Компания Aurender уникальна тем, что имеет исключительно обширный модельный ряд. Во всяком случае мне не известен другой производитель, предлагающий на выбор сразу с десяток цифровых источников. Отличаются они друг от друга не только функциональностью, но и звуком — причем именно качество звука является единственным действующим вектором развития линейки.

Какую бы модель вы ни искали: цифровой транспорт, полный проигрыватель со встроенным ЦАПом или аппарат с CD-приводом для риппинга дисков — в линейке компании найдется как минимум две версии разного класса качества. Особенно преуспели разработчики в совершенствовании цифровых транспортов.

Понять, что можно улучшить в и без того прекрасно работающих сетевых проигрывателях, мы можем на примере новой предтоповой модели N20. Формально N20 является прямым продолжением N10, но настолько далеко отстоит от него с технологической точки зрения, что попадает в более высокую ценовую категорию и со своим предшественником фактически не конкурирует.

На первый взгляд

Дизайн модели N20 исключительно близок к тому, что мы могли наблюдать у N10. За исключением одного момента: новый аппарат выше, отчего он выглядит массивнее и солиднее. Разработчики использовали дополнительное место на фасаде наиболее рациональным образом: увеличили размер дисплея. Теперь можно отображать обложку и название трека достаточно крупно, чтобы они читались с точки прослушивания.

На смену жестким дискам пришли SSD-накопители, которые дают заметный плюс в плане быстродействия системы. Напомню, что все Aurender — это так называемые кэширующие плееры, которые воспроизводят музыку исключительно с SSD-накопителя, где треки хранятся временно, а систему долговременного хранения в момент прослушивания музыки они отправляют в сон.

Благодаря этому ни HDD, ни SSD не являются источниками помех, однако твердотельный накопитель, в отличие от классического жесткого диска, возвращается в работу практически мгновенно и гораздо быстрее заполняет кэш для воспроизведения следующего трека или альбома — эта разница весьма существенна. 

Кроме того, N20 получил новый 4-ядерный процессор Intel, который также ускорил быстродействие и дал возможность плееру справляться с высокобитрейтным DSD512. Немаловажен и тот факт, что кэширующий SSD-накопитель теперь имеет формат M2 NVME — вместо SATA. Причина та же — повышение быстродействия системы. Емкость его также увеличилась с 240 до 500 Гб.

Еще одна тонкость, связанная с накопителями — прямой доступ к отсекам SSD долговременного хранения. В N20 пользователь может сам установить или поменять накопители. Отмечу, что в России продается версия сразу с 4 Тб на борту.

Таким образом, даже не коснувшись темы звука в N20, мы уже имеем целый ряд чисто практических улучшений, радикально отличающих его от предшественника. По результатам поверхностного знакомства уже можно говорить о том, что N10 и N20 — это совершенно разные устройства.

Джиттер не пройдет!

Борьба с джиттером — по сути, единственная проблема, которую решают разработчики цифрового транспорта. Но это никак не упрощает им жизнь. Скорее наоборот — им приходится находить и устранять проблемы там, где, казалось бы, предприняты уже все возможные меры. Этим объясняется тот факт, что в модели N20 часть схемы была фактически разработана заново. 

Линейный источник питания с тремя тороидальными трансформаторами и раздельными стабилизированными шинами для каждого функционального блока был заменен на… линейный блок питания обновленной конструкции, который отличается от предыдущего большей емкостью и более высоким классом фильтрующих конденсаторов, а также улучшенной схемотехникой с изолированной земляной шиной. 

Кроме того, N20 получил дополнительный блок конденсаторов, выполняющих роль ИБП — чтобы при аварийном отключении питания система могла завершить работу. При работе в штатном режиме конденсаторы компенсируют кратковременные просадки напряжения и не дают им негативно влиять на работу проигрывателя.

Аппарат со снятой крышкой (фото производителя)

В основной части схемы, отвечающей за работу с цифровым аудиосигналом, радикальных изменений не произошло. За минимизацией джиттера тут по-прежнему следят высокоточные термостабилизированные тактовые генераторы OCXO, работающие в паре с оригинальной схемой автоподстройки частоты (ADPLL), собранной на программируемой вентильной матрице (FPGA). Из этого можно сделать вывод, что основную работу по борьбе с джиттером разработчики провели в прошлый раз, а теперь доводят систему до совершенства и устраняют мельчайшие помехи.

