Все, кто внимательно читает S&V более полугода, наверное, в курсе, что автор этого текста относится к виниловым скептикам. Но это не значит, что на этом направлении он потерпел крушение и разочарован. Напротив, чего хотел – добился. Просто это занятие оказалось несколько хлопотным.
Вот ей-богу, несмотря на лукавую цифру, отношусь же к пластинкам совершенно миролюбиво! И всегда дома находилось место для LP-вертушки, хоть и включалась она редко, надо признать. Все моя ирония в адрес vinyl revival питалась исключительно дилетантскими восторгами его глашатаев. Чуваки, чтобы пластинка сыграла по-настоящему круто, мало просто отдать за нее 20-30 долларов и сунуть в пластмассовую моталку с кактусовой иглой. Правда и то, что читатели аудиожурналов таким варварством не занимаются. Но с другой стороны, и не они обеспечили устойчивый рост продаж, который не перестает крепчать с 2006 года. Путь винилового перфекциониста тернист и полон тревог, возможно, мой опыт поможет его несколько спрямить.
С самого начала у директ-драйва не было альтернатив. Малохольной пассиковой магии - никакой веры, а нутро роликовых моделей, откровенно говоря, было страшным как советская швейная машинка. Для современных моделей DD оказался дорогим и не очень популярным удовольствием, проще поставить моторчик от детской машинки и протянуть зубную нить. Но история и вторичный рынок сохранили немало добросовестных японских моделей 70-80-х годов – по сути, пика развития виниловой индустрии. Собственно, на этом Hi-Fi-часть рекомендации можно было и закончить. Какая-нибудь модель выше средней в ряду Micro-Seiki, Denon или JVC/Victor в состоянии обеспечить нормальный конкурентный уровень звука. Главное, подобрать к ней современный картридж, с учетом эффективной массы штатного тонарма. Я же пошел дальше по хардкору – отдельно тонарм, отдельно стол, а потом еще отдельно фономотор. И после нескольких проб почувствовал себя опустошенным.
Тонарм с учетом размаха проекта и по пацанской чести надо было искать 12-дюймовый – минимизировать угловые ошибки, а как же. Передо мной предстояли какие-то столярные работы, выше стропила плотники, над головой угрожающе закачался метчик. К чему все эти муки? Потому что раньше пластинки на мой вкус играли несколько зажато, а то и рыхло в конце трека? И тогда я все продал, кроме МС-картриджа Denon DL-304 и повышающего трансформатора к нему, в справедливость которых верил как старый большевик. И обратился к цифре, той самой, лукавой.
Я связался с автором виниловых оцифровок, качество которых мне понравилось более прочих. У него оказался презренный Technics SL-1200, да тот самый, диджейская классика, но с тюнингом. В штатном исполнении 1200-й обеспечивает твердый бас, неплохую ритмику и минимум наводок. Это надежная стабильная и неубиваемая машина. Кроме того, у SL-1200 очень удобно регулируется VTA, а на чутких головках и пластинках разной толщины этот момент имеет значение. Однако для High-End ожиданий звук «техникса» несколько туповат и никакая VTA тому не поможет. Но это дело поправимое.
Американская контора KAB занимается продажей и рассылкой запчастей и апгрейд-китов для Technics SL-1200. Поэтому мне осталось просто купить на вторичке более-менее приличный косметически экземпляр и приложить к нему тот же перечень мероприятий, что сделал успешный оцифровщик. Впрочем, нет, не весь. Комплект сорботановых ножек за 250$ мне показалось уже слишком, зато в остальном мой «техникс» получил исчерпывающий набор спа-процедур. Внешнее малошумящее питание с отключением стробоскопа, новую проводку внутри и после тонарма (лидцентрат Cardass), плюс ванночка с минеральным маслом для гашения его резонансов. И еще алюминиевый мат Oyaide с грузилом. Для точности концепта я купил у оцифровщика его фонокорректор. Это был PS Audio GCPH с обильным апгрейдом на Black Gate – опять же, я знал, что штатный экземпляр был хорош в своем классе, но без искры.
Результат в сборе скорее обнадежил, чем расстроил: жить с этим было можно, но 100% попадания все еще не было. Слабым звеном казалась головка Denon, которая умела играть воздушно, но поймать адекватную басовую отдачу на ней ох как непросто. А покупать Lyra, как в оригинале у оцифровщика, не хотелось. Ни по бюджету апгрейда, который суммарно уже и так превысил затраты на собственно LP-проигрыватель. Ни по звуковому почерку картриджей Lyra, близкого скорее к Audio-Technica, чем к архетипу Denon или Ortofon, которые я предпочитал. И не было бы счастья, да несчастье помогло.
Многострадальный DL-304 после очередной маниакальной настройки нулевых точек по шаблону утерял алмаз. Ритейл же новой головки вырос вдвое, причем не в рублях, а долларах. Английские мастера заломили за восстановление неприличную сумму, а вот американские из Soundsmith оказались в полном адеквате, несмотря на довольно безумный сайт. За 350 долларов был поставлен не только новый алмаз, но и рубиновый кантеливер, вместо прежнего из алюминия. И вот все это вместе, друзья, наконец, заиграло «как надо». А что же «цифра»? Она, как всегда лукава и никуда не делась: впереди работа над АЦП конвертором. Ведь бегать чистить и переворачивать пластинки совершенно неинтересно, даже если они звучат на лучшем в мире тракте.