Не часто встретишь российского инженера, успешно работающего в известной западной компании, популярной на рынке Hi-Fi. Тем удивительней, когда речь идёт не о бывших советских инженерных кадрах, а о молодом поколении специалистов. Уже несколько лет в британской компании Creek Audio работает Антон Тищенко, — наш бывший соотечественник, получивший образование в Англии по специальности «инженер-акустик». Мне удалось с ним пообщаться в ходе его непродолжительного визита в Москву.
— Антон, расскажите о себе, почему стали работать с аудиоэлектроникой и как попали в Creek Audio?
— Я родился в Москве и здесь же получил школьное образование. Первоначально хотел стать юристом и обучался в МГЮА, однако со временем понял, что это не мое. Задался вопросом, что делать дальше и после разговоров со своими близкими решил поехать учиться в Англию.
Мне всегда хотелось работать со звуком, а моим хобби было прослушивание винила, я много возился с аппаратурой. В итоге я поступил в университет Глиндор (Уэльс, Великобритания), где получил степень бакалавра по специальности инженер-акустик. Обучение этой специальности совмещало творчество и теорию, инженерные и математические дисциплины, и даже менеджмент и студийную работу со звуком. В свободное от учебы время я занимался практикой, работал на мьюзиклах компании Stage Entertainment как в Москве, так и в Лондоне.
На третьем и последнем курсе я выбирал тему дипломной работы и после долгих раздумий решил сделать цифроаналоговый преобразователь. Меня предупредили, что лучше бы я выбрал что-нибудь проще, что тема эта слишком серьезная. Мне пришлось изучить много нового, но я его все-таки сделал — плату заказал в Китае, а сборку осуществил сам. Правда, запрограммировать его смог только частично, потому что тогда еще не знал программирования. Мой проект оценили по высшему балу, все остались довольны, но главное — в своем резюме я уже смог записать этот опыт как реальный опыт работы непосредственно в сфере аудиотехники.
Спустя три недели я был уже на интервью у Майкла Крика (Michael Creek) — владельца и основателя компании Creek. Я ему понравился, и он предложил мне двухмесячную стажировку, по итогам которой и получил постоянную работу в должности младшего инженера.
Мне нравится компания, куда я попал. Помимо компонентов Creek у нас есть еще акустика Epos, что вносит разнообразие в работу. Заниматься можно тем, к чему ты лично склонен, а значит, всегда есть возможность изучить что-то новое.
В основном я занимаюсь разработкой плат, но с недавнего времени работаю не только схемотехником, но и делаю 3D-дизайны для чертежей новых продуктов, вдобавок научился программировать на языке C и теперь еще и пишу программы для тестирования.
— Почему вы решили эмигрировать из России именно в Англию?
— В значительной степени я уже ответил на это вопрос. Хотел учиться по технической специальности в области акустики, а в России профильного вуза по этой специальности мне найти не удалось.
Тем более это английский язык. Я разговариваю на других языках, например, на немецком, но не готов слушать лекции на этом языке. Мой знакомый учится в Италии — там тоже можно многому научиться, однако язык страны пребывания сужает количество предметов, доступных для изучения. Чтобы лекции вели на английском языке, нужен преподаватель, определенное количество желающих. Также, Англия — это мощный драйвер развития аудиоиндустрии, поэтому хотелось учиться там, где это развито на высшем уровне.
— Как выглядит обычный рабочий день инженера Creek Audio?
— Скажем так, мы все очень пунктуальны и приходим на работу к 9 часам утра. Иногда я открываю офис. Мы заходим, ставим чайник, пьём чай и работаем до полудня, — приблизительно до часа дня. Дальше у нас перерыв на обед. После обеда работаем до шести часов вечера, затем собираем вещи и уходим.
— А как же «файв-о-клок ти»?
— По желанию. В день на чай полагается приблизительно 15 минут. Соответственно, можно уложиться в один большой чайный перерыв или несколько маленьких.
— Скажите, есть ли у вас в компании наставник или идейный вдохновитель?
— В первую очередь это — Майкл Крик. Я общаюсь и с другими инженерами в разных странах мира, но именно Майкл координирует нашу работу, дает конкретные задания. Мы все друг друга хорошо знаем, коллектив небольшой. Над каждым проектом работает от двух до пяти человек, часть из них — вне Великобритании. Майкл Крик, как управляющий проектом, объединяет всех вместе.
