Знаете ли вы, что солнечная Умбрия подарила миру не только гений Рафаэля Санти, не только Франциска Ассизкого, но и абсолютно аналоговый и аудиофильский лейбл Hemiolia Records из Перуджи? Наверное, в целом, знаете — я писал здесь о них. Но поводом для новой публикации стал материал, пришедший ко мне из Перуджи от команды Hemiolia — материал, достойный отдельного и подробного рассмотрения.

Вообще удивительно, что в скромном переулке древнего умбрийского города находится полностью аналоговая, ленточная и аудиофильская «Мекка». Hemiolia зародилась как идея в 2007 и оформилась как музыкальный бизнес в 2013 — «ведомая скорее страстью к музыке, чем стремлением к прибыли». И со стопроцентной установкой на аналоговый звук и его продвижение.

Hemiolia, как команда единомышленников — это, собственно, Клаудио Валери (Claudio Valeri) и Пьетро Бенини (Pietro Benini), при этом Пьетро, наверное, один из немногих сегодня звукорежиссеров, способных полностью властвовать над аналоговым звуком во всем процессе, и от записи до сведения, и от редактирования до окончательного мастеринга.

Появившаяся на свет в прошлом году серия аналоговых мастер-копий шедевров классики джаза из архивов Ermitage records вызвала взрыв энтузиазма среди ленточных коллекционеров. Клаудио пишет о проекте: «Важной и необходимой информацией, касающейся нашего текущего проекта, является информация, касающаяся права на публикацию и тиражирование и соответствующую лицензию, которая в нашем случае имеет второй уровень, поскольку передающая права сторона представлена компанией Ermitage Distribution в лице г-на Джанни Сальвиони (Gianni Salvioni), офисы которой расположены в Париже, Лондоне и Риме. Подписанный нами контракт является долгосрочным и предусматривает постепенную публикацию в мастер-копиях около двухсот основных исторических аналоговых релизов из расчета на одно издание в месяц».

Захватывает дух, что практически на 15 лет вперед Hemiolia обеспечила себя фантастической по значимости работой. После первого коллективного прослушивания и обмена впечатлениями от первенца в серии — Miles Davis «Kind of Blue», — я задал Михаилу Саморукову (New Ambience) почти безнадежный вопрос: а можно ли услышать от Hemiolia какие-либо подробности процесса?

И вот, ответ превзошел мои ожидания...

Клаудио Валери, от первого лица:

«Я предоставлю вам всю информацию о проекте Hemiolia-Ermitage, которой вы можете поделиться, стараясь быть настолько подробным, насколько это возможно. Первая важная информация о всех титулах в коллекции изданий, которые мы уже опубликовали и опубликуем в будущем в сотрудничестве с Ermitage, заключается в том, что это не просто элементарнейшие операции по перезаписи мастер-лент любого поколения, но и их ремастеринг, выполняемый полностью в аналоговом домене нашим звукорежиссером Пьетро Бенини.

Пьетро и Клаудио, справа от Дейва

Это ключевой элемент проекта, Пьетро и его многолетний большой технический опыт и его особая художественная чувствительность, которые являются фундаментальными элементами, позволяющие нам достигать результатов, которые вы уже хорошо знаете. Он один из немногих сегодня из тех, кто способен производить механический монтаж лент даже "понотно" с абсолютной точностью и прекрасно знает большинство существующих профессиональных магнитофонов, как двухдорожечных, так и многоканальных, а также имеет техническую возможность и навыки непосредственно вмешиваться в студийные магнитофоны для технического обслуживания, для их модернизации, а также механической и электронной калибровки и настройки— и это еще один фундаментальный элемент, который необходимо учесть. Этому всему мы уделяем пристальное внимание, и часто оно недооценивается даже теми, кто работает в этой сфере записи давно.

Пьетро за сорок лет деятельности ни разу не выходил из аналогового мира и имеет за плечами несколько сотен записей, выполненных полностью в аналоге».

