Снова Екатеринбург. Был здесь год назад по тому же поводу. Сколько всякого разного произошло за это время. Достаточно припомнить перечень очерков в моем аккаунте.  Слегка так, лирично взгрустнулось, даже))).

Итак, прилетел в этот раз вопреки намерениям, поскольку ни LIVING ATHMOS, ни VPAcoustics в этом году самостоятельно не заявились как участники. Билет собирался похерить, поскольку брал его сильно загодя, но созвонившись с Паньковым Дмитрием, написал анонс и решил поприсутствовать.

С первых же минут понял, что не зря. С порога погрузился в увлекательный процесс отстройки сразу двух систем, в неформальной обстановке, а это затягивает. Стал свидетелем отладки обоих виниловых проигрывателей, получив попутно ворох информации о тонкостях данного тракта.

Смотались с Дмитрием к нему домой, за дополнительным оборудованием и кабелями. Послушали его систему. Бегло, но послушали. Замечательно звучат и цифровой и виниловый варианты подачи. Дмитрий, для прослушивания музыки, переоборудовал гараж. В данном случае идеальное место, где можно размещаться без оглядки на бытовые надобности. Пространство полностью подчинено идее Hi-End audio. Несколько стеллажей с аппаратами, глаза разбегаются от обилия. Посередине стоит акустика В. Перевезенцева, за ней, ближе к задней стенке, стойка с девайсами «on duty», так сказать. Обильное наличие кабелей LIVING ATHMOS порадовало особо. Они несомненно придают своим видом солидность и законченность аудио интерьеру. По периферии расставлено много чего разного, что заполнило пространство и создало неповторимо-заманчивый антураж аудио «хижины» самой высокой пробы.

Для комфортного осязания трепетных музыкальных «флюидов» приспособлен «гарнитурчик» из двух могучих кожаных кресел, с широким подлокотником между ними. Очень удобно. Место выбрано точно, «precisely» я бы сказал. Ни ближе, ни дальше двигаться не хочется.

А звук … м-м-м … Несколько лет назад, когда я начал собирать и отстраивать собственную систему, то именно нечто подобное рисовалось в голове. Посчастливилось познакомиться с Валерами, Перевезенцевым и Литваком. Не удивительно, что я безоговорочно воспринял их концепцию, поскольку именно такого эффекта мне хотелось добиться у себя. Но вернемся к системе Дмитрия. Главный эпитет, который сразу рисуется в мыслях – это Ясность. Никаких компромиссов с возможными неточностями акустической передачи. Абсолютно живое узнавание всех инструментов, включая атмосферность. Слитное и плотное звучание. Звуки не струятся вяло, подобно пару из парогенератора, а бьют ярким и мощным потоком живых образов. Акустика растворяется в помещении. Естественные всплески и затухания инструментов не перемешиваются в хаотичную массу. Очень богатые, разложенные на составляющие, обертона. Подробнейший внутренний орнамент микродинамики вторых третьих и последующих планов.

Замечательная акустика, без оговорок. Дмитрий очень точно определил ей место. Подобрал компоненты и кабели. Откалибровал акустические свойства помещения. Впечатления «бомбические».

Вечерком, по возвращению, в комнатах 301 и 302 началась отстройка цифрового тракта. Мы привезли целую охапку разнообразных кабелей, из личных запасов Дмитрия. Вариантов подключения существенно прибавилось. Кстати, среди них были пачкорды, парочку из которых он настоятельно порекомендовал Евгению использовать в тракте Gong-AV и прямо в точку. Brodmann отозвались, на эту замену, чутко и ярко, без преувеличения. Очень порадовали изменения в связи с заменой, в комнате 301, фонокабеля. Кабель хоть и был совсем «холодный», но добавил звучанию свежести изрядно. Интересный получился вечер, насыщенный.

На подготовительном этапе присутствовали два человека, о которых необходимо сказать, ибо их немногословными усилиями удалось устранить последствия транспортировочных «коллизий», да и вообще организовать все последовательно и без суеты. Это были знакомый мне Епанчинцев Евгений, создатель ЦАПа ESE AUDIO и Эрнест, вероятно близкий друг Дмитрия из Екатеринбурга. Евгений Епанчинцев подтянулся в пятницу. А Эрнест присутствовал от самых истоков безвылазно, не ел, не пил – радел всей душой.  Оба взвалили на себя всевозможные процессы, технического характера, а позднее Эрнест даже подменил Евгения Трофимова в комнате 302, чем помог тому поплотнее общаться с посетителями, не отвлекаясь.

