Roksan Radius 5 Mk II с тонармом Roksan Tabriz и головками звукоснимателя Goldring G2400 и Goldring 1012GX.
Английская компания Roksan Audio Limited появилась на свет относительно недавно, в 1985 году, и, что примечательно, первым продуктом компании стал именно проигрыватель виниловых дисков — Xerxes. В этом есть своя логика — в период бурного развития производства проигрывателей компакт-дисков маленькие компании практически не могли принимать в этом участия, а разработать хороший проигрыватель виниловых пластинок и сейчас, и тогда было под силу и небольшой группе специалистов. Как бы то ни было, история модельного ряда началась с аналогового источника, позже появились тонармы, головки, фонокорректоры, были разработаны усилители, акустические системы, проигрыватели компакт дисков. Личного отношения к продукции Roksan как такового пока не сложилось — мне доводилось слушать несколько аппаратов, но проигрыватели виниловых пластинок как-то упорно обходили меня стороной. Проигрыватели компакт-дисков и усилители оставили о себе неплохое впечатление, но показались «вещами в себе», с несколько ветреным и одновременно легким ненавязчивым почерком. В рамках теста будет интересно выяснить, имеется ли у Roksan Radius так называемый «фирменный звук», или почерк. Имея в распоряжении две разных по характеру головки звукоснимателя — Goldring G2400 и 1012GX можно с большой долей вероятности понять, что же приносит в звук головка, а что — сам проигрыватель.
Конструкция
Внешне и конструктивно проигрыватель достаточно необычен — сложно понять, где проходит грань между дизайнерскими и инженерными решениями. Все узлы и детали относительно небольшие и легкие. Корпуса как такового нет, вся конструкция представляет собой три соединенные плоскости — основание мотора, основание подшипника и тонарма и сам диск. Основной и почти единственный материал проигрывателя — акрил, основания мотора и тонарма могут быть как прозрачными, так и черными, а диск всегда полупрозрачный, из матового акрила. Первая плоскость проигрывателя — основание, устанавливаемое на поверхность посредством трех регулируемых ножек из полированной стали с силиконовыми вставками, на которые и опирается вся конструкция. Установка и регулировка просты, и не занимают много времени. Так же на основании, в акриловом корпусе установлен мотор и блок питания.
Мотор установлен несколько необычным способом — фактически он подвешен на двух резиновых вставках, поэтому при включении ощутимо колеблется относительно креплений, а от излишних колебаний его удерживают лишь два демпфера, выполненных из мягкого материала. Шкив мотора двухступенчатый, переключение скорости осуществляется простой перестановкой пассика на соответствующую нужной скорости ступень шкива. Подстройки или регулировки скорости не предусмотрено. Пассик, передающий вращение на диск достаточно толстый, силиконовый, и в установленном состоянии имеет непривычно слабое натяжение. Судя по всему, это сделано для того, чтобы пассик силой натяжения не смещал подвешенный мотор. Основание подшипника и тонарма крепится к основанию проигрывателя через резиновые втулки, таким образом обеспечивается дополнительная виброразвязка. Тут нужно упомянуть, что, в целом, проигрыватель чувствителен к вибрациям больше обычного и устанавливать его желательно на массивную стойку или настенную полку.
Узел подшипника небольшой, конструкция вполне привычная — стальной корпус, бронзовый стакан, стальные шарик и ось. Но одна отличительная особенность заметна сразу — поверхность, на которую устанавливается диск проигрывателя очень маленькая, и соответственно площадь контакта между подшипником и диском невелика. Тонарм Roksan Tabriz — легкий, с алюминиевой трубкой и несъемным шеллом. Поворотная конструкция тонарма внешне ничем особенным не отличается. Из настроек — все привычно, не хватает разве что настройки азимута, но она и так встречается далеко не на всех тонармах. Устанавливать головку и настраивать тонарм удобно и несложно, единственное, что требует повышенного внимания — настройка прижимной силы. Если пользоваться для этого механическими весами из комплекта, то на высокую точность рассчитывать не приходится, а если настраивать при помощи хороших электронных весов — не с первого раза удается даже самыми аккуратными движениями выставить противовес в нужную позицию. А как потом показало прослушивание, разницу в 0,1–0,2 грамма прижимной силы на этом проигрывателе отчетливо слышно. В процессе дальнейшего знакомства с тонармом заметил, что очень удобно работает микролифт — поставить иглу точно между треками можно почти всегда с первой попытки, а вот держатель тонарма вызывает нарекания — пластик, из которого он сделан, слишком жесткий и приходится прилагать большее усилие, нежели обычно. На выходе у тонарма стандартный кабель с Din-разъемом, и его лучше заменить при первой возможности.
