Электростатический излучатель звука существует примерно столько же, сколько и более привычный динамический, однако по-прежнему является экзотикой и имеет не слишком большое количество адептов. И весь вопрос не в том, насколько хороша или плоха технология сама по себе, а скорее в том, как правильно ее «приготовить».

И пока большинство производителей предпочитают не ломать голову над этой проблемой, занимаясь более простыми и предсказуемыми динамическими излучателями, находятся и те, кто работает с электростатической технологией весьма успешно и не видит в этом никаких технологических сложностей. Речь идет, конечно, об инженерах компании MartinLogan, которые не одно десятилетие радуют нас новыми моделями электростатов — и с одним из их творений мы решили познакомиться поближе.

Свои методы

Электростатический излучатель в чистом виде — это тончайшая мембрана, расположенная между двумя металлическими решетками-статорами. При подаче высоковольтного напряжения, модулированного звуковым сигналом, между решеткой и мембраной возникает переменное электростатическое поле и мембрана приходит в движение.

Как показывает практика — делает это она куда точнее, чем диффузоры динамических излучателей, обеспечивая более линейную АЧХ и на один-два порядка меньший уровень искажений. Если не вдаваться в детали, электростатические излучатели выглядят идеальным решением для Hi-Fi.

Но если попытаться применить их для аудиофильских нужд на практике, появится немало технических проблем — тех самых, которые отпугнули от электростатов большинство производителей.

Первая проблема — воспроизведение низких частот. Чем ниже частота, тем больше должен быть рабочий ход диффузора. И если обычный динамик можно легко сделать длинноходным, обеспечив амплитуду диффузора в добрый сантиметр и даже больше, то мембрана электростатов имеет в разы меньшую рабочую амплитуду. Компенсировать отсутствие большого хода увеличением площади можно, но в этом случае даже для воспроизведения верхнего и среднего баса потребуется излучатель чудовищных размеров.

Справедливости ради надо сказать, что электростатический басовый излучатель существует — он реализован в одной из топовых моделей MartinLogan, но это тот самый фантастический High End, который балансирует на грани реального и разумного. А во всех остальных случаях инженеры компании используют куда более разумное и практичное решение — гибридную технологию.

В данной технологии средние и верхние частоты воспроизводит электростатический излучатель, имеющий разумные габариты, а нижние частоты вплоть до нижней середины воспроизводит один или несколько динамических излучателей.

Вторая проблема — направленность излучения. Плоская мембрана электростатического излучателя обеспечивает направленное излучение. Это совсем не заметно и не играет ни какой роли, если речь идет о наушниках, но весьма ощутимо при прослушивании акустической системы, которую придется направлять на слушателя еще более точно и строго, чем при использовании акустики, оснащенной рупорным или обычным купольным твитером.

С этой проблемой инженеры MartinLogan тоже справились, создав технологию CLS (Curvilinear Line Source) — электростатический излучатель, поверхность которого изогнута как секция установленного вертикально цилиндра.

Таким образом, сохранив линейность по вертикали, излучатель CLS дает равномерную отдачу по высоте и не обязывает пользователя манипулировать с высотой посадочного места, а изгиб мембраны дает рассеивание звука на 30° в горизонтальной плоскости, что обеспечивает зону комфортного прослушивания — достаточную широкую, чтобы разместить в ней более одного человека.

Такими методами электростатическая акустика MartinLogan была избавлена от основных проблем технологии, а дальше уже начинаются частности, которые лучше рассмотреть на конкретном примере.

Активные или пассивные?

Самый сложный и запутанный момент при классификации акустики MartinLogan — определить, являются они пассивными или активными. Сама электростатическая технология подразумевают подачу напряжения на статор, которое поступает не от усилителя, а от отдельного блока питания, что в некотором роде роднит эту акустику с традиционной активной. Но факт внешнего питания не отменяет необходимости использовать достаточно мощный усилитель, а значит, активной электростатическая акустика все-таки не является.