В пятницу, с утра, Евгений Трофимов с Эрнестом погрузили часть техники в машину и уехали к Дмитрию записывать материал для ролика с Михаилом Кучеренко. Тот поутру прилетел в Екатеринбург и прямо из аэропорта отправился к Дмитрию домой. Была запланирована съемка масштабного материала. Я остался в «лавке», поскольку мне, там особо делать нечего. Заодно начал накидывать материал, с перерывами на кофе и перекур. Самый плодотворный вариант. Голова ясная, воспоминания еще свежи и ничто не мешает повествованию.

Вечером, по возвращению со съемок, последовали вышеозначенные мероприятия технического характера. Все же перевозка для аппаратов – это рискованное событие. Три-четыре раза все проходит гладко, а на пятый … ну да ладно … никто не говорил, что будет легко…

После устранения «бедствия», мы всей «сектой» двинули в ближайшую Хинкальную перекусить. Там встретили ребят из ММС, замечательно подхарчились, потом вернулись в отель, еще немного погоняли сетап в комнате 1301 и разошлись по комнатам или разъехались.

Хочу сказать пару слов в виде отступления, поскольку за прошедший, с прошлой выставки, год Дмитрий Паньков очень сильно раскрылся, как полновесный участник аудио рынка, со своим мнением и впечатляющим умением выстраивать звук, в целом. Расширилась сфера общения. Яркий пример - интервью с Михаилом Кучеренко о его домашней системе. А в этот раз его усилиями и кипучей энергией были объединены, под вывеской Ultrasound, старейшие участники Российского аудио Бомонда. Пусть это и формальность, но имена Михаил Кучеренко, Gong-AV, Чикноверов Григорий, Трофимов Евгений говорят сами за себя. Вряд ли, кто-то из них, подписался бы на соседство с бессодержательным проектом, а тем более безответственным и приземленным «понторезом».

Мне было исключительно интересно наблюдать, как разрозненные компоненты становятся на свои места, фокусируются, согласно акустическим параметром комнат, в единое целое. Как, из беспорядочно расставленных ящиков и коробок, извлекается техника и загромождает комнату, а затем занимает свои места в стойках, формируя привычную систематичность. Бесформенная груда кабелей тает, распределяясь по наилучшей принадлежности. Со стороны трудно улавливать нюансы, но оба-два, Дмитрий и Евгений, уверенно манипулировали подставками, двигали акустику и меняли кабели. Результатом было вполне осязаемое улучшение звуковой картины, а когда казалось, что вроде бы уже и некуда, то за, буквально, еле заметным передвижением колонок или сменой второстепенного кабеля следовали еще более впечатляющие улучшения. Замечательный опыт, в копилочку.

Как всегда, после завершения процесса настройки, появилось легчайшее чувство, что еще бы чуть поярче и посвежее…, но постепенно, с прогревом, звук стал набирать искомое, преодолевая самые смелые ожидания.

В комнате 301, по задумке Панькова Дмитрия, образовалась вторая пара акустики. Это были системы VPAcoustics, из первых разработок, на динамиках Accuton. Они мне очень понравились на прошлогодней выставке, с источником Studer A62 и усилителем Трусова А. «Biggi» (Бегемот). Предполагалось прямое сравнение с последней парой VPAcoustics Delta M3 в цифровом и виниловом трактах.

В общем работа кипела, планы по завоеванию Вселенной воплощались, санитары не давали о себе знать. Как я и предполагал в анонсе, на каком-то этапе, Дмитрий и Женя углубились в индивидуальную отстройку систем, без изначального плотного контакта. Доводили параметры звучания до, только им понятных и видимых, «сияющих вершин» совершенства. Двигали по чуть-чуть акустику, добавляли и убирали кабели, меняли подставки… Аудио ландшафты, предсказуемо, вышли очень отличные друг от друга. У Евгения получился яркий, притягательный, с отличной прорисовкой, звук. Немного, на мой взгляд, отстраненный, т.е. некий взгляд на событие со стороны. Много воздуха и мельчайших трепетных деталей, как в хорошем концертном зале, на балконе. Не будь рядом ничего другого, то можно было бы очароваться и остаться в таком комфортном, уютном месте, пока сторож не прогонит)))

У Дмитрия царила атмосфера присутствия в первых рядах партера. Инструменты извлекали яркие, не смягченные вторичными переотражениями, пассажи. Упруго толкали в грудь. Очень хлесткие акценты, особенно барабанов, струн, клавиш и духовых.  Ощущение, что до исполнителя не более десяти метров, никаких преград, чистейшее первичное восприятие. Удалось впрямую, до выставки, сравнить две акустические системы В. Перевезенцева. Та которая постарше, на динамиках Accuton, на мой вкус звучала чуть поострее и посуше, нежели год назад, возможно это обусловлено сетапом и обвязкой. Когда же подключили Delta M3, как будто воздушной среды прибавилось, не в ущерб яркости, хлесткости и живой узнаваемости. Однако и первая, и вторая акустические системы звучали залихватски и, конечно же, у каждой нашлись и приверженцы, и почитатели.