— Конечное решение о том, пойдет ли аппарат в производство, принимает Майкл единолично или это решение носит коллективный характер? Если да, то в какой момент сотрудники Creek решают, что продукт достоин выхода на рынок?
— Мнение Майкла имеет огромный вес, но все же решение коллективное. Мы собираемся все вместе, слушаем, потом отдаем компоненты на прослушивание в магазины, чтобы узнать мнение дилеров, отправляем на тестирование в журналы. Если людям не нравится наш продукт, конечно же, мы не будем его выпускать. Принятие решения такого рода — это всегда довольно сложный процесс, включающий измерения и прослушивания. Как минимум новый продукт должен быть лучше предыдущего, если речь не идет об инновационной технике, аналогов которой в каталоге нет. Мы не выпускаем новые продукты ради новых продуктов.
— Есть мнение, что прогресс в аудиоиндустрии — понятие относительное. Якобы созданное в 60-70-ее годы звучит не хуже современных моделей. Вы говорите, что каждая новая модель должна быть лучше предыдущей. Следуя этой логике, нынешние усилители Creek должны быть на несколько порядков лучше первых аппаратов. Действительно ли это так?
— Так и есть. Могу лишь уточнить, что понятие «лучшести» у каждого человека свое. Например, у ламповых усилителей коэффициент искажений ужасен, тем не менее, на них есть любители. И есть люди, считающие, что старые усилители Creek Audio — самые лучшие.
— Как бы Вы характеризовали потребительский сегмент, на который ориентирована продукция компании Creek Audio? Известно, что значительная часть покупателей при выборе компонентов для домашнего стерео руководствуется не только рациональными, но и в значительной степени эмоциональными соображениями. За что потребитель может полюбить и в конечном итоге отдать предпочтение брендам Creek и Epos на фоне предложений других производителей?
— Мы производим технику в сегменте топового Hi-Fi. Философия, которой мы остаемся верны с момента основания компании, заключается в том, чтобы производить технику с экстраординарным качеством звучания за разумные деньги.
Что касается нашего потребителя, то, конечно, в первую очередь, это зрелый человек, у которого есть деньги, достаточный опыт прослушивания качественного стерео, и который готов тратить время на прослушивание музыки. Последний пункт, кстати, важен, поскольку есть люди, готовые приобрести аппаратуру, поставить ее на полку и больше никогда к ней не возвращаться. Возможно, кто-то из наших покупателей так и поступит, но мы делаем продукцию исключительно для тех, кто любит музыку и будет её слушать. Мы высоко ценим обратную связь с нашими покупателями в какой бы точке планеты они не находились.
— Российская аудитория в достаточной степени консервативна и, может быть, пока еще не столь благополучна в материальном плане, как европейская, поэтому такой критерий как надежность аппаратуры и срок ее эксплуатации для многих потребителей — один из важнейших критериев при выборе компонентов. Я понимаю, что вопрос сложный и временным тестированием мало кто занимается, но, тем не менее, какой срок службы закладывается в технику Creek Audio?
— Отвечу так: усилители Cteek CAS4040 были выпущены более 40 лет назад и в большинстве случаев до сих пор работают без каких-либо переделок, ни разу не побывав в центрах технического обслуживания. Если покупатель использует наше устройство так, как это предписано в инструкции, то наши продукты будут работать долго.
— Антон, я поясню свой вопрос. Дело в том, что в настоящее время многие производители изначально закладывают в дизайн компонентов т.н. «запланированное устаревание». Ведь не секрет, что в ряде случаев по окончании заявленного срока эксплуатации компоненты многих именитых компаний, если не приходят в негодность, то, как минимум, нуждаются в серьезной профилактике. Как с этим обстоит дело в Creek?
— Мы такими вещами не занимаемся. Я как инженер, составляя список компонентов, используемых в продукте, обращаю особенное внимание на срок жизни компонентов, а также на технические условия их эксплуатации. Например, если конденсатор в схеме работает с напряжением в двадцать вольт, то я выберу конденсатор с рейтингом тридцать пять вольт, а не двадцать пять.