Помимо блока питания, источником таких помех были признаны интерфейсы подключения, что повлекло за собой их полную замену. Все SPDIF-выходы получили дополнительную развязку от общей земли с помощью трансформаторов, а выход USB Audio Class 2.0 вынесли в отдельный экранированный модуль, который крепится к корпусу независимо от основной платы.

Как и старшие модели W20SE и ACS10, цифровой проигрыватель N20 получил Ethernet-порт с двойной гальванической развязкой. Проще говоря, разработчики максимально защитили внутренние схемы от помех, которые могут проникнуть извне и нарушить стабильность работы цифровой части.

А для тех, кого все эти ухищрения не убедили, в список интерфейсов добавили вход Wclock для подключения внешнего тактового генератора, который теоретически может дать более низкий уровень джиттера схемы.

Впрочем, лично мне еще не встречались системы с Aurender, которые с внешним «клоком» звучали бы лучше, чем при прямом подключении транспорта к ЦАПу посредством USB-кабеля. Как систему не конфигурируй, в итоге оказывается, что внутренний тактовый генератор у старших Aurender вне конкуренции. Так или иначе, возможность для экспериментов присутствует.

Управление

В комплектацию устройств Aurender имеет смысл добавить iPad mini — вот буквально так, прямо с завода. Открываешь коробку, а там помимо плеера лежит планшет с предустановленным ПО Aurender Conductor, ведь фирменное приложение — это фактически единственный способ управления.

Помимо настройки и управления воспроизведением оно весьма удобно для работы с музыкальными каталогами — как хранящимися на дисках самого Aurender, так и с тем контентом, что располагается на домашних NAS или подключенных USB-накопителях. Приложения Tidal и Qobuz интегрированы бесшовно, и в один плейлист можно накидать треки из любых источников.

ПО Aurender Conductor — пожалуй, одно из лучших в своей категории и работает в целом стабильно. Единственная проблема состоит в отсутствии альтернатив. Простейшие операции воспроизведения (остановка, перемотка и т.д.) доступны с кнопок на фронтальной панели устройства — на этом все и заканчивается. Никакого ИК-порта или RS232 на коммутационной площадке Aurender вы не найдете — сетевой порт выделен только под работу со звуком.

О причинах такой изолированности можно догадаться: это элементарная защита звукового тракта от помех, которые способна генерировать система автоматизации. Но, согласитесь, выглядит довольно необычно: хайтек в аудиочасти и архаичный минимализм в управлении.

Кто прозрачнее?

Чтобы определить, как проявляет себя в системе цифровой источник, необходимо иметь звуковой тракт с высшей степенью прозрачности и рекордно малыми искажениями. Иначе все ухищрения, на которые пошли разработчики N20, снижая уровень помех, будут не столь очевидными или даже незаметными на фоне младших моделей (бывает и такое!).

С этой точки зрения акустика в тестовой системе была лучшей из возможных — MartinLogan Neolith. Во-первых, это электростатическая панель, чисто технически имеющая уровень искажений значительно меньший, чем самые лучшие динамики, а во-вторых, это самая большая в мире и самая высококлассная электростатическая панель — флагман фирменной линейки. Сама суть Neolith состоит в том, чтобы демонстрировать максимально высокое качество без ограничений и купюр.

Эту акустику я слушал с несколькими различными комплектами электроники, и каждый раз характер компонентов привносил заметный вклад в характер звучания и разрешение всего тракта. В этот раз система была укомплектована электроникой SPL и ЦАПом Mytek Manhattan DAC II — на мой вкус, это самое удачное сочетание.

И SPL, и Mytek — бренды, занимающиеся не только и не столько High End, сколько студийным оборудованием. По этой причине весь звуковой тракт получился очень прозрачным, точным и детальным, без какой-либо окрашенности и попыток придать музыке дополнительные свойства.

