В декабре прошлого года Москву посетил Боб Сердженер (Bob Surgeoner), основатель и главный разработчик компании Neat Acoustics, чтобы совместно с Naim провести презентацию своих акустических систем. Еще до его приезда мы предложили нашим читателям задать интересующие вопросы. Объединив их с вопросами от редакции, мы получили весьма обширный набор тем для беседы, так что данное интервью можно считать результатом нашей с вами совместной работы. 

— На презентации вы рассказывали о разработке акустики и упомянули, что большинство настроек производите на слух. Стоит ли понимать это буквально?

— Мы делаем измерения, конечно же, мы делаем много измерений. Но еще больше мы слушаем результаты. Музыка первична, поэтому если приборы говорят, что все хорошо, но музыка звучит как-то не так, мы следуем за музыкой и продолжаем настраивать акустику до тех пор, пока слуховые тесты не дадут однозначно положительный результат.

Измерения помогают в том плане, что мы можем проанализировать результат настройки на слух. Аппаратные измерения дают возможность измерять импеданс и уровень искажений, контролировать те параметры, которые отвечают за согласование акустики с усилителями. Эта сторона вопроса полностью зависит от измерений.



— Какую музыку вы используете для тестовых прослушиваний?

— Практически всю, начиная с раритетных записей сороковых и пятидесятых годов, блюза, фолка и джаза, и заканчивая современной музыкой, включая рок и тяжелый металл. В тестах, например, мы используем записи Metallica, Rage Againts the Machine, John Coltrane, ранние записи Элвиса. Там есть очень интересные вещи, записанные в экспериментальном на тот момент формате стерео, когда инструменты и вокал просто разбросаны по колонкам. 

Есть, конечно, и персональные предпочтения. Я вот люблю Тома Уэйтса и использую его музыку при тестировании акустики.


— Какие усилители вы обычно используете в тестах?

— Обычно Naim, кроме того, Exposure, Creek, преимущественно мы используем электронику британского производства.


— Ламповые усилители есть в списке?

— Да, в том числе. Мне нравится звучание ламповых усилителей.



— А какие кабели используете?

— Обычно мы учитываем пожелания производителей электроники, поскольку они знают, какие кабели используются для внутренней разводки их аппаратуры, а также, с какими кабелями их электроника звучит лучше всего. Опять же, немало британских брендов, например, Chord и Atlas.


— Как вы считаете, акустика Neat лучше подходит для цифровой Hi-Res музыки или для винила? Вы сами что предпочитаете?

— Neat одинаково хорошо воспроизводит и цифровой, и аналоговый звук. Лично я любитель винила. Если передо мной стоит задача оценить качество звукового тракта, услышать мельчайшие детали, я, конечно же, использую Hi-Res записи, но в ситуации, когда я слушаю музыку в свое удовольствие, чтобы отдохнуть и расслабиться, предпочту винил.


— По каким причинам вы предпочитаете изобарическую конструкцию корпуса?

— Эта технология позволяет получить достаточно мощный и большой звук при небольшом размере корпуса. Так изобарический сабвуфер получается в разы компактнее, чем сабвуфер с аналогичной глубиной баса и аналогичной мощностью в обычной конструкции. Кроме того, изобарическая конструкция позволяет значительно лучше контролировать воспроизведение баса. Звук получается более четкий и точный.


Так выглядит изобарическая конструкция корпуса в колонках Neat


— В акустике Neat не применяются большие НЧ-излучатели, почему?

— Мы провели исследования и пришли к выводу, что наилучший размер диффузора динамика для воспроизведения баса составляет порядка 170 мм. С таким драйвером мы можем получить бас, начиная с 20 Гц. Используя при этом, скажем, двухполосную конструкцию, НЧ-излучатель меньшего размера гораздо легче согласовать с твитером.


Боб Сердженер показывает напольную акустику Neat IOTA Alpha


— Модель Neat Ultimatum оснащена супертвитерами на верхней части корпуса. Нужна ли какая-то специальная подготовка помещения для ее эффективной работы? И для чего в принципе нужно было располагать их обязательно наверху?

— Именно такая конструкция получилась в результате экспериментов. Изначально мы ставили супертвитеры на переднюю панель, но поскольку для выравнивания отдачи и импеданса нам нужно было использовать сразу два супертвитера, они занимали много места на передней панели, и акустика получалась высокой. Поместив супертвитеры наверх, мы удивились тому, насколько сильно изменилась звуковая картина: сцена стала объемнее и шире, улучшилось общее восприятие звука вплоть до более естественного звучания басовой области.

Что касается помещения — особенных подготовительных процедур не требуется. Это может быть обычная комната.



— В вашем ассортименте есть весьма специфическая модель — напольная акустика IOTA Alpha, которая имеет высоту всего 45 см. Какого размера должно быть помещение для нее и как ее лучше расположить в пространстве?

— Это не обязательно должна быть маленькая комната. IOTA Alpha может озвучивать достаточно большие помещения. Однажды я тестировал цифровое пианино. У меня было несколько акустических систем, среди которых —  большие напольники XL10 и полочная версия IOTA. Я слушал, как звучит цифровое пианино, обращал внимание на полноту басовых нот и был уверен, что к системе подключена акустика XL10. Каково же было мое удивление, когда оказалось, что это были миниатюрные полочные колонки IOTA! На самом деле тут сработал психоакустический трюк: колонки не воспроизводили глубокие басовые ноты, но отлично передавали их верхние гармоники, создавая ощущение полноты и цельности звука.