— Я слышал, что производство усилителей Creek перенесено в Китай. Не сказывается ли это на качестве изготовления, и какова гарантия на технику Creek?
— В Китае у нас поставлена машинная сборка продукции. Далее это пакуется и отправляется по адресам. Здесь нет человеческого фактора. Я знаю, есть такой стереотип, что раз вещь собирается в Китае, то в процессе сборки происходят страшные вещи. Мы следим за качеством сборки и нанимаем специалистов для контроля качества локально.
В России гарантия составляет один год, также доступно и послегарантийное обслуживание. С этим проблем нет. В Англии мы обслуживаем любые изделия, выпущенные под нашей маркой, даже интегральные усилители и другие устройства, выпущенные на заре деятельности нашей компании. Могу сказать, что если вы принесете нам легендарный усилитель Creek 4040, мы его тоже обслужим.
— Какие, на ваш взгляд, сильные стороны есть у электроники Creek Audio?
— Сложно выделить что-то в первую очередь. Конечно, прежде всего, это надежность и высокое качество звучания. Затем это функциональность и удобство апгрейда, модульность и продуманность до мелочей, например, таких как переназначение входов, регулируемая секция предварительного усилителя и многое другое. Мы начинали с простого двухканального усилителя. Спустя несколько лет мы добавили в него какие-то функции, сделали его мощнее, красивее, с меньшими показателями искажений. В некотором роде это эволюция. Собственно, поэтому наша текущая продуктовая линейка так и называется — «evolution».
— Существуют ли какие-нибудь особенности фирменного «криковского» звучания и схемотехники, например, может ли человек с закрытыми глазами отличить компоненты Creek от других?
— У нас есть схемы, которые мы ведем исторически, поэтому некоторые особенности переходят из одного продукта в другой. Покупатель получает с усилителем и всю историю технологической эволюции Creek Audio — инженерные решения, принятые десять лет назад, могут быть актуальны и сейчас. На этой истории и можно научиться понимать, а значит, инстинктивно почувствовать, что играет усилитель Creek Audio.
Мы всегда проверяем следующим образом: ставим усилитель, рядом — его обновленную модель, и слушаем. Внимательно слушаем, что изменилось, действительно ли новая модель играет лучше.
Что касается технических тонкостей, то мы отказались от полевых транзисторов в пользу биполярных. Они, как показывают исследования, помогают уменьшить искажения. Усилитель Evolution, в схеме которого стоят биполярные транзисторы, позиционируется как компонент с предельно низким уровнем искажений.
— В нынешних моделях усилителей Creek Audio можно подключить модуль фонокорректора. Отличаются ли эти интегрированные модули от внешних, также выпущенных вашей компанией?
— Да, покупатель может открыть крышку и установить соответствующий модуль, однако я все же советую заказывать усилитель с уже установленным корректором. Разница между интегрированными и внешними фонокорректорами, безусловно, есть. Например, мы не делаем встроенных MC-фонокорректоров ввиду их особой чувствительности к тороидальному трансформатору, расположенному в корпусе усилителя. Здесь очевидно преимущество отдельного устройства с внешним блоком питания. В подобной связке ничто не помешает друг другу.
— Бренды Creek Audio и Epos разрабатывают в одних стенах. Принимаете ли вы участие в работе над акустикой Epos?
— Да, принимаю. Разработчики действительно сидят в одних стенах и дополняют друг друга. Мы стараемся продавать акустику в пару к усилителям, и поэтому делаем их сочетающимися по звуку. Нам важно, чтобы наши усилители хорошо работали с нашей же акустикой. Мы обязательно тестируем такую связку, и если чего-то не хватает — дорабатываем. С другой стороны, то, что хорошо играет в одной системе, будет хорошо играть и во многих других. Наши компоненты самодостаточны и легко сработаются с акустикой других производителей.
Я работаю и над проектами Creek Audio, и над проектами Epos, все в значительной степени переплетено. В феврале 2017 года пройдет выставка Bristol Hi-Fi, где мы покажем слушателям новые разработки в этом направлении. Как раз над этим новым проектом я сейчас и работаю.
— Можете ли вы сказать о ценовой политике в России? Насколько я знаю, стоимость акустических систем колеблется от 50 до 150 тысяч рублей.