Дальше — еще сложнее. Как было упомянуто ранее, практически все электростаты MartinLogan являются гибридными вследствие того, что содержат дополнительную низкочастотную секцию с традиционными динамиками. И в модельном ряду компании есть две серии таких колонок: в старшей серии Masterpiece низкочастотная секция — активная, а в младшей ElectroMotion — пассивная.

Таким образом, во всех случаях СЧ/ВЧ-секция неизменно остается пассивной (но с внешним питанием, создающим электростатический заряд), а НЧ-секция может быть и активной, и пассивной. Попавшая в наш тест модель ESL X принадлежит к серии ElectroMotion, а значит — это полностью пассивная акустика.

Проверка комплектации

Итак, понемногу разбираясь с матчастью, мы наконец добрались до виновника торжества. Модель ESL X — флагман серии ElectroMotion — отличается от своих младших собратьев увеличенным размером электростатической панели и большим диапазоном частот, который она воспроизводит.

В абсолютных цифрах речь идет об электростатическом модуле размером 1 020х220 мм или почти четверть квадратного метра по площади, который работает, начиная с отметки 400 Гц. Особенностью фирменных излучателей является использование сверхтонкой лавсановой пленки и облегченной конструкции металлических решеток-статоров.

Изогнутый профиль излучателя играет положительную роль в плане повышения жесткости конструкции, поэтому проблем с надежностью и нежелательными вибрациями не возникнет. В результате, акустика на вид получилась легкой и изящной, а секция электростатического излучателя под определенным углом зрения выглядит прозрачной.

Диапазон 41–400 Гц воспроизводит пара 203-мм длинноходных динамиков с усиленными бумажными диффузорами. При взгляде строго в профиль можно заметить, что четыре стенки низкочастотной секции не параллельны.

Такая геометрия исключает возможность формирования стоячих волн, а оси излучения динамиков оказываются направленными не только в противоположные стороны, но еще и под разными углами к горизонту. На дне низкочастотной секции расположен порт фазоинвертора большого диаметра. Он работает благодаря высоким опорам-шипам. При необходимости шипы можно превратить в ножки с помощью резиновых защитных колпачков.

Излучатели согласованы посредством кроссовера, изготовленного по методу Vojtko и названному в честь одного из разработчиков компании MartinLogan. Суть метода заключается в рассмотрении всех электрических характеристик излучателей как неотъемлемой составляющей частотного фильтра.

Далее идут вполне традиционные методы — использование высококлассных компонентов фильтра и финальная доводка на слух в помещении аналогичном обычной жилой комнате. Для подключения акустики к усилителю используется две пары клемм, что в данной ситуации оправдано как никогда.

В две стороны

Прежде чем поговорить о звуке детально, имеет смысл обратить внимание на еще одну особенность электростатического излучателя — характер излучения. Поскольку решетки статора, между которыми располагается мембрана, имеют одинаковую перфорацию — это, фактически, дипольный излучатель, создающий впереди и позади себя звуковые волны одинаковой интенсивности.

При этом он не имеет корпуса, а значит, на ребрах излучателя происходит акустическое короткое замыкание, когда излучение от движения мембраны вперед встречается с аналогичным по силе, но противоположным по фазе излучением, возникшим при движении мембраны назад.

Таким образом, акустика излучает направленно вперед и назад, но имеет минимальное излучение в стороны и вверх, что, в свою очередь, минимизирует нежелательные первые отражения от стен и потолка. А отражение звука, исходящего с тыльной стороны акустики, дает те же преимущества, что и у любой другой классической дипольной конструкции — делает звуковую сцену более объемной и глубокой.

Модель ESL X при практически любом расположении способна создать объемную сцену с равномерным заполнением помещения звуком. Что характерно — за исключением небольших зон сбоку от акустики, во всем остальном пространстве звук получается одинаково громкий, четкий и разборчивый.