Дополню от себя:

Hemiolia состоит из штаб-квартиры в Перудже, где, собственно, находится основной офис по выпуску тиражей мастер-лент, и из recording and mastering studio, расположенной в Savio, Emilia Romagna. Savio studio обладает спектром 2-х и многоканальных аппаратов, откалиброванных и реновированных Пьетро, где он и работает над реставрацией архивных мастеров. В Перудже парк из 16 Telefunken M15A и пары Studer A80 VU, теперь там появилась также пара Otari MTR-15.

Продолжим с Клаудио:

«Очевидно, еще одним важным элементом является аналоговое оборудование, имеющееся в нашем распоряжении, которое частично винтажное и частично современного производства — все высокого качества, в идеальном состоянии и откалибровано, некоторые настроены кастомно для максимальной производительности, но я повторю нашу концепцию: конечно, инструменты необходимы, но магия звука всегда находится в руках человека, который их использует.

Давайте теперь перейдем к информации, касающейся исходных аналоговых лент — эта тема часто затрагивается с неверной трактовкой генераций лент и, часто, с некорректными комментариями.

В нашем проекте участвуют исключительно Production Masters первого поколения в стерео — 2 track, 1/4”. Есть исключения в монофоническом оригинале, например Ascenseur Pour L'Échaufaud by Miles Davis. Тут мы решили опубликовать эту запись, впервые создав ремастеринг на ленте в стерео-версии, не исключая возможности создания второй редакции исходной моно-версии в будущем. Все Production Masters, которые мы используем в работе, хранятся в Ermitage headquarters в Париже в уникальных условиях, и Джанни Сальвиони лично доставляет их в нашу Savio headquarters для реставрации и ремастера.

Каждый Production Master, который мы получаем в работу, предварительно лично подвергается Пьетро процедуре физической оценки и реновации, если необходимо компенсировать любые проблемы со Sticky Shade или наличием плесени (даже несмотря на то, что отличная степень сохранности всех лент, поставляемых Ermitage, не требовала этих операций до сих пор). Затем они анализируются с особой тщательностью научным методом, чтобы доказать их аналоговую последовательность и проверить их технические характеристики, а также чтобы установить, соответствуют ли их параметры в целом нашим более чем строгим критериям для любых будущих публикаций, с различными критериями оценки.

И если эти критерии удовлетворены, то мы переходим к следующему этапу — к этапу ремастеринга, а затем к фактическому производству тиража, который осуществляется с критерием дублирования в формате копии 1:1 с оригиналом.

Мастер-копии, предоставленные нам из Ermitage — это, как правило, оригинальный downmix с оригинальных Session Tapes, которые в зависимости от случая могут быть многодорожечными от 3 до 24 дорожек (для примера, «Kind of Blue» — это даунмикс оригинальной сессионной ленты, состоящей из трех треков) и они приходят без компрессии и/или других изменений, поскольку они изначально не были подготовлены для производство винила или компакт-кассет.

Все эти ленты — это first generation FLAT copy of the original downmix.

Это наша концепция, которая кажется очевидной на первый взгляд, но на самом деле она не так распространена, как большинство production masters, доступных в обращении как на легальном, так и на нелегальном рынке и используемых в качестве источника для создания множества копий (легальных и нелегальных), предназначенных для аудиофильского мира, где чаще всего используются Production копии, изначально созданные для производства винила или бытовых лент и компакт-кассет, поэтому подобные копии содержат все технические вмешательства, которые требовались для таких форматов и которые, безусловно, претерпели значительные изменения по отношению к качеству информации на оригинальном контенте.

При этом не будем забывать о том, что сам факт, какого поколения копия у вас в руках, так дорог для аудиофилов и любителей музыки, и, как мы часто обнаруживаем, это настолько важно для любителей, но в профессиональной среде этот факт требует осмысления в более широком и сложном содержании.

Очевидно, что мы делаем все возможное, чтобы ограничить длину цепочки от оригинала к тиражной копии до минимума в условиях нашего производственного процесса, но наша первая забота — это сам источник и то, на чем мы концентрируем наши усилия, это ограничение эффектов воздействия на источник при каждой необходимой операции до минимально возможного порога.