IOTA Alpha в отличие от полочной версии имеет направленные вниз НЧ динамики. Ее мощности достаточно, чтобы озвучить помещение порядка 45 квадратных метров. Звук их вполне сравним с крупной напольной акустикой.

Расположение акустики зависит от того, какой эффект вы хотите получить. Если нужен широкий звук, заполняющий помещение, поставьте их твитерами наружу. А если хотите сфокусировать звук — поменяйте акустику местами и получите более узкую зону прослушивания с более точной локализацией.


— Экспериментировали ли вы с дипольными конструкциями?

— Да, мы пробовали такие варианты. Звук интересный и необычный, но пока нет понимания, как можно использовать этот эффект в наших моделях. Возможно, в будущем мы рассмотрим вопрос более детально и сможем применить диполи, все возможно.



— Некоторые производители акустики решили попробовать себя в сегменте портативного аудио и теперь производят наушники. Как вы на это смотрите? Ожидать ли нам наушников Neat?

— Я не могу себе представить ситуацию, в которой Neat начали бы производить наушники. Это совершенно другой мир. Создавая акустику, мы стремимся к тому, чтобы сделать акустику универсальной, хорошо звучащей в различных условиях, поскольку комната принимает непосредственное участие в формировании звуковой картины. С наушниками совершенно другая история: это персональное устройство, никто в точности не знает, как те или иные наушники сочетаются с анатомией и физиологией того или иного человека. Говоря о звучании наушников гораздо сложнее быть объективным.

Сам я, конечно, использую наушники, но чаще в сугубо утилитарных целях. Например — послушать аудиокнигу в дороге. Если я хочу получить удовольствие от музыки, то использую акустику.


— Не планируете ли вы сделать активную акустику?

— Для этого нужно быть специалистами еще и в электронике. Кроме того, мы будем вынуждены полностью переделывать корпус. Нельзя просто взять и поставить внутрь уже имеющейся модели усилитель, не навредив при этом звуку. Именно поэтому пока мы предпочитаем производить пассивную акустику.


— Помимо разработки акустик вы еще и музыкант. Какие мониторы используете в студии?

— Одними из основных мониторов являются Tannoy Reveal и IOTA. А для финального мастеринга мы используем несколько профессиональных мониторов семидесятых годов и акустику Neat серии Ultimatum. 



— Наши читатели спрашивают о ценах. Планируете ли вы сделать акустику Neat более доступной?

— Текущая ценовая политика, а именно ее нижняя планка  — тот уровень, за который мы не хотели бы заходить. Невозможно сделать по-настоящему качественную акустику совсем дешевой. Если будет возможно снизить цену, не потеряв качества, мы сделаем это в будущем.


— А брексит сказался на цене производства и продаж?

— На самом деле для нас уже заметно изменились закупочные цены на некоторые комплектующие, но пока мы  удерживаем розничную стоимость на прежнем уровне. А изменение курсов валют позволяет некоторым нашим партнерам покупать Neat заметно дешевле, чем раньше. В итоге мы, конечно, придем к коррекции отпускных цен, когда изменения станут критическими.


Полочная акустика Neat IOTA


— Что самое дорогое в акустике?

— Без сомнения, дорого обходится разработка. Если же говорить об акустике как конструкции, то это, пожалуй, корпуса: они требуют много затрат, времени и сил на создание.


— Как бы вы описали вашего покупателя?

— Сложно сказать, кто именно наш покупатель. Проще всего думать, что это аудиофил и ценитель Hi-Fi из семидесятых годов. Но на самом деле значительная часть наших покупателей молоды и часто слушают музыку с iPod. Реальная аудитория очень размыта, Neat покупают совершенно разные люди.


— Какие рынки сбыта кроме Великобритании наиболее важны для вас, и что вы думаете о российском рынке?

— На данный момент мы имеем хорошие продажи в США, Германии и Австрии. Российский рынок, на мой взгляд, имеет достаточно большой потенциал.



— Сколько вам было лет на тот момент, когда вы начали работать в аудио?

— Все началось, когда я был музыкантом и играл в панк-группе.  Мы имели сравнительно небольшую аудиторию и зарабатывали мало. Поэтому мне пришлось задуматься над тем, как заработать денег в свободные от выступлений дни.  Подумав некоторое время, я занялся продажей Hi-Fi компонентов. Потом сделал акустику для работы в группе, но постепенно работа в Hi-Fi-индустрии стала меня интересовать даже больше карьеры музыканта. Мне было около тридцати.

Через некоторое время я решил полностью погрузиться в мир Hi-Fi и помимо продаж попытался разработать собственную акустику. Первую колонку, производство которой стало массовым, я сделал, когда мне было уже около сорока лет.


— Как много времени уходит на разработку одной модели?

— Для создания рабочего прототипа нужно несколько недель, а для превращения его в конечный продукт — несколько месяцев, а иногда больше года.


— Что вдохновляет вас на создание акустики?

— Я думаю, прежде всего —  желание удивить людей тем, насколько впечатляюще и живо может звучать музыка.