От диких рокеров до жизнерадостных исполнителей болеро. Фильмы о музыке и знаменитых музыкантах, многие из которых, собственно, и исполнили здесь главные роли. Ну а критики The Guardian и Observers' постарались выбрать десятку лучших. Оригинальная статья вышла еще в 2013 году, однако совсем не утратила своей актуальности. Ведь настоящее искусство вне времени.
10. Не оглядывайся назад (Don’t Look Back, 1967)
Документальный фильм Донна Алана Пеннебейкера (D.A. Pennebaker) 1967 года значителен хотя бы по той причине, что, возможно, это была первая серьезная попытка «нарисовать» реальную картину рок-н-ролла. Камера следует за Бобом Диланом в его английском турне 1965 года — всего за год до знаменитого инцидента, в котором он «оскорбил» фолк-пуритан, выйдя на сцену с электрогитарой вместо акустической. Здесь имеется в виду переломный период в жизни музыканта — отход Дилана от его протестных фолк-песен, в результате которого он потерял часть преданной аудитории. Той, вероятно, что кричала ему «Иуда!» во время выступления.
К тому времени Дилан не особо заботился об этом, и фильм — лучшее тому подтверждение. Пеннебейкер сказал, что название произошло от афро-американского бейсболиста Сатчела Пейджа (Satchel Paige), бросившего как-то: «Не оглядывайся. Возможно, за тобой погоня». Это, по-видимому, и стало философией Дилана тех лет — фолк-образ сменила мрачная кожаная куртка и вызывающее поведение. Все это было бесконечно далеко от того, что делали его старые товарищи по сцене. Когда фильм вышел, аудиторию удивило пренебрежительное отношение Дилана не только к своим поклонникам, но и к прессе.
Как видим, «Не оглядывайся назад» — идеальная капсула времени, практически «большой взрыв современного рока». В фильме Пеннебейкера мы впервые наблюдаем преобразование художника, уверенного в необходимости уничтожить свое прошлое, чтобы создать будущее. Поэтому «Не оглядывайся назад» — явление гораздо большее, чем просто документальное кино: это своего рода история рождения современной рок-звезды. Роль, с которой Дилан справился виртуозно.
9. Тюремный рок (Jailhouse Rock, 1957)
Молодой Пресли в роли Винса Эверетта — простого грубоватого работяги, попавшего в тюрьму за непредумышленное убийство. «Тюремный рок» считается не только одной из лучших киноработ Пресли, но также является фаворитом Квентина Тарантино. Последний отдает ему дань в своем сценарии к фильму Тони Скотта «Настоящяя любовь» (True Romance, 1993). «В "Jailhouse Rock", — рассказывает Кларенс Уорли, — Элвис — это рокабилли чистой воды. Своенравный, грубый, угрюмый. В этом фильме ему, кажется, все до лампочки, за исключением рок-н-ролла! Стремительно жить и умереть молодым, оставив после себя лишь красивый труп».
Фильм, снятый 61-летним Ричардом Торпом (Richard Thorpe), весьма увлекает, приковывая внимание к опасному очарованию рок-н-ролла. Винс часто теряет самообладание в критических ситуациях: с одной стороны — Ханк Хотон (Микки Шонесси), тюремный наставник Винса, поющий занюханное кантри и традиционный вестерн, а с другой — социальное окружение высшего класса Пегги Ван Алден (Джуди Тайлер) — зазнобы героя.
Примечательна одна сцена, в которой Пегги приглашает Винса к себе домой, на вечеринку среднего класса. Речь заходит о джазе, и одна чинная дама, размышляя о том, что «атональность — это пройденная фаза в джазовой музыке», обращается к герою: «Что вы думает об этом, мистер Эверетт?» И презрительная реплика Пресли: «Леди, я понятия не имею, о чем вы».
8. Лихорадка субботнего вечера (Saturday Night Fever, 1977)
Было бы трудно переоценить влияние Джона Траволты и «Лихорадки субботнего вечера» на изображение мужественности в кино. С того самого момента, когда мы впервые увидели его — Тони Манеро, простого парня из Бруклина, пробирающегося по улицам на звуки «Stayin Alive» Bee Gees. И здесь он — король экрана. Подобно Роберту Де Ниро, Джону Уэйну или Стиву Маккуину, Траволта сочетает в себе одновременное торжество мужского высокомерия, неспособности внятно выражать чувства и безжалостный анализ всего этого.
Как Тони он очень любезен, но склонен к эмоциональной нестабильности, которая может проявиться, например, при падении иглы на виниловую дорожку. Страсть к дискотеке и нежность, с которой он растворяется в долгожданных вечерах на светящемся танцполе, странным образом облагораживают героя. А вдали от дискотеки — одни неприятности...
