Добраться до фонокабелей этого британского производителя мне хотелось давно. На изучение мне попала почти вся линейка фонокабелей Atlas Cables — три модели из четырех, за исключением самой старшей фоно-версии кабеля Mavros.
Выбор фонокабелей на нашем рынке невелик — нехватка чувствуется практически в любом ценовом сегменте. Многого не достать — или только под заказ.
Однако потребность сменить штатный фонокабель может быть актуальна для самых разных проигрывателей и тонармов: от бюджетных до дорогих. Хотя бы уже потому, что зачастую даже к приличным тонармам в комплекте идет кабель по принципу «чтобы проверить работоспособность».
И еще отмечу, что репутация у производителя хорошая во всех производимых сегментах — так что тут будет к чему присмотреться и что оценить.
Сородичи
Модельный ряд фонокабелей у Atlas Cables строится параллельно с межблочными кабелями. При этом не все модели могут быть фонокабелями, но все фонокабели имеют «сородичей» среди межблочников.
В каталоге четыре модели: Element, Equator, Hyper и не вошедший в тест Mavros. Каждая из них идет с разделкой RCA-RCA или DIN-RCA (прямой или угловой разъем). Для каждого кабеля предлагаются следующие длины: 0,5, 0,75, 1, 1,5, 2 или даже 3 метра.
Трехметровый серийный фонокабель — большая редкость, а в ряде случаев это может быть единственным решением задачи для конкретной инсталляции. Однако следует быть осторожным, если у вас головка с небольшим выходом.
Мы же будем изучать абсолютно стандартные длины — как раз те, что более всего востребованы на практике.
Легкая разделка
Для начала следует пояснить, что же за новшество такое — Achromatic. Это новые разъемы с уменьшенной массой, а главное — с уменьшенным количеством любого металла в конструкции.
Внешние колпачки разъемов пластиковые, внутренняя часть контактной группы тоже совсем не крупная по размеру — кажется, здесь использован почти что возможный минимум. Даже плюсовые контакты RCA-разъемов не цельные, а полые внутри.
Идея не новая, но очень даже привлекательная. Если заочно выбирать между кабелем, разделанным чем-то легким, и кабелем, разделанным чем-то тяжелым и массивным, приоритетным для меня станет первый вариант. Схожего подхода придерживаются и некоторые другие производители — как готовых кабелей, так и разъемов. Те же очень легкие и «малометаллические» WBT или некоторые ETI.
Также стоит помнить про одну особенность у Atlas Cables — разделка без пайки, только обжимом. И здесь я соглашусь с производителем — сам для работы чаще беру именно разъемы под зажим или винт.
Разветвление
Материалы и конструкции у Atlas Cables привычные, без эзотерики. Проводники из разных видов бескислородной меди, вспененный полиэтилен или другие полимеры в качестве диэлектриков, внешне несложные конструкции. Все рационально, технично, никаких чудес не наблюдается.
Все кабели в нашей подборке легкие и гибкие. Element и Equator — по сути два раздельных межблочника, никак не связанных друг с другом. Hyper — цельный кабель, имеющий разветвление вводов и выводов. Но длина разветвленных концов большая, так что трудностей не возникнет даже с полноразмерными корректорами. Впрочем, разъемы моего корректора — в половине расстояния корпуса друг от друга, так что длины хватило впритык — и если бы не гибкость кабеля, ничего бы не получилось.
Разъемы у всех трех кабелей одинаковые — это как раз Achromatic RCA. Проводник заземления во всех трех случаях — отдельный проводок, разделанный лопатками — кстати, они удобные. Не слишком большие и не слишком маленькие. Также в комплекте есть небольшой хомут с липучкой — на случай, когда нужно зафиксировать все вместе.
Какое-то время перед тестом я дал каждому кабелю поработать в качестве межблочника с зацикленным сигналом, а потом все три кабеля работали в качестве связки между тонармом и фонокорректором — при этом использовалась MC-головка с низким выходом.
Также заранее проверил их на помехоустойчивость — экранирование работает неплохо, но нежелательного соседства я бы избегал. Впрочем, эти предосторожности всегда актуальны при передаче слабого сигнала от головки на корректор или повышающий трансформатор.
Atlas Element TT
Звук где-то между светлым и нейтральным, где-то на грани. Довольно заметно подчеркивание вокальных партий, но без крикливости. Кроме того, кажется, что серединка слегка приподнята. Но без перебора, просто как некий уместный акцент. Ударные же иногда кажутся чуть сглаженными, а еще смягчена басовая составляющая, но совсем не сильно, с сохранением фактурности.
Верхние частоты присутствуют в должной мере, не завалены и не приглажены — при этом они не яркие. Детальность и динамика в целом неплохи, только на некоторых записях подача по этим составляющим кажется простоватой. Забегая вперед, скажу, что в системе подходящего уровня этого точно не будет заметно.
Сцена широкая и глубокая, но прорисована она крупными мазками, без голографичности. Впрочем, все на своих местах и без заметной непропорциональности. Ощущение воздуха есть, но не сильно подчеркнуто. По характеру звук жизнерадостный, но без ощущения эйфории, а тем более без грубости или вульгарности.