И даже в этих, практически лабораторных условиях определить вклад цифрового транспорта можно лишь на контрасте с другими устройствами. Так, в сравнении с младшими моделями Aurender N20 звучит более детально и лучше передает масштаб записей, прорисовывая звуковое пространство с большей точностью. Благодаря приросту разрешения музыка воспроизводится более выразительно и живо, но только в том случае если эти свойства имеет сама запись.

К выбору релиза и формата воспроизводимого файла в такой системе нужно подходить очень тщательно. Не выхолощенные неудачными ремастерингами и не замученные компрессорами Hi-Res-записи звучат просто превосходно и заметно интереснее аналогичных CD-версий. Это можно сказать даже об изданиях классики рока, записанной не идеально, но с огоньком.

Например, Hi-Res-издание альбома 1976 года «Who Are You» группы The Who лучше передает драйв, делая более живым и осязаемым прогрессивный саунд с теплыми аналоговыми синтезаторами. Если же попытаться выжать максимум, имеет смысл сразу перейти к современным аудиофильским записям формата DSD — они дают тот самый эффект голограммы, когда мозг отказывается верить, что это не живые музыканты, а «всего лишь» стереосистема.

В такие моменты самое время вспомнить, что N20 — один из старших, однако не самый топовый аппарат в линейке Aurender. А актуальный флагман линейки W20SE все это время стоял на соседней полке. Было бы преступлением не удовлетворить любопытство и не сравнить его с N20. Все-таки разница в цене между двумя аппаратами существенная, да и в конструкции есть ряд фундаментальных отличий, которые могут заметно повлиять на звучание.

Начну с жирного спойлера: если бы не высший класс системы, разница в звучании двух старших транспортов вполне могла бы показаться незначительной или даже остаться незамеченной. Те нюансы и оттенки, которые проявились с появлением в системе W20SE — это тонкости, способные погибнуть уже в недрах стереосистемы среднего класса.

В системе с Neolith отличить один аппарат от другого на слух не составило труда — но только при прослушивании высококлассных DSD-записей. А на файлах CD-качества разница уже была не столь очевидной. Так или иначе, W20SE оказался лучше N20 в самых тонких моментах: чуть больше масштаб звуковой сцены, чуть богаче и живее тембры, еще более мелодичное и певучее звучание.

Если попытаться дать оценку в каких-либо баллах или процентах, преимущество флагмана будет не столь впечатляющее, как преимущество N20 на фоне младших коллег. W20SE добавляет всего буквально по чуть-чуть, но конкретно в этой системе эти мелочи ощущаются очень ценными и важными элементами общей картины.

Вывод

Главный вывод: совершенству нет предела — даже среди High-End-моделей одного бренда. Цифровые транспорты отличаются не только набором интерфейсов, но и звуком. С другой стороны, покупка N20 в систему среднего класса может оказаться приобретением «на вырост», всю значимость которого можно будет оценить только после апгрейда. 

Для тех, кто ориентирован на высшее качество звука и планирует совершенствовать систему, это будет разумным вложением, избавляющим от лишних сомнений при оценке звучания ЦАПа и других компонентов системы. N20 дает уверенность в том, что на уровне транспорта все в полном порядке и он не ограничивает потенциал остальных составляющих системы. По крайней мере, пока в вашей системе не появится пара Неолитов, беспокоиться об этом не стоит.

Детальное и точное звучание, продуманная конфигурация системы хранения, удобное ПО для управления, высокое быстродействие.

Нет интерфейсов для подключения в системы домашней автоматизации.

Aurender N20

1 150 000 рублей

Максимальное разрешение: PCM до 32 бит/384 кГц, DSD до 512

Долговременная память: два слота SATA 2,5

Кэш-память: 500 Гб, SSD M2 NVME

Жесткий диск: 4 Тб

Выходы: оптический, коаксиальный RCA, коаксиальный BNC, AES|EBU, USB-audio Audio Class 2.0

Вход: Word Clock, BNC

Дополнительно: Gigabit Ethernet, 2х USB

Габариты: 430x98x353 мм

Масса: 13,5 кг