Главное достижение режиссера Джона Бэдэма — способность удержать камеру на его герое, «залить» в уши зрителя яркий, электризующий саундтрек и вызвать двойственное чувство любви/ненависти Тони к «чумазой» энергетике Бруклина. Танцевальный конкурс, на который он идет с под стать ему беспокойной подругой Стефани (Карен Линн Горни), становится серьезным испытанием на пути к мечте, а также напоминает о несправедливости, которая сохраняется за стенами дискотек. Между возлюбленными — тонкая нить, игривая связь, позволяющая Траволте маскировать свою унылую усмешку. «Как здорово! Это ты придумал?» — восторженно спрашивает Стефани. «Да, сначала увидел это по телеку, — пожимает плечами Тони, — а потом придумал».
И хотя в будущем актер нередко выбирал провальные роли, одной «Лихорадки субботнего вечера» достаточно, чтобы обеспечить ему место в истории кино.
7. «Это — Spinal Tap!» (This Is Spinal Tap, 1984)
Псевдодокументальный фильм Роба Райнера о несуществующей рок-группе оказался достаточно весом, чтобы в Библиотеке Конгресса США его включили в Национальный реестр фильмов. Влияние этого фильма, насыщенного сатирой и пародирующего многих известных представителей рока, не ослабло до сих пор: и сейчас зрителю довольно сложно поверить в то, что Spinal Tap — всего лишь вымысел.
Будни из жизни рок-группы, переживающей творческий кризис: лабиринты закулисных коридоров, провалы на сцене, постоянно сменяющие друг друга музыканты... Некоторые реально существующие рокеры признавались, что изо всех сил пытались найти в картине юмор, который не так-то легко отыскать в том числе и неискушенному зрителю.
Но даже если вам не доводилось смотреть «Это — Spinal Tap», вероятно, вы слышали о нем. Полный забойных и нелепых выступлений, местами смешной до слез, «Это — Spinal Tap!» с Гарри Ширером в главной роли (голос Неда Фландерса) при участии Барона Хейдена-Геста превосходит все ожидания.
6. Восьмая миля (8 Miles, 2002)
Джон Форд заметил как-то, что проще научить актера ездить верхом, чем ковбоя играть. Он никогда не создавал мюзиклов и не высказывался относительно того, что же легче — научить актера петь или певца играть. Рэп-исполнители, как и оперные певцы, занимаются своего рода драматическим искусством. Совершенно естественным образом они переносят это в кино, где отражаются конфликты черных гетто — откуда многие и черпают свое вдохновение. Все ведь знают таких исполнителей, как Ice Cube из «Ребята по соседству» (Boyz N the Hood, 1991) и покойного Тупака Шакура, «В тупике» (Gridlock'd, 1997). Эминему посчастливилось дебютировать в фильме «Восьмая миля».
Фильм был снят в Детройте, родном городе артиста и одном из самых безнадежных городов Америки. «8 Mile Road» — это восьмиполосное шоссе в Детройте, неофициальная граница, разделяющая богатые и бедные районы города: опасный, заброшенный центр Детройта (место обитания обнищавших, лишенных собственности белых и чернокожих) и относительно благоустроенный пригород, где средние классы проживают в тщательно охраняемых имениях.
Родриго Прието, выдающийся мексиканский кинооператор («Сука-любовь», «Вавилон», «21 грамм»), обращает безжалостный взгляд на распадающийся Детройт. Там, в Уоренне, Джимми «Кролик» Смит (Эминем) влачит жалкое существование со своей неблагополучной матерью (Ким Бейсингер) и четырехлетней сестрой.
Почти все в фильме указывает на полуавтобиографию: отсутствующий отец, непростые отношения с матерью, разрыв с герлфренд и появление новой. Его зависание с многорасовой компанией, дружеская болтовня, мелкое хулиганство. И экспрессивные рэп-батлы, рожденные из социального контекста — подобно тому, как блюз вышел из рабства, а стиль кантри возник среди белого населения сельских районов юга и запада США.
«Восьмая миля» однозначно ассоциируется с «Лихорадкой субботнего вечера» — фильмом, снятым по сценарию старорежимного социалиста Нормана Уэкслера, и напоминающий тоном и текстурой «Последний поворот на Бруклин» (Last Exit to Brooklyn) — экранизацию романа Хьюберта Селби. Только до того, как из истории выбросили все ненужное и перезапустили в версии, которую и увидели юные фанаты Джона Траволты.
Продолжение следует...
Источник: Top 10 music movies