Головки в нашем тесте хоть и одного производителя, и обе ММ-типа, но имеют ряд особенностей и различий — разные материалы корпуса, немного различающиеся характеристики кантилевера, различные профили иголок. Но практике если рассматривать такой элемент винилового тракта, как головка звукоснимателя — там все влияет на все, важна каждая деталь и каждая мелочь, и лучший способ определить различия — прослушивание в одном тракте и на одинаковом музыкальном материале. В нашем случае сначала весь музыкальный материал прослушивался с использованием одной головки, потом головка менялась, прослушивались те же пластинки, и когда различия становились очевидными, прослушивались еще записи, которые могли наилучшим образом раскрыть потенциал, как головки, так и тракта в целом.
Звучание
Прослушивание я начал установив головку Goldring G2400. Первый альбом — Jethro Tull — Live at Montreux 2003 — сразу слышно, что альбом записан на достойном уровне — звук очень чистый, ровный, с хорошей скоростью и отменной детальностью. Все в целом может быть чуть мягче, чем ожидалось, но при этом — какое внимание к деталям и послезвучиям! Для ММ-головки результат лучше ожидаемого. Общий почерк звучания — доброжелательность, человечность, что ли, живость. Все это располагает к длительному прослушиванию и приносит немало удовольствия. Особенно хорошо воспроизводятся верхние частоты и верхняя середина. Нижняя же середина выражена менее заметно, но только количественно, без претензий к качеству. Бас не очень глубокий, но быстрый и собранный. На этом фоне первая из двух пластинок альбома закончилась как-то неожиданно быстро, и было сложно отказать себе в продолжении. Единственное, что показалось необычным — при отличной проработке сцены по глубине, ее ширина меньше, чем я ожидал услышать. Следующий альбом — Dizzy Gillespie — The Cool World — с динамикой и насыщенностью все в порядке, но заметна такая особенность — хоть пластинка и моно, но звук должен быть чуть шире. Проявилось отношение головки и тонарма к пластинкам достаточно старым, и отношение это весьма интересно — мелкие дефекты почти не слышны, а дефекты средние, к которым большинство головок относятся спокойно, в нашем случае слишком заметны: щелчки громче привычного. Следующая пластинка — Duke Ellington & John Coltrane — сочный, но не грубый звук, духовые инструменты звучат очень красиво, но не вырываются из общей цельной картины, и какой-то явной окраски нет — скорее, в подаче верхних и части средних частот присутствует некая ветреность, но в целом, этот почерк изящен и ненавязчив. Очень интересно, как же такая подача звука проявит себя при прослушивании классической музыки. Выбрал пластинку Jean Sibelius — Symphony No 4 — на мой слух произведение, насыщенное не только сложными моментами, но и тонкими эмоциональными переходами, одновременно произведение масштабное.
Сразу можно сказать — слушать интересно, но результат неоднозначный. Атмосфера передается точно, но некоторые моменты приходится домысливать — не хватает фундаментальности в области низких частот, поэтому одни фрагменты звучат полноценно, а другие, насыщенные звучанием инструментов на низких частотах, немного теряются. Если же слушать классические произведения для клавесина — звук получается просто замечательный. Мне встречалось немного ММ-головок, способных так воспроизвести его звучание. Далее — резкая смена жанра — Murkof — The Versailles Sessions. И тут... Совершенно открытое звучание, море воздуха, звуки и призвуки на мгновенье замирают в пространстве, и кажется, что к ним можно прикоснуться, потрогать рукой, но все очень быстро сменяется новыми образами. Отлично проработаны тембры, а подсобранный бас только улучшает общую картинку, делает ее более цельной. Пора сменить головку. И пора что-то более подробно сказать про сам проигрыватель. Хотя нет, пока еще рано, но картинка уже начинает проясняться. Ставлю Goldring 1012GX и прослушиваю тот же музыкальный материал — картина совершенно другая. Не просто звук — стена звука. Очень быстро, очень напористо, много баса, он сочный, насыщенный и с хорошей разборчивостью. Переливов на альбоме Jethro Tull слышно меньше, чуть не хватает деталей, но при этом звук очень сильный, если можно так сказать. Сцена шире, чем при предыдущем прослушивании, а в глубину планы больше сливаются между собой, что дает меньшую глубину сцены. На монозаписи Gillespie — звук шире, опять же больше низких частот, а возрастные дефекты пластинки слышны, но не так явно, как в предыдущем случае. Четвертая симфония Сибелиуса звучит менее прозрачно, но более слитно. В целом, звучание более темное и плотное, мрачные моменты слышны и эмоционально воспринимаются именно как мрачные. Интереснейшее, хорошо исполненное и записанное произведение Claudio Monteverdi — L’Orfeo в данном случае так же что-то потеряло в звуке — при всей строгости и возвышенности произведения звуку не хватает тонкости, а строгость получается уж слишком земной. Вероятно, такой почерк, скорее, подошел бы некоторым произведениям Вагнера. На альбоме Эллингтона и Колтрейна звук получился излишне напористым, та же стена звука, но так ли это хорошо для этой записи — вопрос. Альбом звучит насыщенно, но эмоций меньше, чем хочется, точнее эмоциональный настрой получается более монотонно-одинаковым и упрощенным, чем на самом деле. В звучании Версальских сессий уже не слышно тех тонких переходов, звуки более тяжелые и прямолинейно-формальные. Раз характер звука поменялся — непременно нужно послушать другой музыкальный материал. Сборная пластинка Count Basie & His Orchestra — просто ураган звука. Широкая сцена, богатые тембры, отличная динамика, но без заметных излишеств — ни окраски, ни навязчивости не слышно. Альбом Queen — Jazz — тот же почерк, может, самую малость не хватает нюансов и выразительности вокала, на первый план выходят основные тона, а все что должно находиться рядом — слегка теряется.
