Извините за много букв, может пригодится.
Мой давний отзыв на портативный USB-ЦАП (цифроаналоговый преобразователь) AudioQuest DragonFly Red (сейчас вышла ещё более интересная модель - AudioQuest DragonFly Cobalt):
Хочу поделиться с вами совершенно замечательным девайсом, который несомненно сделает жизнь любителя хорошей музыки в разы лучше. На фото важнейшая часть любого мало-мальски качественного аудиотракта – портативный USB-ЦАП (цифроаналоговый преобразователь) AudioQuest DragonFly Red.
Если коротко, данное устройство, напоминающее по внешнему виду обычную флешку, снимает цифровой аудио сигнал с вашего источника, например, смартфона или компьютера (ноутбука), и направляет музыку в наушники уже в аналоговом виде, доступной нашему восприятию через слух. Надо сказать, что практически любой современный смартфон звучит приемлемо, но до отличного или тем более выдающегося качества ему очень и очень далеко. Так вот, подобные устройства способны вывести звучание смартфонов на совершенно новый уровень и это не удивительно, потому что встроенный в условный iPhone внутренний ЦАП почти всегда уступает по качеству такому же внешнему от классного производителя. Другими словами, в будущем, когда вы увидите, что человек подключает наушники напрямую к телефону, не используя в своем звуковом тракте внешний ЦАП, вы испытаете неловкое чувство досады и возмущения. Ведь могло быть гораздо лучше, а по факту получилось, как всегда, то есть средне или совсем плохо.
USB-ЦАП AudioQuest DragonFly Red понимает практически любые звуковые форматы записи, включая самые желанные для ушей аудиофила Hi-Res-аудио студийного качества вплоть до 24 бит/96 кГц. В новых прошивках производитель обещает, что устройство научится воспроизводить Hi-Res-аудио с частотой дискретизации 192кГц или даже выше, ну а пока такие файлы принудительно понижаются до 96кГц. Говоря о студийном качестве звука, необходимо понимать, что в процессе переноса звуковых файлов на обычные CD-диски, аудио данные сжимаются, и от этого страдает качество звука.
Теперь буквально два слова об основных цифровых звуковых форматах или о том, что мы собственно слушаем в наушниках или колонках:
1. MP3 (MPEG-1/2/2.5 Layer 3). Популярный формат со сжатием и невысоким качеством, позволяющим запихнуть в один компакт диск или на компьютер множество альбомов любимых групп. Приблизительно с конца нулевых большинство MP3 файлов имеют битрейт 192 кбит/сек с частотой дискретизации до 48 кГц или около того (44,1 кГц), что чрезвычайно мало для качественного звука. Аудиофилы бегут от MP3, как черт от ладана. Слушать его действительно невероятно тягостно, особенно, если у человека тренированные уши.
2. AAC (Advanced Audio Coding). Приблизительно то же самое, что и MP3, звучит чуть лучше за счет более высокого битрейта (256 кбит/сек), а частота дискретизации может доходить до 96кГц, но чаще всего имеем знакомые 44,1 кГц. Именно в таком виде хранятся в ITunes и Apple Music ваша любимая музыка, за которую требуют деньги, а также трансляции с YouTube. Как вы заметили, битрейт у таких файлов маленький, но чуть лучше, чем у MP3. В целом слушать можно, но периодически сильно подташнивает.
3. WAV (Waveform Audio File Format). Общепринятый цифровой стандарт, в котором записаны CD-диски. Здесь мы имеем уже серьезный прирост качества за счет более высокого битрейта (16 бит/44,1 кГц). Слушать можно, уже не так сильно тошнит и местами можно получить удовольствие, но студийного качества, разумеется, мы и здесь не услышим.
4. AIFF (Audio Interchange File Format). Формат, родившийся в недрах Apple, как альтернатива WAV и с более полной поддержкой метаданных (обложки альбома, название песен и т. д.). Широкого распространения так и не получил.
А вот дальше начинается всё самое интересное, то есть те самые форматы аудиозаписей в высоком разрешении (Hi-Res-аудио):
5. FLAC (Free Lossless Audio Codec). Пожалуй, лучший кодек для хранения файлов студийного качества с высоким битрейтом и сжатием без потерь. Идеально подходит для прослушивания музыки на высококачественной звуковоспроизводящей аппаратуре. Здесь мы получаем по-настоящему серьезную разрядность в 24 бита, а частота дискретизации достигает 96 или 192 кГц, хотя на практике можно встретить файлы с 44,1 / 88,2 / 176,4 кГц и даже выше (до 655,35 кГц). Таким образом, формат FLAC позволяет очень точно воссоздавать звук, над которым трудились в студии звукорежиссер и музыканты.
