При построении коробов для сабвуферов многие просто делают короб в слепую.

Что то распилили собрали и довольствуются готовым результатом.

Если результат их не устраивает говорят надо прогреться сабвуферу.

Увы современные материалы для динамиков разрабатываются таким способом, что прогреваться там нечему.

Производители уже давно применяют материалы которые в процессе эксплуатации громкоговорителей не должны изменять свои характеристики.

Максимум что может прогреваться это адаптация к неприятному звуку.

Лично я первую свою колонку собирал в слепую, честно говоря я их собрал в слепую три штуки.

Первую на динамиках 25гдн с частотой настройки 80 гц, знакомые были приятно удивлены от звукового давления.

Вторую я собрал лабиринт и благополучно обложался.

А вот с третьей мои познания в настройке только начинались)

Я задался вопросом, а как понять собрана ли колонка правильно и если она собрана не правильно на что можно опираться при последующей коррекции таковой.

С закрытым ящиком всё просто собрал ящик звукопоглощения в него по более и пусть играет как нибудь (в программе моделирования выбирается только добротность ящика которая не влияет на ачх практически никак плавает лишь незначительно параметр group delay).

А вот с фи всё несколько веселее.

У фазоинвертор крутит фазу в принципе пускай всё хоть перекручивает помещение всё равно вносит свои искажения в разы больше.

Вот незадача бывает спроектированный фи вроде бы в программе всё правильно показывает, но увы не играет.

Причина тому при воспроизведении амплитудно частотная характеристика имеет весьма выраженную неровность в помещении ну или... автомобиле.

Иными словами при проектировании ФИ не стоит отталкиваться на методы моделирования корпуса для динамической головки, необходимо отталкиваться от того места где находится акустическая система.

Возьмем виртуальную комнату размером 5*4 и высотой 2,4 метраи посмотрим как она изменяет ачх.

ачх пустой комнаты

Видим какая ачх кривая и в данной комнате в зависимости от точки прослушивания можно найти действительно ровную ачх.

Проблема в том, что эта точка может быть где то в углу, а слушать музыку хочется где то в центре.

Дак вот горбы на ачх называются модами стоячие волны.

И что бы сгладить эти моды можно попробовать настоить фи на частоты между модами к примеру 55 герц (повторюсь в каждом помешении всё индивидуально).

Эффект будет но по сравнению с параметрическим эквалайзером небольшой.

Если же настроить фи на частоту 35 гц будет звуковое давление в разы больше чем это получается в оригинальном воспроизведении и возможно остальной тон музыки будет отходить на второй план.

Лично я для начала поставил бы акустическую колонку в закрытом исполнении.

Снял ачх с колонки.

Посмотрел на амплитудно частотную характеристику в месте прослушивания музыки.

Определил стоячие волны и настроил бы фи между стоячими волнами.

Возникает вопрос, а как же его настроить?

Современные звуковые карты позволяют измерять импеданс динамической головки в реальном времени. Программой можно воспользоваться той же arta или room eq wizard.

Собрав схему где на дополнительном сопротивлении возникает напряжение можно измерять импеданс динамика.

схема измерения импеданса динамической головки

На левый и правый сигнал подается разность напряжения через подстроечный резистор ref стабилизаторы можно исключить из схемы, но я вам этого не советовал! спалить звуковую карту можно!

далее при измерениях мы видим импеданс у закрытого ящика

зя импеданс

У фазоинвертора импеданс будет с 2 вершинами.

Ипенданс ФИ

Зная вершины и определив впадину можно понять как настроить фи.

К сожалению я не нашел своих графиков импеданса.

Но в совокупности с программами проектирования сабвуферов можно понять исходя из графиков на какую частоту настроен фазоинвертор.

Так же хочу добавить, фазоинвертор добавляет групповое время задержки на низких частотах, но подгрузкой импульсной характеристики ГВЗ выраванивается.