Попутно Евгений и Дмитрий, совместно, поколдовали в комнате 308. Настроили MAGNEPLANAR Михаила Кучеренко. Gong AV предоставили под них богатый набор MSB техники и обвязку. Не знаю уж почему, но мне показалось, что раскрыть акустику полностью не удалось. За завтраком, в гостинице, я поделился этими впечатлениями с самим Михаилом, но он воспринял данный факт стоически и сформировал ответ, который вкратце можно было бы истолковать, как «смирение» и нежелание что-то менять. Похоже, что цель подать акустические системы во всей полноте не преследовалась. Тем не менее, чистота и красивая подача ощущались с порога.

К слову, MAGNEPLANAR остались в Екатеринбурге, стоят у Дмитрия. Так что, вероятно, имеется возможность послушать их в максимально комфортных условиях и с полной отдачей, в плане раскрытия потенциала.

И вот с таким багажом наш, довольно пестрый, коллектив подошел к выставке. Забегая вперед скажу, что «бэкграунд» оказался в высшей степени респектабельным, что и сказалось на количестве и качестве посетителей. Пометок и учета на манжетах не вел, но зафиксировал, что интересанты шли довольно плотным потоком. Музыкальный материал у Дмитрия был вполне подходящий, знакомый и любимый посетителями. Так что все были на одной волне.

Выставка 25.05.2024 началась сразу, как по щелчку пальцев. Еще 2-3 минуты назад никого, а потом сразу в коридоре и комнатах стало не протолкнуться. Технический конструкт, возведенный вчера, отстоялся и порадовал ярким воспроизведением винила и цифровых файлов. Бобинный магнитофон Ampex, привезенный скорее для антуража, тоже выдал очень вменяемый результат. Процесс, набирая обороты, пошел своим чередом. Экскурсионное «глиссандо» по комнатам разбилось на несколько этапов, но попытаюсь постепенно коснуться тех, кто запомнился.

При таком стечении «матерых дистрибутЁров» говорить плохо или хорошо будет неверно.  Скорее, что у кого-то получилось, а у кого-то не очень. Однозначно удался звук на первом этаже. Меня туда затащил Мамонов Михаил. Стояли большие колонки Magico, не помню модель. Ну да стояли … умом понимаешь, что именно они и играют, но привязать к ним звук не получалось. Он был везде. Плавал вокруг тебя, возникая стереоэффектами в неожиданных направлениях. Замечательно передавались голосовые, направленные на слушателя эмоции. Техника тоже впечатляла. Все мощное и брутальное. Попозже удалось послушать и вторую пару акустики, синего цвета, но там никаких чудес не случилось. Интересно, не более того.

Кабели, как повелось, были, в основном, золотого цвета. Ну вот невольно на язык просится цитата, про дядю Гырга, у которого два ряда зубов – один простой, один золотой…  Все-все, больше не буду …)))

Прошелся еще по первому этажу. Заглянул в комнату Simple Distribution, где были представлены Klipsch Anniversary 75th, к Кузьмину Павлу. Об этом напишу позже. Двумя словами здесь не отделаешься, поскольку поведать есть, о чем. Однако скажу, что с экспозиционной точки зрения это был высший класс. Обязательно заглядывайте к Павлу, если окажетесь на выставке. Не пожалеете.

Собственно, выставка, как таковая, заняла три этажа довольно плотного размещения. Обо всех участниках можно рассказать по-разному. Повосторгаться и покритиковать, но я не за этим взялся писать очерк. Несомненно, вложены силы и средства для того, чтобы показать собственное видении звукового оформления. Такие мероприятия, повторюсь, не позволяют в полной мере представить задумки авторов и замыслы инсталляционных решений, из-за своей скоротечности. Это, скорее, беглое знакомство, позволяющее составить мнение и дающее возможность поближе познакомиться людям, объединенными общими устремлениями. Не хочу неаккуратными комментариями никого задеть. Поэтому немного позже пройдусь пунктиром по некоторым экспозициям.