— Даже от тридцати. При помощи нашего официального дистрибьютора в России, компании Homesound, цены приведены к значениям, максимально близким к английскому рынку. Благодаря этому, потенциальным покупателям Creek Audio и Epos не нужно волноваться и пытаться сэкономить, покупая продукцию других дистрибьюторов находящихся за рубежом. Что касается усилителей, то диапазон цен будет от 80 до 150 тысяч рублей.
— Существует мнение о различиях в звуке и дизайне европейской и американской акустики. Американцам, с их домами из щитов, нужны колонки с мощным басом, а европейцам, живущим в кирпичных или каменных дамах, акцент на низких частотах не так важен. Можете ли вы прокомментировать это мнение и охарактеризовать почерк акустики Epos?
— Я бы предложил другую аналогию на примере с автозвуком. Если в машине вы включаете музыку, то часто слышите, что бас не натуральный: он просто бьет вам в лицо. Есть даже такое выражение «bass-face». Мы такими вещами, конечно, не занимаемся. Но есть компании, которые делают звук, более характерный для автозвука. И есть те, кто считает его хорошим: потребитель привыкает, возможно, часто прослушивая музыку в машине, и когда покупает себе систему, ожидает от неё подобного «bass-face»-эффекта.
— Вы себя относите к любителям какого звука: цифрового, транзисторного, лампового?
— Не хочу никого обидеть, но я не фанат лампового звука. Цифровой звук для Hi-Fi пока еще сыроват, поэтому мой ответ, — скорее транзисторного. Мы не производим усилителей класса D и не увлекаемся DSP, поэтому вся наша продукция построена именно на таком звуке.
— Какой бы совет Вы могли бы дать нашим читателям, которые сейчас собирают или обновляют свою аудиосистему? На что следует обращать внимание при выборе техники?
— Не спешить расстаться с деньгами и слушать. Очень желательно поставить акустику себе в комнату, туда, где вы будете ее слушать. Потому что в магазине колонки могут играть совсем по-другому. И сложно будет определить, действительно ли она вам подходит.
Подбирая компоненты, не ищите самую дешевую или самую дорогую технику. Часто, особенно состоятельные покупатели, прочитают какой-нибудь выдающийся отзыв, потратят деньги и думают, что купили самое лучше, но это — самовнушение. Хотя производитель под красивым корпусом мог спрятать все, что угодно.
Еще очень важна акустика самого помещения, где вы слушаете музыку. Потратьте время и займитесь акустической коррекцией помещения. Советую нанять специалиста, это стоит гораздо меньше, чем многие думают, а результат не заставит себя ждать.
— Какие качества аудиотехники важны лично для вас в быту и жизни?
— Удобство использования, функционал. Чтобы можно было что-то подключить, но сделать это быстро, без каких-либо заморочек — подключил USB кабель, повернул селектор входов и все. Например, почти каждое устройство от Creek Audio можно настроить в соответствии со своими пожеланиями, а это, согласитесь, немаловажно.
— Какая система стоит у вас дома?
— У меня стоит усилитель Creek Evolution 100 с интегрированным модулем беспроводной связи, работающий в связке с акустикой Epos K1. В девяносто процентах случаев я слушаю музыку с ноутбука через USB, пользуясь плеером Foobar 2000. Остальные десять процентов — это Bluetooth. Надеюсь, в скором времени куплю проигрыватель винила, но пока его просто некуда ставить.
— И пара личных вопросов: какую музыку вы слушаете, как отдыхаете и часто ли бываете в России?
— Относительно музыки я, так сказать, меломан. Имею музыкальные предпочтения во всех жанрах и часто хожу на концерты в Лондоне. Увлекаюсь альпинизмом. Приблизительно раз в год хожу на восхождения с российской тур-компанией Extreme Time. Также, я активный член общества «The Institution of Engineering», в свободное время читаю их журнал и довольно часто посещаю организованные ими семинары.
В Россию приезжаю обычно раз в год, чтобы навестить родных и близких. Когда бываю здесь — хожу на мюзиклы. Любимые места — театр МДМ и Крокус Сити Холл. Мои друзья живут не только в Москве, но и в окрестностях, например, в Одинцово. Всегда очень рад встречи с ними.