Резюме
После прослушивания пора делать выводы, а выводы получаются на редкость интересные. Различный музыкальный материал, две, казалось бы, близкие головки, но с совершенно разным звуком, и один проигрыватель. Характер звучания и жанровые предпочтения головок понятны по результатам прослушивания, но самым интересным оказалось то, как показал себя проигрыватель. Чаще случается, что проигрыватель даже при смене не только головки, но и тонарма оставляет в звуке какой-то свой, заметный в разной мере, но узнаваемый почерк. И акрил, как материал, нередко накладывает свой отпечаток на характер звучания. А тут все по-другому. Аппарат, при первом рассмотрении казавшийся простым, немного неуклюжим, «вещью в себе», на практике демонстрирует удивительную гибкость. Отсутствие выраженного звукового почерка, характера, для проигрывателя или тонарма — несомненное достоинство. Подобрав к нему головку по своему вкусу и исходя из своих жанровых предпочтений, можно легко получить желаемый результат. Хотя все же некоторый почерк у проигрывателя есть — он, как флюгер, просто показывает куда дует ветер, но совершенно не мешает ему дуть.
Goldring G2400
Эту головку сложно назвать универсальной, но способность очень красиво и прозрачно воспроизводить средней высокочастотный диапазон может найти свое применение при построении системы с индивидуальным и заданным звучанием. Если знать и учитывать специфику звучания головки, можно использовать ее сильные стороны.
Музыкальный материал
1 Claudio Monteverdi — L’Orfeo — Monteverdi-Choir Hamburg, Camerata Accademica Hamburg, Jurgen Jurgens — Archiv Produktion — MAF 8116/8/Stereo
2 Count Basie & His Orchestra — The best of Basie — Roulette Birdland USA SR 52081/ Stereo
3 Dizzy Gillespie — The original scope from The Cool World — Philips PHM 200-138/Mono
4 Duke Ellington & John Coltrane — Impulse Japan — YS-8503-AI/Stereo
5 Jean Sibelius — Symphony No 4 — The Swan of Tuonela — Berlin Philharmonic Orchestra — Herbert von Karajan — Deutshe Grammophon/ Polydor Japan — MGX7016/Stereo
6 Jethro Tull — Live at Montreux 2003 — Audio Fidelity AFZLP2 041/Stereo
7 Murkof — The Versailles Sessions — The Leaf Label — BAY 67V/ Stereo
8 Queen — Jazz — The Complete Works box set — EMI QB1/Stereo
Roksan Radius 5 MK II
Привод пассиковый
Скорости вращения 33,3 и 45 об/мин.
Уровень шума < –80 дБ
Коэффициент детонации < 0,04 %
Мотор 24-полюсный синхронный
Габариты 400x350x150 мм
Вес 7 кг
Tabriz
Тип подвеса поворотный
Трубка алюминий
Шелл несъемный
Эффективная длина 240 мм
Эффективная масса 11 г
Рекомендуемая масса головки 5–12 г
Рекомендуемая прижимная сила 1,2–3 г
Выходной разъем Mini-Din
Головки звукоснимателя Goldring G2400
Диапазон частот 20 Гц — 20 кГц±3 дБ
Разделение каналов 20 дБ на частоте 1 кГц
Податливость 20 мкм/мН
Прижимная сила 1,5–2 г
Сопротивление 47 кОм
Емкость 100–200 пФ
Вес 8,2 г
Goldring 1012GX
Диапазон частот 20 Гц — 20 кГц±3 дБ
Разделение каналов 25 дБ на частоте 1 кГц
Податливость 24 мкм/мН
Прижимная сила 1,5–2 г
Сопротивление 47 кОм
Емкость 150–200 пФ
Вес 6,3 г