebirge / Karaoke Kalk 49 / CD Stereo
J.S.Bach — Brandenburg Concertos no 1–6 — N. Harnoncourt, The Vienna Concentus Musicus / Teldec Classics 9031-77611-2 / CD Stereo / HDTT1029 DSD 128
Jacintha – Here's To Ben. A Vocal Tribute To Ben Webster First Impression Music / FIM XRCD 020 / XRCD Stereo / GRV1001 DSD 64
622 000 рублей
Аналоговые входы: RCA, XLR, MM/МС-фонокорректор
Аналоговые выходы: XLR, RCA регулируемый и нерегулируемый
Цифровые входы: USB, AES/EBU, SPDIF, TOSLINK, HDMI
Выход на наушники: 1/4 дюйма
Управляющие разъемы: SimLink, IR, RS 232
Входной импеданс аналоговых входов: 22 кОм
Максимальный ток по аналоговым входам: 5 В
Коэффициент усиления: 10 дБ
Выходной импеданс: 50 Ом
Взаимопроникновение каналов: -116 дБ
Частотный диапазон: 10 Гц — 200 кГц / +0,5/-3 дБ
Соотношение сигнал/шум: 125 дБ
КНИ: 0,0004 %
Интермодуляционные искажения: 0,0003 %
Мощность усилителя для наушников 600 / 300 / 50 Ом: 100 / 200 / 800 мВт
КНИ выхода на наушники: 0,005 %
Интермодуляционные искажения выхода на наушники: 0,005 %
Встроенный фонокорректор: ММ/МС
Настройки: импеданс, емкость, коэффициент усиления, выбор кривых коррекции
Встроенный ЦАП:
Поддержка PCM: 16–32 бит / 44,1–384 кГц (32 бит и 384 кГц — по USB или в режиме стриминга)
Поддержка DSD: DSD64, DSD128, DSD256 (USB и стриминг)
Размеры (ШхГхВ): 429х333х89 мм
Вес: 10 кг