Генерация копии безусловно важна, но она, конечно, не является фундаментальным элементом качества конечного продукта и, к сожалению, слишком часто я слышу, как аудиофилы с гордостью заявляют, что у них дома есть мастер-копии с источников основных изданий «первого поколения»… Но это лучше обсудить предметно при следующем разговоре.

Что касается наших официальных копий мастер-лент, то они четвертого поколения (это правда!!), и теперь я попробую объяснить вам сам процесс:

- Session tape - Original source - Downmix of the session tape and first generation Master(1 Gen) - Production tape (2 Gen) - Hemiolia Production tape 1:1 copy of the original downmix (3 Gen).

— Production master производства Hemiolia, которые созданы с использованием предыдущих и которые выполнены в копии 1:1, но с применением в реальном времени всех параметров, установленных в различных аналоговых внешних устройствах, которые используются в цепочке ремастеринга (три из них создаются в режиме реального времени, одновременно с использованием трех пар Otari MTR15) — таким образом, это третье поколение копирования по сравнению с оригинальным production мастером.

— Экземпляры, предназначенные для продажи (четвертое поколение), сгенерированные в режиме 1:1 c одной из трех Production master производства Hemiolia (каждая лента производства Hemiolia используется в течение максимального срока службы для выпуска 200 экземпляров в тираже или, если она больше не соответствует нашим критериям качества, даже в меньшем тираже, поскольку наша исходная лента перепроверяется и тестируется перед каждым использованием).

Необходимо описать еще один важный шаг, который предшествует заключительной фазе изготовления Hemiolia Production Tape:

Выше я уже писал, что первый этап работы, когда мы получаем Мастер-копию у Эрмитажа — это анализ и проверка, но я не упомянул второй, то есть немедленное создание (после подтверждения названия произведения) рабочей копии. Эта копия предназначена выдерживать сильные механические перегрузки при непрерывном проигрывании, перемотке вперед и назад в течение долгих дней и имеет единственную цель: Пьетро использует ее для установления с предельной точностью всех необходимых параметров, которые будут применены при финальном ремастеринге.

Для каждой отдельной композиции, а часто и для разных частей одной и той же, свой подход: параметры проверяются и применяются с использованием различных винтажных или современных аналоговых устройств, ламповых или транзисторных или даже гибридных, например, эквалайзеры, экспандеры, ревербераторы и т. д., по одиночке или в цепочке, в зависимости от проблемы, выявленной и оцененной Пьетро.

Это долгий процесс, который занимает у Пьетро в среднем около трех недель при полной занятости (и под этим я имею в виду, что мы часто уходим поздно вечером и даже работаем по праздникам) для каждого нового издания в серии с целью добиться наилучшего результата во всех аспектах: техническом, музыкальном и эмоциональном, но всегда при полном уважении к характеру оригинального произведения и работы музыкантов и технических специалистов, создавших его. После достижения поставленной цели каждый параметр редактирования отмечается на бумаге (композиция за композицией, фрагмент за фрагментом) с предельной точностью, чтобы затем иметь возможность воспроизвести его в реальном времени на заключительном этапе производства Hemiolia Production Tape.

На самом деле не существует общего правила, которое бы обрамляло этот долгий и трудный процесс точными рамками: все доверено чуткости Пьетро, для каждого изданного титула оно всегда разное, единственное и общее — это время... его всегда требуется много, чтобы сделать качественный ремастеринг в полностью аналоговом домене. Это несравнимо по затратам времени с редактированием в цифровом домене, и иногда у Пьетро уходило на редактирование одного трека несколько дней работы.

Итак, после описания некоторых фундаментальных основ наших Production Tape, переходим к описанию процесса тиражирования, который в нашем случае уникален в сравнении с другими участниками этого рынка.

В последние годы мы, к сожалению, сталкиваемся с падением качества новой чистой ленты для тиража, что приводит к дополнительным усилиям на тестирование и отбор (эту негативную тенденцию и я отметил, и не только — прим. BigD). Дефекты проявляются случайно: качество полива неравномерно, растянутая область в начальной части ленты, потеря рабочего оксида, а также мы обнаруживаем существенную разницу в чувствительности ленты, что приводит к обнаружению различий даже до 1,5 дБ от референсных. И разные характеристики лент от партии к партии и в самой партии. Для многих наших коллег все это не представляется проблемой, но мы установили свои критерии — допуски на оборудование и ленты не должны превышать 0.3 дБ.

