Уважаемый друг, коллега и сосед по палате @adenotom недавно опубликовал прекрасный пост «О мастере реставрации катушечных магнитофонов Андрее Шишло и не только...» где рассказал о высоких магнитофонных достижениях прекрасного специалиста. Я же, как и обещал, хочу рассказать о не меньших заслугах Андрея в виниловом мире. 

А рассказывать я буду  о своем тангенциальном тонарме Terminator производства Андрея Шишло. 

Сначала немного предыстории.

Окончательно и по самую макушку погрузившись в виниловую пучину, я приобрел себе восхитительный аппарат Scheu Analog Premier, прекрасный 12’’ тонарм Jelco SA 750L и удивительный, необычный, капризный, но изумительно звучащий MI картридж LondonDecca Supergold. 

Моя прелесть Scheu Analog Premier в первоначальном виде

Все было хорошо, но не долго. По мере прогрессирования основного заболевания под названием аудиофилия, пациенту захотелось MC звука. С картриджем проблем не возникло, но каждый раз менять шелл и перенастраивать TF, VTA, азимут и антискейтинг не хотелось. Лень, знаете ли.

Купил второй Jelco, сделал под него армборд, установил, настроил и временно полегчало. Слушал и сравнивал MC и MI.  

Армборд собственной конструкции
Jelco SA 750L на моем армборде
Моя прелесть с двумя журавлями

Шло время, коллекция винила наполнялась в т.ч. и моно пластинками, их стало немало и теперь пациенту захотелось аутентичности, т.е. захотелось моно-картридж. Как назло, картридж без тонарма это просто маленькая и дорогая коробочка, но это вы и так знаете. С коробочкой опять не возникало проблем. Армборд сделал раз, сделал бы еще. Но с тонармом- увы и ах! К тому времени Jelco закрылись, цены взлетели, к б/у винтажу у меня предубеждение, NOS винтаж неоправданно дорог, ну и бюджет мой не позволял сильно дорогих современных альтернатив.

Тут, как всегда, на помощь пришел хороший человек и виниловый гуру Виктор Горбатов @Gorbatov. Он рассказал, что с некоторых пор производство тангенциального тонарма Terminator английской фирмы Trans-Fi (https://www.trans-fi.com/terminator-tonearm) официально, по лицензии, осуществляется в России (https://www.musicfromvinyl.shop), и производит их Андрей Шишло. По стоимости это было то, что надо. А еще, я просто возрадовался возможности заполучить тангенс, ибо, угловые искажения, еще со времени владения тонармом Rega RB303 доводили пациента до истерики. 

Получив контакты, немедленно связался с Андреем, за секунду нашел с ним общий язык и договорился о смотринах новой для меня игрушки. Смотрины прошли на-ура! Дома у еще одного аудио-гуру Алексея Слонова.  Там на вертушке Avid был установлен тонарм Terminator by Andrey Shyshlo made in Russia с картриджем Ortofon MC Windfeld Ti. Как вы понимаете, особо долго я не вслушивался. Все было идеально и решение о заказе было принято минут за 15.

Все оставшееся время, а просидели мы у Алексея часов 4-5, Андрей и Алексей, на пару склоняли меня перейти на темную сторону магнитофонов и ленты, рассказывали и показывали чудеса от Studer, Revox и Nagra, включали изысканные ленты. Но я остался верен своей виниловой болезни.

Теперь, наконец, перейдем к тонарму per se.

Тerminator, тангенциальный тонарм на воздушной подушке (подшипнике)- air bearing tangential tonearm. 

Terminator

Выглядит, конечно, совершенно не так элегантно, как его рычажные родственники,

SME
IKEDA

или гламурные и жутко дорогие тангенциальные братья.

Atlas Audio
KUZMA Air Line и FS Opus 3 Cantus
SOUTHER Linear и Clearaudio TT2

Терминатор, скорее, похож на резак для лакера 

Лакер-машина Neumann Teldec Schneidemaschine

Но в Терминаторе есть своя, некая индустриальная прелесть. Мне нравится.

Поток воздуха нагнетается мощным, тихим,  но обычным аквариумным компрессором. 

SERA 275

Сначала воздух попадает в ресивер, а по факту в пластиковый контейнер 10х15х20 см, разделенный внутри переборками. Ресивер полностью гасит колебания воздуха, и уже из него ламинарный поток поступает в основное плечо-уголок. На нем, в свою очередь, лазером проделаны 24 микроотверстия (по 12 с каждой стороны).

