Играть Колтрейна до сих пор для джазменов tour de force. Или challenge, как говорят американцы. Заявка не столько на мастерство-виртуозность (многие пьесы давно входят даже в учебный репертуар), а на некое духовное развитие. Как для театрального режиссера «Гамлета» ставить.
На Джона нашего Колтрейна тоже много кто замахивался. Лучше всех смысл всего этого выразил вашему обозревателю Брэнфорд Марсалис, который со своей группой переиграл нота в ноту «A Love Supreme»: «Нам говорили, что ничего не получится. Даже мои музыканты (Джефф «Тейн» Уоттс, - ред.). Я отвечал: это не довод, потому что даже если у нас ничего не получится, то благодаря такому опыту мы сильно вырастем как музыканты». Похоже, того же просветления и личностного роста ищут в знакомых нотах и другие музыканты. Не обязательно джазмены.
Turtle Island Quartet. A Love Supreme. The Legacy of John Coltrane (Telarc)
Колтрейн и академические «струнники» — почему нет? Камерный струнный Turtle Island Quartet сыграл несколько транскрипций пьес Джона Колтрейна и полностью — его выдающееся, великое произведение «A Love Supreme». Ближайший аналог — Kronos Quartet, играющий Телониуса Монка. Но этот квартет кажется более правильным, чем драйвовые и хулиганствующие «кроносы». Этим и ценны: Колтрейн у них получается разный. Иногда даже с комедийной напыщенностью (My Favorite Things). В «Resolution» струнным удается свинговать, что им, в общем-то, не свойственно. Сама Love Supreme Suite получилась совершенно замечательной: Колтрейн представлен как большой академический композитор. Напряженно, динамично — умеренный авангард в духе Шнитке и Гии Канчели.
Альбом получил «Грэмми», а буклет его украшает вдохновляющая аннотация самой Элис Колтрейн, которая отзывается о музыкантах квартета самым наилучшим образом.
Joe Lovano, Dave Liebman, Ravi Coltrane: Saxophone Summit. Seraphic Light (Telarc)
Очень хорошо выстреливший проект Saxophone Summit организовали плодовитый тенор-саксофонист Джо Ловано с Дэйвом Либманом и великим джаз-роковым новатором Майклом Брекером. Майкл Брекер в январе 2007 года покинул этот мир, и на втором альбоме к саммиту присоединился Рави Колтрейн — сын Джона.
Этот самый второй альбом проекта, «Seraphic Light», носит посвящение Брекеру. А музыка — она просто сшибает с ног. Во-первых, трое очень разноплановых саксофонистов, чьи сердца очевидно бьются в одном ритме. Во-вторых, изящно переаранжированные мелодии Колтрейна для сразу нескольких «дудок»: тенор, сопрано, альт, флейта, кларнет. Такое и само по себе любопытно. Особенно в фирменно высококачественном звуке лейбла Telarc.
Wayne Shorter «Select Live Under the Sky '87. Tribute to John Coltrane»
Люди, причастные к той великой истории Колтрейна-Дейвиса, а именно — Уэйн Шортер и вездесущий Либман. Идеальная ритм-секция — Джек Деджонетт и Эдди Гомес. Пианист Ричи Бейрах (учился у самого Ленни Тристано, играл со Стеном Гетцем и Четом Бейкером). История! Играют: «Mr. P.C.», «After the Rain/Naima», «India/Impressions».
Темы Трейна, конечно, только предлог для совершенно улетных импровизаций. Настроение — от драйвового авангарда до задумчивой лирики. Шортер и Либман, кажется, соревнуются кто кого «сделает» на сопрано. И это добавляет огня. Есть на DVD.
David Murray Octet «Octet Plays Trane»
Саксофониста Дэйва Маррея сложно назвать колтрейнистом. Его влияния — классик джазового тенор-саксофона Бен Уэбстер, плюс всякие умные авангардисты типа Алберта Эйлера, Арчи Шеппа и так далее. Ну и сам он — концептуалист. Но, конечно, от Чарли Паркера и Джона Колтрейна никуда не деться, и Маррей, разумеется, их всех чтит. Интересно, что еще в 1987 году Маррей записал более «прямое» посвящение Колтрейну «Blues for Coltrane» с причастным покойному гению Маккоем Тайнером.
На альбоме «Octet Plays Trane» Маррей переиграл/перекрутил хорошо известные канонические пьесы Трейна (Naima, Lazy Bird и др.), но и свою добавил — «The Crossing». Вот она — колтрейнизм, остальное — игра в ассоциации. «Giant Steps» — как будто из эпохи биг-бэндов пришла. «India» — пряная смесь гипнотического ритма, флейты (Джеймс Сполдинг) и бас-кларнета. И все в таком постмодернистском духе. Любопытно. И слушается отлично.
Kenny Garrett «Pursuance. The Music Of John Coltrane»
Джон Колтрейн начинал как альт-саксофонист, но скоро по каким-то внутренним причинам ту дудку забросил, взял другую — тенор. Кенни Гаррет же всегда играл на альт-саксофоне (и сопрано, иногда). Но Гаррет — четкий колтрейнист. Конечно, рано или поздно он должен был добраться до наследия гения. И конечно, сделал все по-своему.
Ладно бы только альт-саксофон! Здесь нет фортепиано — привычного по записям Трейна Маккоя Тайнера заменил, если можно так выразиться… Пэт Матини. Гитарист. С его фирменными задумчиво плывущими аккордами; «Dear Lord» превратилась в какую-то психоделию. Гаррет, конечно, импровизирует в своей манере — быстро, холодновато, расчетливо, энергично. Качает, да. Но ладно импровизации, канонические фразы типа темы «Giant Steps» или «Lonnie’s Lament» разбиваются и «проговариваются» по-своему. В общем, Колтрейн — как атомное ядро: энергии хватит на всех и на века.