Профессиональные ушные мониторы — особый класс наушников, и далеко не всегда они пригодны для повседневного использования. Но при этом далеко не все бытовые наушники обладают той степенью детализации и сфокусированности звучания, которой обладают профессиональные модели. В ситуации, когда хочется совместить и то и другое, идти на компромиссы вовсе не обязательно. Существуют модели, созданные буквально на стыке двух миров и совмещающие плюсы обоих подходов. Компания QDC производит как раз подобные.
В стиле Hi-Fi
Серия внутриканальных наушников SH классифицируется как Hi-Fi и входит в ту часть ассортимента компании QDC, которая адресована любителям музыки. Одновременно с этим в ассортименте компании находится несколько серий, ориентированных исключительно на профессиональное применение. По правде сказать, чисто внешне Hi-Fi-наушники QDC от профессиональных практически не отличаются. Они собираются в корпусах, заполняющих внутреннюю часть уха, с псевдокастомной или реально кастомизируемой формой (версия CH). Вывод кабеля подразумевается только верхний, как у сценических ушных мониторов.
Серия SH включает в себя несколько моделей, принципиально отличающихся друг от друга количеством излучателей: 3, 5 и 8. С моделью QDC 5SH мы познакомились ранее, и она произвела приятное впечатление удачным балансом между профессиональной точностью и в хорошем смысле «коммерческим» характером звучания, подчеркивающим в первую очередь музыкальность, а не технические проблемы записи. Тем не менее опыт работы с арматурными наушниками говорит о том, что при существенном изменении конструкции (а снижение количества излучателей с пяти до трех — это достаточно существенное изменение) обеспечить полное сохранение звукового почерка практически невозможно. Таким образом, младшие QDC 3SH, вероятнее всего, серьезно отличаются от QDC 5SH.
Вывод звука
Прозрачный корпус дает возможность увидеть конструкцию наушников во всех подробностях. Для воспроизведения низких частот применяется один арматурный излучатель солидных размеров. Два других, собранных вместе, отвечают за воспроизведение средних и верхних частот. Кроссовер распаян отдельно на миниатюрной плате. Фирменная технология QDC — звуковые каналы, ведущие от излучателя или группы излучателей напрямую в слуховой канал без использования пассивных акустических фильтров или акустических камер. Это позволяет получить эффект, будто излучатели располагаются не в корпусе наушника, а непосредственно в слуховом проходе. Исходя из этой логики, чем большее количество индивидуальных звуководов имеют наушники QDC, тем чище и детальнее будет звук. В случае с моделью 3SH мы имеем два звуковода. Через один выводится звук басового излучателя, через другой — звук СЧ/ВЧ-секции.
Такой подход неизбежно провоцирует увеличение наружного размера звуковода, вот почему амбушюры для этих наушников должны иметь достаточно большой посадочный диаметр. К счастью, штатная комплектация включает в себя исчерпывающий выбор амбушюр различных размеров с разным количеством контуров уплотнения. Как и в случае с моделью 5SH, мне лучше всего подошли двухконтурные — главным образом, потому, что они длиннее одноконтурных, а именно глубина посадки в моем случае была критичной. В целом же, имея такой набор амбушюр, можно удачно пристроить наушники практически в любые уши, нужно только уделить этому достаточно времени. В отличие от 5SH, модель 3SH чуть компактнее и лучше подойдет для пользователей с небольшим размером внутренней части ушной раковины.
Кабель у наушников съемный и подключается через оригинальные двухштырьковые разъемы. Понимая ограниченность выбора альтернативных кабелей, производитель предлагает собственные всех возможных версий: обычный, с гарнитурой, с 3,5 и 2,5-мм балансными разъемами.
Больше энергии!
Впечатление от прослушивания наушников QDC 3SH можно испортить очень легко — достаточно подключить их к маломощному усилителю. Устройства с выходной мощностью десятки мВт и высоким входным сопротивлением лучше держать подальше от этой модели. Иначе вы рискуете получить звук со слабовыраженным басом и характерными призвуками перегруженного усилителя. Это было особенно неожиданно на фоне того, что старшая (с еще большим количеством драйвера) вполне лояльно относилась и к маломощным источникам.
Но факт остается фактом. И при прослушивании, и по результатам замеров QDC 3SH продемонстрировали свой тяжелый характер, поэтому выбирать для них портативный плеер или стационарный усилитель нужно особенно внимательно (полторы-две сотни мВт — необходимый минимум), а чтобы не ошибиться в оценках при тестировании, я остановил свой выбор на стационарной системе.