Но большой ошибкой будет считать, что заполнение помещения звуком — это все, на что способны и для чего предназначены электростаты. Потратив достаточно времени на поиск оптимального расположения акустики, можно добиться голографической, фантастически точной проработки стереокартины, с осязаемыми трехмерными звуковыми образами, имеющими реалистичные размеры и пропорции.

Но передать навык по грамотному размещению акустики представляется достаточно сложным. Учитывая дипольный характер излучения, в формировании звуковой картины активно участвует помещение — особенно, стена, находящаяся позади акустики, что, по сути, делает каждую инсталляцию уникальной.

Из общих наблюдений можно заметить, что, несмотря на изгиб передней панели, акустика все же сохранила ощутимую направленность — и зона, в которой звук будет идеально сфокусирован, вместит максимум двух человек. Чуть в стороне от нее уже заметно падение отдачи по верхним частотам, а звуковая сцена не кажется идеально четкой и голографически точной.

Второе наблюдение, применимое в различных условиях, — дистанция от тыльной стороны акустики до расположенной за ней стены. Оптимальное расположение привязано сразу к двум факторам: размерам помещения и расстоянию от акустики до точки прослушивания. По этой причине поиск оптимального расположения имеет смысл начинать от обратного процесса: поиска точек фокуса при различных вариантах установки.

Набранная таким образом статистика поможет найти оптимальное положение акустики относительно желаемого места прослушивания. Но будьте готовы и к тому, что ожидания не совпадут на 100% с возможностями — и наилучшая точка фокуса все-таки окажется не там, где бы вы хотели ее видеть.

Ну и последний совет — от Капитана Очевидность: акустика ESL X требует достаточно большого помещения для прослушивания. Колонки высотой полтора метра и визуально будут смотреться странно в 10–15-метровой комнате, и со звуком сделать что-то стоящее вряд ли получится.

При этом больших комнат эта модель не боится — от слова совсем. Ощущение избыточного звукового давления появляется гораздо раньше, чем удается выкрутить ручку громкости до предела, а искажения при этом не проявляются даже в намеках.

Больше чем обычно

Качество звучания — это тот критерий, который мы чаще всего привязываем к стоимости. «Играют колонки на свои деньги или нет?» — вот в чем вопрос! И скажем прямо: далеко не каждая High End акустика оправдывает ожидания, имея на то полное право — ведь речь идет о максимальном качестве за любые деньги.

Но в случае с MartinLogan ESL X, стоимость которых сравнима с недорогим легковым автомобилем, именно этот вопрос не возникает в принципе. Степень прозрачности и детализации звука настолько высоки, что любой ценник будет казаться нормальным при условии, что источник и усилитель позволят это услышать. И это очень важный момент при оценке звучания электростатов, поскольку фактический уровень искажений, вносимых акустикой, может оказаться ниже, чем у компонентов — и именно их недостатки будут слышны.

Важно и то, что исключительная детализация сочетается с ровной фазовой и частотной характеристиками, а не акцентами в отдельных областях АЧХ, как это бывает в некоторых студийных мониторах и домашних колонках. И даже сочетание электростатического диполя с диполем динамическим, работающим в том числе и в области нижней середины, ровным счетом никак не повлияло на качество.

Стык полос не заметен — низкочастотная секция неотличима по характеру звучания и не определяется в пространстве как отдельный источник звука. Отчасти этому способствует достаточно большая дистанция прослушивания, однако основной вклад вносит продуманное взаимное расположение излучателей в пространстве и относительно друг друга — ну и, конечно же, фирменный кроссовер.

Акустика также примечательна отличной микродинамикой и цельностью звучания. Наиболее интересен тот факт, что требуя высокого качества от электроники, акустика на удивление лояльно относится к качеству контента. Мастеринг попроще и низкобитрейтное потоковое аудио слушать можно — и оно не вызывает дискомфорта и органического неприятия, как это нередко бывает на системах, обладающих высокой детальностью.

