Название Cold Ray большинству знакомо по резонаторам, конусам и стойкам. Производитель расширяет каталог: сначала появились кабельные разъемы, а теперь уже и кабели — готовые и в бухтах. Вот с ними мы и познакомимся.
Изучение
Для начала давайте изучим всю линейку кабелей, благо она лаконична. Прежде всего, компания делит провода на медные и из посеребренной меди (отмечу, что медных межблочников нет), их индексы Cu и Ag соответственно. Второй классификатор — тип применения и длина.
Межблочники — экранированные, в основе балансных и небалансных лежит один и тот же кабель, для разделки применяется пайка. Последние оснащены фирменными RCA-разъемами с позолоченными контактными группами и уменьшенной массой этих групп, например, центральный пин сделан полым. В свою очередь, для балансных кабелей используются разъемы Neutrik.
К межблочным кабелям можно отнести и сабвуферные, которые тоже выпускаются только из посеребренной меди, могут быть балансными или небалансными, а для высокоуровневой коммутации есть вариант с разъемом Speakon с одной стороны и тремя лопатками с другой.
По номенклатуре кабели продаются готовыми с длиной в диапазоне 0,5 – 2 метра, с шагом в 0,5 метра или неразделанными. Доступна разделка бананами под пайку с позолоченным покрытием, а для медных кабелей еще и родиевым. Также по отдельности можно купить кабели в нарезку и разъемы, включая позолоченные бананы не под пайку. В каталоге, увы, отсутствуют модели для бивайринга/биампинга и нет разделки лопатками, которую бы очень хотелось видеть. Например, в моем случае я не смог проверить их в связке с одним из усилителей, потому что тот позволял только коммутацию посредством лопаток.
Данных о конструкции немного. Проводники намотаны на тефлоновую трубку, но как именно, не сообщается. Медный и посеребренный кабель внутри одинаковые: сечение 2х2,5 мм², медь 99,9999%. Многожильная конструкция с двойной оплеткой из ПВХ и хлопком в качестве наполнителя.
Сетевые кабели изготовлены из многожильных (медных или посеребренных) проводников 3х2,5 мм². Доступные варианты длины — 1,5 и 2 метра. Варианты разъемов только Евро и IEC. Но они также продаются внарезку, поэтому при желании можно собрать и самому.
Внешне все кабели похожи: темная внешняя оплетка, указание направления, неяркая маркировка. К каждому прилагается маленькая бирка с серийным номером и голограммой. Там же находится подпись того, кто этот кабель собирал и паял (не уверен, что эта информация пригодится потребителю), и указание на европейское происхождение — производят их в Швеции.
Если говорить о пользовательских свойствах кабелей, то каких-то замечаний по работе у меня нет, разве что упомянутое выше отсутствие акустических лопаток. Гибкость проводов вполне достаточная, экранированные конструкции наводок не создают и не ловят, разъемы садятся плотно, но без лишних усилий. В экзотические цвета не раскрашены, лишнего внимания не привлекают.
Прослушивание
О процессе приработки мне также сказать нечего: кабели мне на тест достались не новыми, до этого они работали в другой системе. Я поставил их немного поработать у себя, после чего перешел к разным экспериментам, чтобы вычленить их влияние на тракт. Кабели я пробовал использовать в нескольких системах с разными сочетаниями, почерк и характер со временем стал для меня узнаваем. Дальнейшее изложение — сборное представление по итогам экспериментов.
Первыми в систему я поставил медные акустические кабели и медный сетевик на интегрированный усилитель. Изначально нейтральный звук стал теплее, приподнялась середина, верхние частоты «скруглились» и потеряли яркость, бас тоже чуть смягчился. Динамика хорошая даже на сложных записях, однако детальность снизилась, что легко было проверить по затуханиям послезвучий и на хоровых произведениях. Отмечу, что на классике рока, особенно записанной не очень хорошо, звук, наоборот, становился эффектнее, насыщеннее, более акцентированным. И это в сравнении с медными кабелями, которые стояли раньше.