Я уже упоминал, что в первый день выставки приехал, в качестве гостя, Перевезенцев Валерий. Также, оказалось, что и Михаил Мамонов (Smart Audio Recording г. Киров) решил заглянуть, как посетитель. Тем же вечером мы с ними забурились в местный джазовый клуб на концерт. Выступавшая группа мне показалась так себе, но это был живой звук и плюс непринужденная атмосфера. Почему бы и нет? Заодно, за ужином, удалось поговорить о разных разностях из аудиофильского быта. Валера рассказал интересный факт о причинах разницы в звуке цифровых девайсов, оказывается это отдельный и обширный период в творческих изысканиях Валерия. Там история на несколько глав для книги о VPAcoustics и LIVING ATHMOS, которую стоило бы написать просто из чувства Высшей Справедливости))).

Вечерами выставочные помещения функционировали и вибрировали до поздней ночи. Это было время, когда могли пообщаться, за бутылочкой «арауканского», сами экспоуз-махеры. Мир аудио довольно тесен, все друг друга знают. Общих тем навалом. Плюс обстановка на выездах, как на пленэре. Нормальный такой междусобойчик.

В воскресенье времени у меня было до часа дня. Я рысью прошелся по выставке еще раз. Понаделал фоток, кои сейчас и собираюсь выложить. Ухо в таком режиме не вылавливает самых сокровенных «блох», да и слава богу. Увозить негативные эмоции, чтобы потом «исподтишка» поругивать системы – это не «по-пацански»))). Общее впечатление осталось благоприятное. Далеко не все стремятся заполучить дома аудиофильский набор техники, для последующего скрупулезного «вылизывания» тракта. Большинство хочет слушать «музыку», а не «звук». Соответственно любой из представленных сетапов может найти своего поклонника. Скажу больше, любой из них, даже не погружаясь в «глубокий космос», можно довести расстановкой и нехитрыми «лайфхаками» до очччень приемлемого уровня. Об этом говорит мой собственный опыт, щедро политый душевными терзаниями и «унавоженный» солидными финансовыми вложениями. Хорошо, что люди не пускают все на самотек и берут на себя труд воссоздать собственное понимание звуковой картины до максимально возможного, в данных условиях, уровня.

Еще хорошо, что все больше и больше появляется Российских разработчиков. Растет уровень внешнего оформления и внутреннего содержания отечественных девайсов. Набор очень приличных Российских акустических систем обширен и разнообразен. Не меньше различных вариантов усилителей и кабелей. Разнообразие – это всегда хорошо. Пускай свежие веяния поджимают старые, изжившие себя. Любой творческий человек, по идее, должен находиться в состоянии «веселой настороженности», а не почивать на лаврах. История успеха никогда не была безоблачной и безмятежной. А теперь от слов к делу, пошли пройдемся по аудио «вольерчикам» HiFi & Hi-End Show в гостинице Московская горка.

Начнем с акустики KEF. Ничего особо нового не увидел. Тот же набор добротных расхожих колонок различного размера. Звук для дома, никаких прорывов. Зашел как в аудио лавку, около вокзала, проездом ... Ну плотненько, ну детальненько … но как-то обычненько. На третий - пятый раз уже не цепляет…

Совершенно другое дело в комнате Kennerton, у Валентина Казанжи. Вдумчивые люди, с одухотворенными личинами, в наушниках. Внимают, оценивают, получают удовольствие. Сам Валентин с воодушевлением общается, заражает всех вокруг Питерским позитивом. Вот так забежишь к нему на пять минут, а потом кидаешь взгляд в окно и понимаешь, что уже вечер… Здорово! Наушники у него отличные. Я хоть и не исповедую отрешенное погружение в музыку, но что-то в этом есть … одеваешь и снимать не хочется … очень уж завораживающие ощущения накрывают)))

В комнате c Borresen Acoustics и Aavik Acoustics было просторно и очень звучно. Несомненно, замечательного качества и техника, и акустика. Звук плотный, подробный… Народу, правда, немного. Может из-за цен, а может от того, что примелькался повторяющийся от выставки к выставке антураж. Если оглядеться, то по стенам, на дополнительных поверхностях, можно заметить любопытные варианты акустических решений. По углам выставлены колонки из младших линеек. Еще один сет, состоящий из техники Perlisten и MastersounD, расположился по правую руку от основного. Но, по моим ощущениям, слишком масштабное помещение, немного напоминает музейную атмосферу. Хочется говорить шепотом))) Не хватает, на мой взгляд, «конферанса», человека, который бы заполнил «нордическую» пустоту. Увлекал и рассказывал. Демонстрировал, причем активно, все разнообразие возможностей и богатство преимуществ выставленных брендов.