С достаточным усилением QDC 3SH выдают масштабную звуковую картину с темным, чуть утяжеленным звучанием и акцентом на верхних частотах, дающими широкую сцену. Иными словами, перед нами классическая V-образная АЧХ, но в очень сдержанном варианте. Середина не провалена глубоко, а акценты не доминируют так, чтобы сделать наушники жанровыми. Звучание получилось интересным, музыкальным и не утомляющим при длительном прослушивании.
Самое удивительное — такой характер редко сочетается с высокой детальностью. Я имею в виду не просто хорошую детальность, а тот экстремальный уровень разрешения, позволяющий услышать малейшие детали, который свойственен профессиональным мониторам. Именно таким вниманием к деталям обладает модель QDC 3SH. Так, например, композиция «Crossfire» Stevie Ray Vaughan кажется прекрасно детализированной, хотя обычно такого впечатления при прослушивании не возникает. А в финале отчетливо слышно фон гитарного комбика, заметить который можно только на очень серьезной или студийной аппаратуре. На удивление много деталей наушники вытащили и из битловского хита про желтую подводную лодку, которую тоже сложно изначально назвать супердетальной. Современные аудиофильские записи звучали еще более интересно, и вновь информативность не была преградой для восприятия художественной ценности записей.
Как и полагается арматурной модели, QDC 3SH демонстрируют исключительно четкий и собранный бас, при этом в нужные моменты он может быть стремительным, а глубина басовых нот заставляет слушателя уважительно кивать — даже от дорогих внутриканальных наушников такого не ожидаешь. Поэтому не важно, будь то сложнейшее джазовое соло на контрабасе, грохот симфонического оркестра, перешедшего на фортиссимо или апофеоз агрессивного треш-металлического опуса, грандиозность действа неизбежно впечатляет, а разборчивость и точная очерченность каждой инструментальной партии вызывают исключительно положительные эмоции.
При прослушивании альбома «Back To Black» Amy Winehouse бас отрабатывался до самых глубоких нот и звучал при этом очень четко, хотя чаще приходилось слышать эту музыку в сопровождении куда более гулких басовых партий. Эта составляющая воспроизводилась безупречно, но некоторые претензии к звучанию все же возникли. Хорошо знакомый вокал Эми выявил небольшой уклон тонального баланса в СЧ-диапазоне: верхние тембры были акцентированы хорошо, а нижние казались менее выразительными. Похожий эффект, подчеркивание верхних нот, периодически давал о себе знать и на других музыкальных жанрах.
Измерения
Модель QDC 3SH оказалась требовательна к мощности усилителя. Результаты на графиках ниже были получены на мощном стационарном усилителе. С маломощными портативными устройствами наблюдался ранний спад АЧХ в басовом диапазоне и заметный прирост искажений в этой же области.
График в целом соответствует «коммерческой» настройке АЧХ. Умеренно форсированная НЧ-область, дающая более тяжеловесное и темное звучание; усиливающий этот эффект провал в области 2-5 кГц, приглушающий самые яркие и потенциально некомфортные звуки; подъем верхних частот (начиная с 6-7 кГц) для создания эффекта детального звучания и формирования широкой звуковой сцены. При этом нельзя не отметить отсутствие резких перепадов АЧХ до отметки 1,5 кГц. Столь плавное ее течение обеспечивает максимальную разборчивость звучания, исключает возникновение выраженного окрашивания и потери детальности.
Поведение графика искажений ниже отметки 50 Гц далеко не идеально, особенно настораживает наличие нескольких резонансных пиков. При этом в СЧ-диапазоне уровень искажений рекордно низок, но с повышением частоты вновь стремится пересечь отметку 1%. При использовании менее мощного усилителя общий рисунок сохраняется, но график поднимается вверх по оси Y почти на одно деление, так что ниже 1% удерживается только диапазон 100-7000 Гц, а искажения в басовой области достигают 10%.
Выводы
Наушники QDC 3SH впечатлили в первую очередь сочетанием высокой детальности и хорошей музыкальности. В отличие от пятидрайверных 5SH они дают не настолько монолитную и ровную звуковую картину, да и в способности передавать тонкие нюансы записей чуть уступают. Однако более старшая модель не самая лучшая основа для сравнения. На фоне моделей сравнимой стоимости QDC 3SH смотрятся не только достойно, но еще и весьма привлекательно. Главное — подобрать подходящий усилитель.
Детальное звучание, глубокий и хорошо артикулированный бас, сменный кабель
Акцент в ВЧ-диапазоне, требовательны к мощности усилителя
32 000 рублей
Излучатели: 3х арматурные
Количество полос: 3
Количество звуководов: 2
Диапазон частот: 20-20 000 Гц
Импеданс: 82 Ом
Чувствительность: 106 дБ