Ходить в гости к архитекторам (и одновременно людям, увлеченным музыкой и звуком), похоже, становится нашей доброй традицией. Но, видимо, таков уж склад людей этой творческой профессии, что сложно им обходиться в жизни без хорошей музыки.
Александр, откуда появилось увлечение музыкой?
Это как-то само собой получилось, как будто так и должно было быть. А за интересом к музыке потянулась и техника. Первым моим магнитофоном был «Маяк 201», четырехдорожечный, еще не стерео. Позже из него (из-за его двойной головки) сделали стереомагнитофон, и на 19-й скорости он вполне пристойно работал. Это все происходило в небольшом городке Семенов тогда Горьковской области. В то время в мой круг знакомых вошли люди, увлекающиеся не только музыкой, но и звуком. И я увидел у них «МАГ8», студийные магнитофоны, их звук казался фантастическим. Акустику делали самостоятельно. Я помню, ребята изготавливали пищалки, направленные вверх, то есть с круговой направленностью. Когда я сам начал делать для себя колонки, тоже много экспериментировал с динамиками.
А где доставали детали?
В магазине «Радиолюбитель», точнее (в самом магазине мало что было) возле магазина, там люди стояли, и все знали, кто там и почему.
Что вы слушали в то время?
Раньше была такая практика — платишь три рубля и тебе записывают диск на катушечку. Вот первыми я записал Mungo Jerry «Summer Time», Big Brother And The Holding Company, концертник John Mayall, и американский коллектив Сrabby Appleton. Тогда ведь в силу специфики времени мы не могли узнавать обо всей музыке — что попадалось на слух и нравилось, то и слушали, чтото искали, общались.
А когда в Москву переехали?
После армии в 1976 году я поступил в МАРХИ и с той поры здесь. Все с нуля, техника у брата осталась. Новую жизнь начал налегке. Но музыка не отпускала. Я тогда очень YES увлекался, а вообще диапазон был широкий: Led Zeppelin, Deep Purple, арт-роковые направления, прогрессив — без этой музыки то время представить просто невозможно.
Переписывали друг у друга пластинки?
В моем окружении мало кто коллекционировал пластинки, очень дорого было — 30—40 рублей за штуку. Лента тоже стоила немало, но она была практически вечная (мы тогда так думали). Пластинки, конечно, покупались, но немного и разного качества. Как-то я купил две пластинки Slayer, но они были запилены до такой степени, что иголка давала какой-то скрип, ужасающий звук, и я смог переписать их только хитро — пользуясь кисточкой, окунутой в воду. Кисточ-
ка касалась пластинки напротив иголки, и иголка скользила уже по слою воды. И тогда я понял для себя — ну это же невозможно! Покупаешь эту ценную вещь, а слушать ее жалко, поскольку каждое прослушивание ее убивает. Я старался слушать на минимальном давлении — это, конечно, влияло на звук, однако тогда слушали не звуки, а музыку, записанную на пластинке. Но когда я обзавелся нормальной аппаратурой, то понял, что около половины того, что я слушал, звучит ужасно.
В результате появился CD?
Когда я оказался обремененным семьей и мне предстояла масса переездов с одного места на другое я решил, что моя сотня катушек меня убьет и я не смогу все это перетаскивать. Я тогда купил кассетник и перегнал всю коллекцию
на компакт-кассеты. По крайней мере я очень выиграл в объеме, хотя потеря в звуке была приличная. Было жалко, но это был вынужденный шаг. Кассеты, надо сказать, до сих пор живы, хотя уже непонятно, на чем их слушать. А первый CD у меня появился ровно тогда, когда я вновь стал жить один и был вынужден (опять же из-за компактности) купить мини-систему Marantz. И тогда же появилось много CD по вполне доступным ценам болгарского производства. Позже, где-то в 2004 году, я начал снова обзаводиться системой. Сначала были Radiotehnika 35-АС-201, колонки, купленные еще году в 78-м или 79-м. Величина это известная, не миновавшая почти ни одного человека, увлекавшегося тогда музыкой.
А как появились Focal Jm-lab?
Все-таки между 35-АС и «фокалами» большой разрыв. Я ходил по салонам, слушал у друзей, пытаясь понять, какой звук мне больше нравится. Вспоминался невероятно симпатичный звук музыки детства. И однажды, услышав у своего приятеля «Фокал», я купил точно такие же.
Как так получилось, что сошлась домашняя акустика и профессиональная линейка усиления?
Вся суть в том, что есть у меня один приятель, Алексей, который притащил 400-Вт Неву (Neva Audio) и микшерский пультик. Эта комбинация меня просто потрясла, и я ее оставил. Для стерео ничего пока лучше не работает за вменяемые деньги. Дороже, конечно, можно найти, но в этом сегменте профессиональная техника имеет свои преимущества.
А ресивер, каково его место в тракте?
Для многоканального звука и кино, но и стерео я нередко слушаю на нем, просто удобнее — гораздо меньше беготни и меньше переключений, вопрос коммутации и удобства пока не до конца решен. Но когда хочется совсем уж кайф поймать, подключаю в качестве предусилителя микшерский пульт.
«Нева» была просто заменена на вырост, на более мощные модели?
Эти моноблоки тысячные, а я их сначала тоже послушал у Алексея, он где-то что-то монтировалставил и на какое-то время притащил их домой. И хорошо известные пластинки, которые мы с ним сравнивали, зазвучали совсем по-другому, намного лучше. Человек по-настоящему помешан на хорошем звуке, мы с ним так экспериментируем... Также появился проигрыватель OPPO. У нас на рынке они представлены не очень хорошо, я интересовался версией NuForce Edition, и аппарат тут стоил где-то 120 000 рублей. Насколько бы он ни был хорош, я бы за такие деньги не купил. А в США он стоит 1400 долларов плюс 90 за плату, которая снимает все ограничения по регионам. Те же деньги стоил мой Marantz, который воспроизводил CD и SACD и картинку выдавал прекрасную, но с OPPO его просто невозможно сравнивать. А у OPPO еще что хорошо — у меня много концертов в электронном виде, на флешках, хардах и он прекрасно работает с контентом по USB, намного лучше всяких бюджетных медиапроигрывателей.
Ну и не могу обойтись без этого вопроса: как сегодня обстоит дело с винилом?
Это точно не основной носитель — есть небольшая коллекция пластинок, есть старенький проигрыватель «Арктур-006». Вообще к виниловым маньякам я себя не отношу, хотя, конечно, есть некоторое эстетическое удовольствие в виниле, особенно в хороших изданиях, отрицать это невозможно.
Пять лучших дисков из коллекции Александра
[01] Mungo Jerry — In the Summertime (1970)
[02] Herbie Hancock — Feets Don't Fail Me Now (1979)
[03] Yes — 90125 (1983)
[04] John Mayall — Along for the Ride (2001)
[05] Jeff Beck — You Had It Coming (2001)