Видна часть отверстий на основном плече

Воздух через отверстия приподнимает уголок-челнок (в моменте по 8 отверстий с каждой стороны подают воздух под него). 

Челнок

На челноке «висит» в свободном качении ванд (шелл) к которому крепится картридж.

Ванд (шелл) с картриджем на челноке

В отличие от исходного Trans-Fi с аллюминиевыми вандами, Андрей Шишло усовершенствовал их и выпускает карбоновые, с эффективной массой менее 3 г и возможностью увеличивать ее бронзовыми грузиками, которые вставляются в отверстия на ванде (шелле). 

Аллюминиевый ванд от Trans-Fi
Карбоновый ванд от А. Шишло

TF и азимут регулируются непосредственно на ванде (шелле), а также можно подрегулировать VTA.  Общий VTA регулируется on the fly в основании тонарма. 

Основной регулятор VTA

А самое главное, что можно быстро, секунд за 20, заменить один ванд на другой без дополнительных настроек!

Т.о., мне не нужны 3 тонарма, не нужен Терминатор, как третий тонарм. Нужен один тонарм и 3 ванда (шелла) по одному на каждый картридж!!! 

LondonDecca Surergold + Decapod на ванде #2
Ortofon Quintet Mono на ванде #3

Еще одно усовершенствование от Андрея это фонокабель, исполненный из особого, тонкого, но очень тщательно экранированного провода, который идет непосредственно от картриджа в фонокорректор, т.е. мы избавляемся от лишней RCA пары и от зуда кабельного подбора.

Фонокабель от А. Шишло

В процессе эксплуатации еще одно усовершенствование сделал я сам. В тангенсах не бывает микролифтов и плавный спуск головки на пластинку несколько затруднителен. У Терминатора ручка, опускающая ванд (шелл), коротенькая, требует некоторого усилия и, порой, игла плюхается на пластинку. А иглы с кантилеверами вещи хрупкие и нежные.

Поэтому, я выточил из титанового прутка длинную и легкую рукоятку, увеличил плечо и облегчил контроль за спуском. Не микролифт, конечно, но теперь все очень плавно опускается. Андрей вполне одобрил твик.

Родная рукоятка, опускающая ванд
Моя прелесть с Терминатором с удлиненной рукояткой и с картриджем Ortofon Quintet Black S на ванде #1

Тонарм поставляется с индивидуальной армбазой под каждую модель проигрывателя. Установка и настройка не сложны, Андрей прилагает подробнейшую инструкцию, но и совершенно не чурается самостоятельно произвести установку и настройки. 

И, наконец, звучание тонарма. 

Могу коротко описать разницу в звучании лишь LondonDecca Supergold на Jelco и на Терминаторе (нынешние Ортофоны пришли уже на Терминатор). Но сначала обязан сказать, что точная настройка геометрии Лондона на Терминаторе это отдельная адская кара, ниспосланная нам при жизни.

Так вот, несмотря на то, что показатель вертикального резонанса (проклятие всех владельцев LondonDecca) на Терминаторе несколько хуже, чем на Jelco, бас звучит точнее, собраннее, высокие чище и интеллигентнее, да и целом, звучание еще более приятное и притягательное.

Наверное, полагается долго и подробно описывать все это, со всякими аудиофильскими фразеологизмами, но не получится. Ибо, как мне кажется, у Терминатора звучания нет! Совсем нет!

Он в звук не вмешивается. Он точно и плавно переносит иглу строго перпендикулярно канавке от ее начала до dead wax, и дает картриджу возможность делать свою работу и проявлять лишь свой собственный характер.

А сам Терминатор, хоть и грозно называется, на самом деле бесхарактерный тип. И именно этого мы хотим от тонарма.

Вот, почему LondonDecca звучит лучше.

Самостоятельно звучит, без посторонней помощи. 

         Резюмируя, скажу, что за свою цену Терминатор просто исключительный инструмент. Точный, пластичный, всеядный, удобный, достаточно простой в пользовании, необычный, а самое главное- бесхарактерный!

В публикации использованы собственные фотографии, а также фотографии с www.trans-fi.com/terminator-tonearm, www.musicfromvinyl.shop), pinterest.com