Мы выборочно проверяем по три ленты из партии при помощи аналитического устройства BBC Second Base Reclamation Unit. Понимая, что в пределах одной партии, составляющей 20 шт., обычно наблюдается единообразие дефектов, такой подход позволяет нам провести первоначальную проверку и вмешаться в случае очевидных недопустимых дефектов, исключив всю партию и отправив ее поставщику как рекламацию.

Проверенные таким образом ленты затем переходят к этапу производства, но перед использованием для копирования каждая отдельная лента загружается в один из Otari MTR15, который мы используем для изготовления окончательных тиражных копий. На магнитофоне лента полностью прогоняется с частыми перерывами для визуальной проверки на возможное наличие дефектов основы и механических деформаций. Новая лента полностью перематывается и воспроизводится в течение нескольких минут, затем снова перематывается до начала, чтобы проверить ее на предмет потери оксида рабочего слоя (мажется или не мажется). Если эти этапы пройдены, переходим к следующему, то есть записи трех коротких тестовых тонов на двух разных участках ленты, чтобы проверить уровни, которые должны соответствовать качеству и параметрам, установленным в нашем руководстве по качеству, и записывающее устройство повторно калибруется на одной ленте, чтобы полученная копия идеально соответствовала мастеру. Затем мы переходим к тройной фазе стирания записанных ранее тонов. Лента возвращается в начальное положение и мы начинаем копировать в формате 1:1 со скоростью 15ips. Каждая лента, не прошедшая успешно хотя бы одну из описанных фаз, отбрасывается.

Легко понять теперь, насколько дорог этот процесс с точки зрения времени и износа оборудования, и насколько «экономичен» с точки зрения отходов, но вы хорошо знаете, что философия нашей компании заключается в производстве самых современных мастер-лент, а этап дублирования находится между основными принципами. Очевидно, что все записывающие устройства, которые мы используем, подвергаются постоянным серьезным механическим и электронным воздействиям и множеству проверок с программой технического обслуживания, включающей различные ежедневные, ежемесячные и полугодовые проверки.

Используемые нами записывающие головки не полируются по окончании срока службы, а всегда заменяются новыми. Все ленты и чистые и готовые к продаже, хранятся в кондиционированном помещении с активным контролем влажности и температуры.

Чтобы завершить это общее описание, которое, как я надеюсь, является достаточно исчерпывающим, я бы, наконец, добавил информации о том, что аналоговый пульт, который мы используем на этапах производства, имеет 96 каналов — D&R Merlin, и среди основных устройств у нас есть Maselec, Drawmer, Orban, Tube-Tech, ЕМТ, AKG, Studer...

A hug,

Claudio

В качестве заключения

Я искренне благодарен Пьетро, Клаудио и всем из Hemiolia и, конечно Михаилу Саморукову. Безусловно, мы можем ознакомится с уникальным аналоговым процессом «из первых рук».

Мало кто озвучивал в публичном пространстве подобные истории и знания, разве что Стивен Хоффман, ну и, может, Джулио Чезаре Риччи в моих публикациях здесь. Правда Fone Records тиражирует собственные записи и у них все проще — у вас может оказаться первая копия с финального мастера.

Но «Kind of Blue» увидел свет в далеком 1959 году, и аналоговая четвертая копия с исходника у вас на полке — это... это решать вам самим.

Последнее по времени в публикациях от Hemiolia — анонс издания в ноябре на ленте Bill Evans Trio «Waltz for Debby».

Как известно тем, кто в теме — The Tape Project уже издавал этот релиз на ленте, заявляя что это копия 1 1/2 генерации. На мой взгляд это было одно из лучших изданий на ленте. Уже чешутся руки сравнить при случае...

Внутри Hemiolia - мини репортаж