6. ALAC (Apple Lossless Audio Codec). Альтернатива FLAC придуманная в Apple. Звуковые файлы записаны с высоким битрейтом, как правило, те же самые 24 бита, дискретизация 44,1 / 48 / 88,2 / 96 и 192 кГц. Как и FLAC кодек поддерживает все основные метаданные альбома.
7. DSD (Direct Stream Digital). Однобитный формат, применяется для хранения звукозаписей на оптическом носителе SACD/Super Audio CD (частота дискретизации 2,8 мГц, 5,6мГц и даже 11,2 мГц). В результате получаем фантастическое качество воспроизведения аудиозаписей, как в стерео (особенно!), так и в многоканальном режиме (5.1). Данные релизы являются предметом коллекционирования многих меломанов. В настоящее время на дисках, к сожалению, встречаются всё реже и реже, так как Hi-Res-аудио стремительно перемещается с оптических носителей на жесткие диски в ПК-хранилища. Чтобы услышать запись, ваш проигрыватель компакт-дисков или универсальный blu-ray плеер должен уметь читать и воспроизводить SACD.
8. MQA (Master Quality Authenticated). Довольно молодой Hi-Res-формат (разработан в 2014 году фирмой Meridian Audio), используемый сервисом Tidal Masters для стриминга музыки. MQA-файлы транслируются в формате 24 бит/96 кГц (192 кГц пока не поддерживаются и принудительно пересчитываются в 96 кГц).
Итак, в сухом остатке USB-ЦАП AudioQuest DragonFly Red понимает и воспроизводит практически все современные Hi-Res-форматы, существенно повышая уровень звучания вашей системы. Кстати, благодаря пониженному энергопотреблению его можно подключать напрямую к iPhone или любому другому смартфону. Ну а дальше начинается настоящее торжество звука, причем устройство с помощью цветовой индикации (изображение стрекозы на корпусе загорается) подсказывает, с какой частотой дискретизации проигрывается звуковой файл:
Зеленый – 44,1 кГц
Синий – 48 кГц
Оранжевый – 88,2 кГц
Розовый – 96 кГц.
А вот разрядность в битах, собственно ими и измеряется принадлежность к Hi-Res-аудио, придется узнавать из спецификации скаченного файла. Повышенная выходная мощность ЦАПа (2,1 В) позволит «раскачать» многие требовательные наушники. Если не ошибаюсь, то начиная с 7-й или 8-й версии iPhone, наконец-то, IOS стала поддерживать FLAC файлы и теперь не понадобится танец с бубнами в виде установки сторонних Hi-Fi плееров из App Store (Onkyo HF Player один из лучших), куда потом через iTunes приходилось закачивать Hi-Res-файлы с компьютера. Со смартфонами под управлением Android всё гораздо проще, FLAC файлы там всегда легко определялись, хранились и воспроизводились. Хочу заверить тех, чьи интересы не простираются выше банального MP3 или AAC, музыка в этих форматах даже с очень низким битрейтом будет звучать на порядок лучше, детальнее, информативнее и динамичнее. И ещё одна рекомендация – чтобы реализовать весь потенциал заложенный инженерами AudioQuest в данный ЦАП придется выкинуть родные наушники из коробки смартфона (любого) и купить нормальные, но это отдельный разговор.
По большому счету у портативного AudioQuest DragonFly Red лишь два главных конкурента:
1. Чуть более бюджетный ЦАП AudioQuest DragonFly Black v1.5 (для не очень дорогих наушников стоимостью приблизительно до 15-20,000 руб.).
2. Великолепный ЦАП Cyrus soundKey (прямой конкурент AudioQuest DragonFly Red, под него нужно приготовить наушники стоимостью от 20,000 руб. и выше).
Хочу ещё раз подчеркнуть, все наушники, которые идут в комплекте с любыми смартфонами, должны быть утилизированы сразу после покупки, чтобы даже соблазна не было воткнуть их в свои или чужие уши.
P.S.: В заключение хотелось бы дать очень точную формулировку Hi-Res-аудио, которую я нашел в интернете, но к сожалению, уже не вспомню источник:
«Hi-Res-аудио – аудиофайл в формате без потерь, несущий в себе фонограмму звучания во всем том частотном диапазоне, в котором производился её мастеринг в студии звукозаписи посредством специальной аппаратуры и с итоговым качеством выше, чем у CD».