Не знаю как вам, а мне бы очень не хотелось, чтобы звукозапись и стремительно развивающийся онлайн вконец уничтожили живое исполнение. К примеру, сейчас уже нечасто услышишь звучание духового оркестра. А оно впечатляет! Причем — обратите внимание — без всякой электроники. Думается, здесь важно, что громкость всех его инструментов соразмерна. В начале же 60-х годов прошлого века именно такая соразмерность, отчасти, обеспечила возможность появления первых рок-групп.

Ламповый гитарный усилитель позволил решить главную проблему: теперь солирующая гитара звучала вровень с ударной установкой. А почему бы не включить в один комбик две гитары и добавить туда же вокальный микрофон? В него, кстати, можно петь даже вдвоем. Или втроем. Вот только остался бас. Что делать с басом — вот в чем вопрос...

Здесь необходимо лирическое отступление. Как-то раз я брал интервью у контрабасиста. История о том, как он в одиночку вез три контрабаса в трамвае, думаю, оживила эфир. А потом я вдруг обратил внимание на его пальцы. Камера дала их крупно. Они были изранены. «Это у меня вчера был концерт, – ответил контрабасист, — нужно было играть громче...»

Реклама первого басового оборудования Audiovox

Эту проблему в середине прошлого века была призвана решить электрическая бас-гитара. И хотя честь создания первой бас-гитары в середине 30-х принадлежит американской Audiovox Manufacturing (они также сделали и первый басовый комбик — Model 936 мощностью 18 Вт), особым успехом тогда новинки не пользовались — их время еще не пришло.

Fender Precision Bass — первая массовая бас-гитара, выпускаемая по сей день, — появилась в начале 50-х. Для нее понадобилась собственная колонка. Производители сразу понимали, что источник звука в ней должен быть соразмерным длине волны и что колонка должна быть побольше и, желательно, помощнее. Первые такие бас-комбики более-менее массово и появились в середине пятидесятых.

Fender Precision Bass в изначальном дизайне

Теперь с двумя колонками, микрофоном на стойке, двумя-тремя гитарами и ударной установкой любая группа музыкантов тех лет спокойно помещалась в фургон, переезжая между концертными площадками.

В Англии множество молодых групп таким образом моталось по ночным клубам, успевая выступить в нескольких за ночь. Спали урывками в том же фургоне — особых денег музыка не приносила, днем многие работали. Одна из таких групп стала настоящей легендой.

Гитарный комбо на базе Fender Bassman

С середины 60-х Beatles (чью еще аппаратуру вспомнить, если не их?) использовали басовый Fender Bassman с кабинетом, оснащенным парой 15-дюймовых басовых динамиков.

Эти устройства выпускались с 50-х годов и, кстати, в классической конфигурации применимы по сей день. Мало того, многие исполнители до сих пор считают, что именно ламповый бас создает настоящую музыку — и автор этих строк во многом солидарен с их мнением.

The Beatles в Top Ten Club, Гамбург, 1961

В Гамбурге, где Beatles побывали на заработках, я в свое время понял, какая это для них была школа. К сожалению, от того коллектива, работавшего с Тони Шериданом, осталось мало фотодокументов.

Известно, на каких инструментах они тогда играли, а о звукоусилении информации меньше — подробности мы знаем лишь с 1964 года, когда популярность квартета уже зашкаливала. Справедливости ради, отметим, что большинство колонок было от фирмы Vox (лидер гитарной акустики того периода).

Vox AC-15 Twin

Первый такой гитарный комбо — Vox AC-15 Twin — появился у Beatles в 1962 году. Известно также, что в 1964 году эта английская фирма обязалась создать (и сделала это!) для гастролей Beatles в США 100-Вт усилитель «Super Beatle» — по тогдашним меркам, устройство серьезной мощности. Концертные аудитории стремительно росли.

Vox Super Beatle

Чуть позже, уже в США, молодой инженер по имени Брэдли Планкетт (Bradley J. Plunkett) работал над усовершенствованием гитарного усилителя. И заметил, что если резко вращать потенциометр (переменное сопротивление с ручкой), соединенный с элементарным фильтром, выделяющим верхнюю середину, получается потрясающий эффект. Его назвали «вау-вау».

