Мне случалось сопровождать Hi-Fi-выставки. В комнату, где была развернута экспозиция «топовых» решений для домашнего кинотеатра, зашел посетитель. «Это большая панель?», — спросил он меня. «Нет, просто очень хороший проектор и очень хороший экран», — ответил я и про себя добавил, что на калибровку картинки ушло несколько часов. «Не ожидал такого реализма…», — поделился со мной посетитель. А вот я ожидал такой реализм. Можно сказать, своими руками его и сделал.
Разумеется, все мы желаем иметь дома совершенную картинку на огромном экране, и не только для удовлетворения своего эго, хотя и это не зазорно. Аксиоматику реализма начали формулировать еще братья Люмьер: «Кино — место, где единственный объект внимания — экран». И эта мысль за XX век въелась в сознание генетически.
И мы готовы за это платить. Дорого. За условную добавку в 20% качества — двойную цену. Потому что, если ты видел 100% и поверил, то 80% — уже не реализм, и теперь мало что стоит. Здесь опыт и знания ведут к мощной девальвации прежних идеалов, но домашний кинотеатр как раз та уникальная среда, где менталитет максималиста — единственный эффективный инструмент для достижения цели. Того самого реализма, который радует каждый день и захватывает с первой минуты просмотра.
Изучив «матчасть» и приняв обоснованное решение, мы обнаруживаем, что в линейке High-End-компонентов ДК, скажем, проекторов, существует иерархия — здесь тоже есть начальный, средний уровни и свои «топ-модели». Что странно: световые потоки, разрешение и цветовой охват одинаковы, добавка контрастности не столь высока, а разница в цене значительна. Становится интересно: в чем «дельта»? Разве что в значках-сертификатах на корпусе — ISF, THX и подобных?
Отчасти и во многом так. Говорят, что такие модели имеют полноценную систему управления цветом (CMS) и обработки видеосигнала, поэтому могут быть откалиброваны под реальные условия ДК. Коварная хитрость производителей в том, что именно в самых дорогих моделях сочетаются и производительная электроника, и совершенный интеллект управления — по принципу «соблазнительно, необходимо и достаточно».
Средства и стандарт
Расширенное определение звучит так: «Калибровка — это приведение настроек средства отображения информации в соответствие со стандартами изображения». «Средства» — это все, что формирует изображение: мониторы, телевизоры, проекторы, видеостены и даже рентгеновские аппараты. А стандарт — это правило, гарантирующее достоверность изображения с точки зрения создателя контента. Проще говоря, реализации идей режиссера на вашем экране или дисплее ТВ. Хотелось бы предостеречь от использования термина «цветокалибровка», так как полная калибровка помимо цвета охватывает ряд других параметров. Кроме того, черно-белые мониторы также подлежат калибровке.
Необходимость в стандартах изображения обусловлена тем, что разработчик контента и потребитель разделены во времени и пространстве. Первый не знает, как и на чем вы смотрите его произведение, а второй не догадывается, что смотрит не совсем то (или совсем не то), о чем думал режиссер. Вы не были на съемочной площадке, возможно — никогда не будете в той местности, где снимался фильм, не видели лично актеров и предметы окружения.
Здесь медвежью услугу оказывает механизм адаптации зрения, когда мозг назначает ложные эталоны цвета в процессе просмотра, а порой диктует неверные решения. Например, сцена фильма отдает легким фиолетовым оттенком. Зритель заправски берет пульт и бодро убирает синий в меню — вот теперь норма («мне ли не знать цвет волос этой актрисы — сто раз в журналах видел»). Будь рядом режиссер, воскликнул бы: «Что вы наделали! Я специально применил софит с фильтром для создания тревожного настроения, а вы убили картинку. Вызовите лучше специалиста».
Особенно остро проблема калибровки стоит для проекционных изображений. Здесь действуют неприятные «теоремы»: контрастность изображения не равна контрастности проектора, точность цветопередачи зависит от дизайна кинозала, дистанция проекции влияет на достоверность ярких сцен и прочие. Нередко даже в референсных условиях результаты измерений дают иное, нежели обещано в меню. Поэтому качественная система управления цветом и возможность сделать из очень хорошей картинки настоящую привлекают и оправдывают добавку к и без того высокой цене аппарата.
Приближение к идеалу
Но не все так просто. Наука о цвете и восприятии изображений возникла на стыке физики и физиологии и до сих пор не является точной. Это математическая модель, основанная на анализе статистики экспериментальных данных (нашего зрения), усреднений и компромиссов технологий. Стандарты также отражают попытку техники и математики угодить человеческим критериям оценки «истина-ложь». Соответственно и алгоритмы калибровки не обещают идеала, а дают что-то близкое к нему — с определенной точностью.
Сложность в том, что калибровка оперирует примерно с 20 параметрами изображения, вернее с их оценками. Регулировка одних параметров влияет на другие — ранее уже настроенные, а сам процесс напоминает витки итераций, каждая из которых приближает к цели. По крайней мере — должна. Неумелая игра подобна квесту, где неопытный игрок должен вернуться с пятого на второй уровень и начать почти сначала. Наоборот, опытный калибратор подобен кукловоду, осторожно дергающему за десятки нитей. Он знает, что можно делать и в каком порядке, а что нельзя — дабы не затянуть клубок в гордиев узел.
Профессиональная калибровка использует сочетание программно-аппаратных методов с экспертной оценкой. С первыми ясности больше. Более дорогой спектрорадиометр и генератор тестовых сигналов — лучше: и точность и скорость работы выше (тысячи измерений — обычная практика). Программы калибровки от лидеров — очень хорошо: отточенный движок и логика плюс поддержка устройств и стандартов. Но финальный критерий «машинного» результата все же человек. Эксперт проверяет работу на адекватность с помощью контрольных фото и тестового видеоряда. В жюри участвует и заказчик: «принимаю, раз так надо», или — «давай оставим то-то», или — «предпочитаю неправильную картинку».
Есть еще фактор, заставляющий калибратора быть всегда в тонусе. Вы можете в совершенстве освоить программу и оборудование. Но каждый раз, калибруя новую модель, вы ее параллельно изучаете, осваивая «норов» чужой системы управления цветом. В этом смысле вы — опытный гонщик на новом экспериментальном болиде. Бывает, калибровка идет гладко. Но нередко приходится решать олимпиадные задачки, применяя совершенно нелогичные приемы, которые, однако, ведут к успеху. Так что калибровка по сути — увлекательный «хакинг».
Чтобы «хакинг» не казался триллером, предложим нестандартный прием — «понимание от противного». Что вы не получите после калибровки? В следующей части мы рассмотрим 10 мифов о калибровке.
Продолжение следует.