Если отнестись к звучанию максимально строго и требовательно, слабые стороны у MartinLogan ESL X также можно обнаружить. Например, металлические звуки передаются смягченно — даже при прослушивании в точке фокуса. Это можно заметить в сравнении со звучанием ленточных и, скажем, алюминиевых купольных твитеров. От этого звон металла и звучание медных духовых передается несколько смягченно и не так естественно, как, например, звучание голоса или деревянных духовых.

Еще одна особенность: яркие и хлесткие звуки — например, удары по малому барабану — воспроизводятся подчас уж очень деликатно. Иногда даже кажется, что разработчики специально все организовали таким образом, чтобы акустика не доставляла слушателю дискомфорта.

Для прослушивания камерной классики, барочной музыки или спокойного джаза в духе Норы Джонс характер акустики подходит превосходно. Слушал до мелочей знакомый «Сome Away With Me» — саунд настолько текучий и обволакивающий, что буквально осязаем. Схожие ощущения вызывает и аналогичная по характеру электронная музыка — например, Dido или Moby.

Особые впечатления доставила музыка восьмидесятых. Все эти гейтированные барабаны и аналоговые электронные звуки воспроизводятся очень органично. И даже звучание рока, записанного в те годы, воспринимается абсолютно цельным. Надо ли говорить, что альбомы вроде «Brothers in Arms» и «In The Air Tonight» можно слушать бесконечно — и каждый раз пробирает до глубины души.

Современные записи разных жанров впечатляют уже другими свойствами: превосходной детализацией, безграничным ощущением пространства или, напротив, нарочито низкокачественным мастерингом, который в исполнении MartinLogan ESL X ощущается исключительно как красивый художественный прием — нечто цельное и завершенное. И вне зависимости от того, в каком стиле выполнен мастеринг, каждое талантливое и искреннее исполнение берет за душу не хуже, чем пластинки, проверенные десятилетиями.

С репутацией эстетов и неженок эта модель успешно борется, воспроизводя самые энергичные форматы танцевальной музыки и самые тяжелые направления индастриала. Очень интересно было слушать экспериментальную музыку, записанную в высоком качестве — например, альбом «Unicorn» Therr Maitz, в котором легкий инди-рок соседствует с хитрой электроникой и замороченным фри-джазом.

Ни один трек из альбома не стал проблемой для MartinLogan ESL X — и неизменно радовал превосходным звучанием. На такое способна не каждая акустика — даже из высшей лиги.

Выводы

Акустика MartinLogan ESL X обладает эталонным сочетанием высокой детальности и ненавязчивой подачи. С одной стороны, в ее исполнении хорошо слышно как плюсы, так и минусы записей, но с другой стороны — воспринимаются исключительно положительные черты, и даже из самых скромных релизов акустика способна вытащить суть, энергетику и эмоциональный заряд. Неагрессивный характер звучания идеален для длительного прослушивания — как вдумчивого, так и фонового.

Не стоит сбрасывать со счетов и исключительно эффектную внешность акустики. Они способны влюбить в себя одним только дизайном — а тут еще и со звуком все очень интересно. Похоже, это джекпот!

Превосходная детальность и микродинамика, максимально комфортное звучание, эффектный дизайн.

Раскрываются при наличии высококлассных компонентов, сложно найти идеальное место для установки.

MartinLogan ESL X

420 000 рублей (отделка черная матовая), 470 000 рублей (отделка черный глянец)

Акустическое оформление СЧ/ВЧ: открытое

Акустическое оформление НЧ: фазоинвертор

Количество полос: 2

СЧ/ВЧ излучатель: 1 020х220 мм, электростатический

НЧ динамики: 2 х 203 мм, бумажный конус

Диапазон частот: 41–22 000 Гц

Частота раздела кроссовера: 400 Гц

Чувствительность: 91 дБ

Импеданс: 6 Ом

Рекомендованная мощность усилителя: 20–400 Вт

Габариты: 238х1 503х526 мм

Масса: 23,6 кг