Вау-педаль образца 1968 года

К тому времени овердрайв использовался повсеместно. Во многие гитарные усилители встраивался эффект «тремоло» (не путать с одноименным рычагом). Он основан на низкочастотной модуляции звука. Кстати, тремоло применен во второй части композиции Линка Рея (Link Wray) «Rumble», о которой мы подробно говорили в прошлый раз.

Еще один эффект — фузз — также был в ходу, причем часто являлся собственным ноу-хау того или иного гитариста. Кроме гитаристов, поисками эффектов занялись и более квалифицированные специалисты — разработчики гитарной аппаратуры. На момент середины 60-х интересными находками стоит признать еще два эффекта.

Система Лесли (фрагмент)

Первый — Лесли, названный по имени Дональда Лесли (Donald Leslie), создавшего свою систему еще до войны. Технология была такой: направленный горизонтально источник звука устанавливался свободно внутри корпуса и мог вращаться относительно вертикальной оси. Использовался эффект Доплера — так, физика в очередной раз внесла свой вклад в искусство.

Пружинный ревербератор Accutronics Type 4

Следующий эффект, или устройство — пружинный ревербератор. Считается, что впервые его, как и Лесли, применили в начале 40-х прошлого века в электроорганах Hammond. Лоуренс Хэммонд (Laurens Hammond), разработчик этого инструмента, перепрофилировал устройство, созданное в лаборатории Bell Labs.

Телефонисты использовали ревербератор для имитации задержки, возникающей во время междугородных вызовов. После определенных усовершенствований, к 60-м годам, Хаммонд применил эту технологию для ревербератора Hammond Type 4.

В результате, получился пружинный ревербератор, который мог поместиться внутри гитарного усилителя. Технология тут же была лицензирована для использования в моделях Fender, которые снова оказались впереди планеты всей.

Первый ревербератор Fender — модель 6G15, 1964 года выпуска. Сегодня за эту модель просят около 1 000 долларов

Но параллельно, в 1962 году, инженер из Нэшвилла по имени Глен Снодди (Glen Snoddy) изобрел коробку, которая получила название Maestro Fuzz-Tone. Ее продавала компания Gibson — думаю, это был достойный ответ Fender со всеми его инновациями.

Fuzz-Tone Maestro был собран на четырех транзисторах, которые в этом эффекте проявили себя как нельзя лучше, дав заодно понять, что лампа в гитарном звуке скоро исчезнет.

Оригинальный Fuzz-Tone Maestro FZ1. За этот экземпляр на Ebay просят 450 долларов

Рекламный текст, представлявший Fuzz-Tone выглядел примерно так: «Это мягко. Это хрипло. Это нежно. Это сыро. Это Fuzz-Tone Maestro. Вы должны услышать этот совершенно иной звуковой эффект, чтобы ваша гитара поверила в это!»

Fuzz-Tone Maestro тут же был взят на вооружение многими гитаристами, из которых самый известный, пожалуй, Кит Ричардс (Keith Richards) из Rolling Stones. Важно, что в исходном Fuzz-Tone использован ножной свитч — механически защищенный выключатель. Его органы настройки и прочный корпус рассчитаны на ножное управление.

Добавим к этому автономное питание от батареек, с которыми беда — про них всегда забываешь! Короче говоря, Fuzz-Tone ничем не отличается от современных гитарных «примочек» — разве что форма нестандартная.

C этого момента, пожалуй, можно начинать отсчет появления того, что иногда называют «рок». Звучание электрогитары, лежащее в основе этой музыки, можно было сделать практически любым.

Соедините несколько «примочек» по-своему, настройте по-своему (теперь все это — ваше сокровенное ноу-хау). Возьмите одну-единственную ноту — не надо много играть! И если это именно тот звук, который сейчас нужен — у вас есть все шансы стать звездой! Но об этом — в следующем выпуске.


Часть 1: История гитарного звука. Овердрайв.

Часть 2: История гитарного звука. Поиски инструмента