Если в системе с высоким разрешением качественные отличия заметны, количественно они все же выражены слабо. Некоторое время назад я пробовал кабельный набор из очень старой меди и наблюдал схожие эффекты, но там они были куда более заметны. В случае с Cold Ray легкая винтажная окраска звучит интересно, особенно если ее правильно применить.
Эту часть комплекта я слушал довольно долго, но через некоторое время заметил, что помимо легкой сглаженности (особенно в среднечастотном диапазоне) проявляется и фактурность. Поэтому хорошо передается атмосфера музыки, ее эмоциональность. Звук совсем не скучный и подходит для длительного прослушивания.
Что еще однозначно хорошо — нет медлительности или вязкой теплоты. Я не любитель образных сравнений, но тут у меня возникло ощущение, будто долго рассматриваешь светящуюся радиолампу и одновременно слушаешь изначально качественную и хорошо отреставрированную винтажную технику. Эффект интересный и весьма редкий. Однако если перенести эту часть кабельной обвязки в саму по себе склонную к теплому звуку систему — получится перебор. Я это проверил.
После этого я заменил медный кабель от источника к усилителю на межблочник из посеребренной меди. Почерк системы несколько выровнялся, стал живее, острее на верхних частотах. Часто бывает, что посеребренная медь показывает себя явно, но здесь этого не произошло, хотя изменения в работе системы есть. Формально все стало правильнее, но пропала «атмосферность». Середина стала ровнее, и логично предположить, что это хорошо, однако звук получился как бы усредненный.
Кстати, на части записей изменился характер баса. Сначала я подумал, что его стало немного меньше, но по итогам нескольких смен кабельной обвязки догадался, что бас-то особо не изменился, просто внимание на себя забирают средние и высокие, поэтому и кажется, что его стало меньше.
Пару слов о звуковой сцене. С акустическим кабелем и сетевиком она получилась средней по ширине и глубине, менее масштабной, чем изначально в тестовой системе. Но качество высокое — все сбалансировано. Замена межблочника практически ничего не поменяла, лишь в звуке стало чуть больше воздуха.
После замены сетевого кабеля на линейку Ag (посеребренная медь) характер изменился незначительно. Повысилась разборчивость нюансов, «воздух» стал более выраженным, улучшилась подача по басу, звук стал упругим, более ритмичным и отчетливым. Явной теплоты в таком сочетании уже нет, но и холодным звучание не назовешь — вероятно, это самый нейтральный вариант.
И последняя замена в тесте — акустический кабель с медного Cold Ray Cu на посеребренный Cold Ray Ag. Звук поменялся, но неожиданным образом. Почерк и характер остались теми же, однако как бы выросли скорость, подвижность. То есть никаких изменений в тональном балансе, типа прибавки на верхах, не было. Детальность возросла, а некая «округлость» звука и его фактурность никуда не делись.
Выводы
Линейка показалась мне сбалансированной: она в меньше степени вносит свою окраску, чем кабели в этом же сегменте от многих других производителей. Понятно, что медная обвязка дает небольшую окраску, отчего ее использование в системах с резким или холодным звуком становится особенно полезным.
Еще мне понравилось, что вполне реально смешивать разные линейки между собой, результат предсказуемый, таким образом можно работать со звуком — менять нюансы, интонации. И никакого эффекта перенасыщения, когда почерка кабелей становится «слишком много», а окраска делается заметной, я не услышал.
В будущем я бы советовал компании добавить разделку лопатками и акустические кабели большего сечения, сейчас этого не хватает.
Межблочный кабель Cold Ray Interconnect Line AG 1,0 м — 12 800 рублей
Акустический кабель Cold Ray Loudspeaker Line CU 2,0 м — 10 200 руб
Акустический кабель Cold Ray Loudspeaker Line AG 2,0 м — 13 200 руб
Силовой кабель Cold Ray Power Line CU 1,5 м — 16 500 руб
Силовой кабель Cold Ray Power Line AG 1,5 м — 21 000 руб