Atlas Equator TT
Общая стилистика вроде бы прослеживается, но все же кабель другой. Звук эмоциональный, в меру яркий, уже более отчетливо светлый и хорошо отыгрывающий послезвучия. По этому критерию даже заметно немного аудиофильского смакования нюансов. Но без перебора, в целом приоритеты расставляются вполне адекватно.
Сцена получается уже однозначно широкая и глубокая — и воздух есть. Образы иногда кажутся не вполне четко очерченными, иногда возникает ощущение легкого расфокуса.
По характеру звук живой, увлекающий и эмоциональный. Мне все показалось даже слишком эмоциональным, но во многих других системах это может обернуться глотком свежего воздуха, если сам тракт придавливает и упрощает эмоции.
Конечно, глобальных проблем не исправит никакой кабель, но чуть подкорректировать нюансы в правильном направлении — это может оказаться полезным решением.
В сравнении с предыдущим экземпляром смягчения по басу уже не наблюдается, контроль и проработка на хорошем уровне. Середина на одних записях кажется самую малость приподнятой, а на других этого почти незаметно. Скажу так: эффект есть, но на грани заметности.
Верхняя часть диапазона искристая, но аккуратная. Похоже, здесь есть крошечный перебор с количеством, но качественно все на должном уровне. Что еще понравилось — нет явных проблем на сложных записях. Пожалуй, не все идеально стройно, но уж точно на четверку с плюсом. Для своего ценника — отличный результат.
Atlas Hyper TT
Здесь понадобилось как-то решить вопрос направленности. Предыдущие два кабеля поставил «по надписи» и не почувствовал никакого диссонанса. А Atlas Hyper TT не имеет вообще никаких маркировок направленности. Пришлось пробовать оба варианта — и разница пусть и не слишком заметна, но все же присутствует. Так что вопрос остается открытым.
В звуке тоже ощущается преемственность и общность. Но и собственные черты определить не сложно — кабели не оставляют недоумения, как бывает у некоторых производителей. Подчас внешность и цена отличаются раза в два, а вот с дальнейшей идентификацией возникают проблемы. Здесь же все достаточно наглядно.
Звук в меру яркий и в то же время чуть скругленный, капельку светлый, с приличной детальностью и динамикой. Послезвучия прорабатываются прилично и находятся в балансе с основными тонами. Чуть-чуть приподнята верхняя середина и верха, но выражено это совсем не сильно.
Детальность ровная — как мне показалось, чуть менее акцентированная, чем у предыдущего испытуемого. Сцена средней ширины и глубины, не плотная, воздушная и подвижная. Локализация неплоха даже на сложных записях. Динамика и детальность не выпяченные — они просто есть.
В звуке есть какой-то легкий ажурный налет, «кружевная составляющая», что по-своему красиво и изящно, и не может быть отнесено к окраске. В данном случае это отнюдь не замыленность, а скорее деликатность.
Выводы
Интересные кабели. Каждый со своей индивидуальностью, каждому можно не просто найти применение, но и сочетания, где он будет очень кстати. По исполнению и конструкции вопросов нет — все очень удобно, просто и качественно.
Обычно я оставляю стоимость за скобками, но в данном случае о ней стоит упомянуть — соотношение цены и качества рационально-разумное. Ничего запредельного, но все работает.
По совокупности всех качеств мой личный фаворит в этой выборке — Atlas Equator TT. Даже со своим характером он выглядит цельным и применимым на практике в большинстве случаев.
Atlas Element TT Achromatic RCA-RCA 1м. — 11 600 рублей
Atlas Equator TT Achromatic RCA-RCA 1м. — 18 200 рублей
Atlas Hyper TT Achromatic RCA-RCA 1м. — 28 400 рублей
Atlas Element TT Achromatic
Разъемы: RCA Achromatic
Конструкция: четыре проводника + экран
Материал: бескислородная медь (OFC)
Диэлектрик: вспененный полиэтилен (PEF)
Экран: плетеный, из бескислородной меди (OFC)
Емкость: 83,34 пФ/м
Индуктивность: 0,512 мкГн/м
Сопротивление: 0,0810 Ом/м
Внешний диаметр: 7 мм
Atlas Equator TT Achromatic
Разъемы: RCA Achromatic
Конструкция: коаксиальная с двойным экраном
Материал: бескислородная медь (OCC)
Диэлектрик: вспененный полиэтилен (PEF)
Экран: плетеный, из бескислородной меди (OFC)
Емкость: 74,36 пФ/м
Индуктивность: 0,497 мкГн/м
Сопротивление: 0,0776 Ом/м
Внешний диаметр: 7 мм
Atlas Hyper TT Achromatic
Разъемы: RCA Achromatic
Конструкция: коаксиальная с двойным экраном
Материал: бескислородная медь (6N OCC)
Диэлектрик: полиэтиленфураноат (FEP)
Экран: плетеный, из бескислородной меди (OFC)
Емкость: 121,95 пФ/м
Индуктивность: 0,542 мкГн/м
Сопротивление: 0,0239 Ом/м
Внешний диаметр: 5 мм