Вечером, в пятницу, за ужином получил приглашение от ребят из MMC заглянуть и послушать их колонки, естественно, воспользовался им и заявился. Вот только они не сказали, что усилительный тракт будет от Manley. Очень крутой американский бренд. Я «отлетаю» по техническому американскому дизайну, с легким налетом стим-панка. Выглядят усилители исключительно замысловато и притягательно. Звучат в соответствии с укоренившимся представлением об американском звуке уровня Ultra High End, который, в свое время, стал основополагающим и задающим планку в планетарном масштабе. Акустика звучала широко и открыто, под стать усилителям. Взяв подобный образчик звука за основу, у себя дома, можно с полным основанием больше не смотреть по сторонам. Совершенствовать его и взращивать. Любой жесткий критик, с незыблемыми личными предпочтениями, отдаст должное такому звучанию и не найдет бранных эпитетов. Это звук в себе, самодостаточное явление, которое нет смысла даже сравнивать с чем-то еще.

Забежал в комнату TDA Audio. Ничего он них не знаю. По сведениям от окружающих - это Российская компания. Звучали большие белые колонки с мудреной конструкцией твиттеров. Прикольно звучали. Я бы сказал, что зацепило. Осталось, в общем сравнительном багаже, хорошее воспоминание о приятном звуке. Думаю, что стоит прислушаться к данной акустике, если выпадет такая возможность.

В следующей комнате было без излишеств. Основной сет состоял из двух пар колонок QUAD Revela и WHARFEDALE Aura. На подиуме с надписью Simaudio MOON - два блока. Скорее всего вмещающие в себя стример, ЦАП и интегральный усилитель. Концептуальная аудио «аскеза» воочию. Звук, согласно наименованиям, теплый и добротный. Кстати, каждый раз, на каждой выставке я слышу именно такую подачу. Поневоле, на подсознании, названия брендов вызывают симпатию. Сбоку стояла еще какая-то стопочка девайсов, но я не застал их в действии, а уточнением пренебрег. Время поджимало.

На посошок мы с Валерием Перевезенцевым и Михаилом Мамоновым заглянули в Petrik Audio. Лично его не знаю, поэтому пока Валера и Михаил общались в коридоре с самим Петриком я сел послушать внимательно его акустику. Много разного слышал об этом бренде и положительного, и не очень. Вообще звук, в целом, понравился. Чистый, ясный, детальный. Однако, как будто подложки, основы, что ли, не хватает. При чистых высоких и выпукло-подробных средних ожидаешь в мидбасе и в нижнем басе подобной же глубины, прозрачной проникновенности и осязаемой полновесности. Но вот не сподобилась акустика воспроизвести все это в полной мере, с ожидаемой легкостью и непринужденностью. Причин тому может быть множество, от кабелей до подставок под девайсы. Поэтому никаких выводов делать не буду, скорее всего такие тонкости решаемы и устранимы.

Перед самым отъездом еще посидел в комнатах 301 и 302. Убедился, что мои ощущения меня не подводят. Все что довелось познать в других комнатах несло в себе оттенок некоторой незаконченности или недораскрытости, что ли. Вроде все есть, но что-то недосказано, словами не описать, на уровне «показалось». Как будто накладываешь рисунки на кальке, один на другой, и если бегло глянуть, то они совпадают, однако присмотревшись замечаешь некоторые мелкие несоответствия. Снова услышав Валерины колонки, понял – не показалось. По чуть-чуть, в чем-то, недотянуто, недоработано, сэкономлено, не услышано…

А VPAcoustics Delta M3 сразу расставляют все по местам, стирают из «оперативной памяти» все лишнее, заменяя «битые файлы» впечатлений, дополнением нюансировок, которые, сразу понимаешь, должны быть именно такими и никакими другими. Крайне трудно выразить на бумаге внутренние, на уровне интуитивных чувств, впечатления и соображения.

Подводя итог скажу, что событие в г. Екатеринбург получилось яркое и насыщенное именно благодаря недюжинным усилиям всех экспозиционеров. Я, естественно, «болел» за комнаты 301 и 302, однозначно отдаю им предпочтение в оценочных суждениях. Не предлагаю брать мои наблюдения за основу в личностных созиданиях домашнего звука. Каждый из нас - сам себе Аудиофил. Я, пусть и оправданно, но несколько пристрастен. Поэтому говорю: следует, по возможности, посещать подобные мероприятия, внимать и возводить свои собственные прообразы желаемого звучания в голове, отметая лишнее.

 

Всем Хорошего Звука! Да пребудет с Вами Аудиофильская Эпическая Сила!

 

Fishmerchant