Грог — европейский зимний напиток. Горячий и бодрящий. А еще он рифмуется с барокко. Барочная музыка тоже может быть зимней — энергичной, драйвовой или, напротив, умиротворенной и уютной. Финал осени порадовал барочными открытиями. Забытые барочные композиторы, любимчики Людовика XIV, а также вездесущий Бах в интересных переложениях.
Kati Debretzeni (violin), The English Baroque Soloists, Sir John Eliot Gardiner. «JS Bach: Violin Concertos»
Сэр Джон Элиот Гардинер — отец британской аутентики. Недавно он выступил в Московском «Зарядье» — и это стало настоящим событием, вехой. А как еще? Смелый дирижер-новатор, в свое время он поразил мир своими прочтениями барочной музыки. Да и теперь не сбавляет оборотов. Написал объемное исследование творчества Баха «Музыка в небесном граде» (недавно вышло на русском, но таким мизерным тиражом, что даже в Москве далеко не везде купишь).
Какого только Баха Гардинер не играл! Теперь вот — фортепианные концерты и концерты для скрипки. Солист — скрипачка уроженка Румынии Кати Дебрецени, тоже важный человек в этой тусовке. Классный сочный звук, драйв — искры летят. Сплошная эмоция!
Скрипичные концерты Баха — обязаловка для скрипачей, и Дебрецени играла их сотни раз с разными составами. Но утверждает, что даже сейчас нашла в них нечто новое. Не только скрипичные произведения, но и интересные переложения «крупных хитов» Баха. Например, знаменитый Второй фортепианный концерт ре-минор, духоподъемную тему из интро которого знают все. Здесь этот концерт в переложении для скрипки. Как и Первый концерт ми мажор. Дебрецени сама их выбрала, обосновав тем, что темы появляются в кантатах Баха, а English Baroque Soloists специализировались в том числе на баховских кантатах.
Как можно играть на скрипке то, что должно было играться на клавесине?.. Вот так вот можно. И очень здорово!
Apple.Music, Яндекс.Музыка, Deezer
Alexandre Tharaud «Versailles»
Замечательный тонкий французский пианист Александр Таро известен своими интерпретациями французских модернистов — Равеля и так далее. Играл он и XX век, включая Гершвина. Несколько лет назад Таро записал все фортепианные произведения Эрика Сати. Теперь взялся за несколько более отдаленный по времени репертуар.
В альбом «Версаль» вошли пьесы, написанные композиторами, творившими при дворе королей Людовика Четырнадцатого, Людовика Пятнадцатого и Людовика Шестнадцатого. Это, во-первых, знаменитые Жан-Батист Люлли, Жан-Филипп Рамо и Марк-Антуан Шарпантье. В их компании — менее известные (а то и вовсе архивные) Жак Дюфли, Жан-Анри Дангельберт, Клод Бальбастр, Жозеф-Никола-Панкрас Руайе и еще несколько. Нет, решительно: барокко — музыка бесконечная!
Пьесы все как на подбор —хитовые, яркие и разнообразные. Тот же Дюфли, живший в XVIII веке, у Таро звучит как романтик... или предтеча романтики! А Руайе — ну просто как будто начало XX века — некто между Дебюсси и Рахманиновым. Что тут внес Таро от себя — не знаю, но получилось в любом случае здорово, эдакий «перевод» с языка клавесина на язык рояля.
Apple.Music, Яндекс.Музыка, Deezer
Vilde Frang & Mikhail Lifits «Paganini & Schubert: Works for Violin & Piano»
Вот здесь я предвзят: люблю Вильде Франг! Посчастливилось видеть ее на одном фестивале еще до ее звездного часа. Хотя было ясно: звезда родилась.
33-летняя уроженка Норвегии традиционно, что называется, жжет. Что бы она ни играла — блестящая техника и шторм чувств. Так и здесь — благо, музыка Паганини и Шуберта этому способствует. Драйвовый Паганини у нее звучит чуть более романтично, а романтичный самоуглубленный Шуберт — чуть более виртуозно.
«В скрипичных произведениях Шуберта много виртуозности, просто она тонкая, не явная... А Паганини очень лиричен, искренен и чист», — комментирует Франг свой концептуальный выбор произведений композиторов-скрипачей (Шуберт, к слову, слушал Паганини живьем в 1828 году: «Как будто пел ангел», — писал он). И не о технике речь. Техника у нее, понятно, крутая, но и душа, похоже, совсем особенная.
Apple.Music, Яндекс.Музыка, Deezer
Christina Pluhar «Rossi: La lyra d'Orfeo & Arpa Davidica»
Вот это прямо-таки суперальбом с супермузыкантами. Элитарный проект звезд аутентичного исполнения барокко. Кристина Плюхар, исполнительница на гитаре и теорбе, со своим ансамблем L’Arpeggiata взялась познакомить мир с кантатами итальянского композитора XVII века Луиджи Росси. Кантат он написал за жизнь более трехсот штук, и на этом альбоме 21 из них записана вообще впервые.
Произведения и сами по себе довольно симпатичные, и исполнены с огоньком, что называется. Плюс еще звездные солисты, обладатели самых крутых голосов в мире на данный момент: контртеноры Филипп Жарусски, Якуб Орлински и Валер Сабадус. Плюс сопрано Вероник Женс («Begl'occhi che dite» с ней — это отдельное удовольствие) и Селин Шенс, и меццо Джузеппина Бриделли.
Apple.Music, Яндекс.Музыка, Deezer