Говоря о резонансе, который производит название группы Pixies в нашей заводи, повторяется история с MBV, т.е. широкой известности в узких кругах. Будучи иконами для целого ряда гигантов 90-х — от Nirvana до Radiohead, — сами Pixies стартанули слишком рано и толком не были популярными даже у себя на родине, в Бостоне. Уж слишком эклектичными оказались интересы лидера Блэка Фрэнсиса, который в 1986 году набирал группу по объявлению, указав симпатии к хардкору Hüsker Dü и фолку Peter, Paul and Mary.

С 1987 по 1991 годы Pixies выпустили дебютный EP и четыре альбома на самом авторитетном инди-лейбле тех лет — британском 4AD. В отличие от «настоящих» рок-звезд в быту Pixies вели себя достаточно скромно. Никаких тебе понтов с разбиванием гитар и отельного инвентаря.

Разумеется, этот факт отрицательно влиял на рост числа поклонников Pixies. По большому счету, ведь на стадионе мало кто смыслит в музыкальных гармониях. Зато публика с огоньком реагирует на эгоманикальных enfant terrible как на некое ярмарочное представление о красивой и лихой жизни.

Ироничный толстячок Блэк Френсис не обладал героиновым шиком и не носился по сцене, содомируя микрофонной стойкой. Но, если вы никогда не видели самих музыкантов и просто ставили пластинку Pixies, казалось, что вы попали в джунгли к стаям диких (и опасных!) обезьян.

Подрастающим музыкантам Pixies вручили что-то вроде шпаргалки-решебника со списком ответов на массу задач альтернативного рока, серфа, арт-панка и пауэр-попа. Ну и фирменный рецепт — «тихий вкрадчивый куплет + взрывной припев» — затем перенял Курт Кобейн и все остальные по списку.

Именно Pixies в конце 80-х вернули в рок-музыку энергию и лаконизм композиции — собственно, то, с чего она и начиналась. Продюсер Джил Нортон вспоминал, что Блэк Фрэнсис (в миру Чарльз Томпсон) был человеком, которому не нравилось делать одно и тоже — в частности, повторять закольцованные рефрены. Оттого-то многие песни Pixies длились не более двух минут.

К бостонским самородкам хорошо относились музыкальные журналисты — в то время инди-музыканты еще порой попадали в чарты. Но непосредственно до раздачи слонов, когда поперла мода и большие гонорары за гранж и альтернативный рок, Pixies уже не дотерпели.

К этому времени они успели обо всем высказаться, да и вообще потеряли интерес к дальнейшей совместной работе друг с другом. Команда воссоединилась лишь в XXI веке, отыграла несколько туров, чтобы окончательно расстаться с басисткой Ким Дил. И хотя группа сейчас продолжает записывать альбомы, классический период Pixies закрывает именно работа 1991 года «Trompe Le Monde».

«Trompe Le Monde» (игра слов: вместо французского термина для картинки-обманки «trompe l'oeil», дословно «обмани-глаз», здесь — «обмани мир») в полной мере отражает центробежные тенденции в коллективе. Блэк давно перестал включать в треклист материал, написанный своенравной Ким Дил, с которой у него были натянутые отношения.

К тому же у Дил уже был в запасе отдельный контракт с 4AD — группа The Breeders, основанная вместе с сестрой-близнецом Келли и получившая впоследствии гигантский ажиотаж на MTV.

«Trompe Le Monde» считается самым тяжелым альбомом у Pixies, но все же это еще не прямолинейная цепь с ковшами грядущих блокбастеров гранжа вроде «Nevermind». Блэк заваривает свою стряпню на sci-fi-лирике о НЛО и прочих сюрреалистичных сюжетах.

Его фокус, как у играющей кошки, быстро переключается с нечеловеческих воплей и скрежета гитар («Planet Of Sound» и «Sad Punk») на вполне обаятельные поп-гармонии («Motorway To Roswell» и «Letter to Memphis»).

К записи трека «Alec Eiffel» был привлечен клавишник Эндрю Дрю Фельдман из Pere Ubu. Кстати, этот коллектив экспериментального арт-панка, пожалуй, можно указать в качестве главных вдохновителей вокальной манеры Блэка. Также на альбоме значился еще один поклон в адрес коллег — кавер-трек на «Head On» от The Jesus and Mary Chain, занявший шестое место в UK Billboard .

Обложку «Trompe Le Monde» оформил талантливый график и дизайнер Вон Оливер. Он не только занимался всеми изданиями Pixies — его работы были своего рода торговой маркой лейбла 4AD, который традиционно заказывал художнику весь свой каталог.

Продюсирование альбома взял на себя Джил Нортон, который до этого работал с предыдущими релизами «Doolittle» и «Bossanova». При этом характер звучания «Trompe Le Monde» изменился в сторону более плотного и мясистого саунда. Впоследствии альбом издавался в разных странах — был даже винил литовской ZONA Records, поставлявшей в начале 90-х всякую модную музыку на территорию бывшего СССР.

Pixies записывались на аналоговых магнитофонах, но на сегодняшний день файлы Hi-Res-трансферов этих записей недоступны. Для тех любителей группы, которые все же хотели бы чего-то сверх штатных носителей 4AD, известный всем нам лейбл Mobile Fidelity Sound Lab в 2011–13 годах выпустил альбомы Pixies на виниле и гибридном SACD с CD-слоем.

К 30-летию записи на 4AD выпустили переиздание «Trompe Le Monde» на цветном виниле, но я бы относился к нему скорее как ностальгическому мерчендайзу, чем к какому-то откровению в плане звука.

Спектрограмма заглавной композиции «Trompe Le Monde» на SACD-издании MSFL

Что касается SACD от Mobile Fidelity, то его спектр выглядит как честный рип с мастер-ленты — всем, кто любит SACD и Pixies, я бы советовал именно его. Однако я бы не стал утверждать, что разница между аудиофильским релизом и обычным компакт-диском 1991 года — это небо и земля.

В версии MFSL интегральная громкость чуть выше, а соотношение пиков уровней будет немножко другим. Обладая двумя изданиями, сложно будет склониться в пользу какого-то одного. Это будут оттенки, обусловленные трансфер-процессами оборудования 4AD и MFSL. Слуховая разница обманчива и прячется — в духе заголовка альбома.

Нормализованные по уровню правые каналы заглавной композиции «Trompe Le Monde» на изданиях MSFL (верхний график) и 4AD (нижний график)

Дело в том, что, несмотря на энергетику композиций, мастеринг и динамический диапазон для компакт-диска «Trompe Le Monde» изначально был щадящим как в оригинале, так и на других изданиях. В этом и заключается причина того, что альбом звучит весьма прилично на любых носителях.

Разумеется, с учетом стилистической специфики команды, которая очарует далеко не всех. Во всяком случае, на Moscow Hi-End Show такое заводить чревато — там предпочитают зарядить что-то более приторное, с пошлинкой. А в истоме дня — какой-нибудь пролетарский хардешник времен молодости владельцев аудиосистем.

Ну а те, кто понимает, в сентябре поднимают бокал в честь 30-летия «Trompe Le Monde» и отдают дань уважения Pixies — одному из самых важных коллективов 80–90-х.