Сейчас в экспертном аудио любые измерения не в фаворе. АЧХ там всякие, графики импедансов и прочие вещдоки. Увы, мода на науку прошла. И не только мода ;)))

Однако дабы "стать богатым за неделю", разумно придать наукообразие рекламным посылам, поскольку даже очень красивая фасадная картинка приедается, а приторные увещевания-внушения перестают срабатывать.

Для проверки работоспособности (а так же настройки) реанимируемых-возрождаемых магнитофонов целесообразно заполучить АЧХ, причём как экспертам, так и пользователям.

проспект Maxell 1986 [предоставлен О.Лебедевым] : при -20 дБ - "частотка" ровная, а вот выше ...
загиб ВЧ при высоких уровнях - на всех лентах!
ну и кривую нарастания искажений (THD) полезно взглянуть

Дело в том, что магнитная лента (даже широченная и толстенная и даже на 38-й скорости) имеет нелинейную АЧХ по определению. Благодаря чему позволяет осуществлять частотно зависимую динамическую компрессию. И если на уровне -20 дБ относительная линейность присутствует, то при 0 дБ и выше на ВЧ происходит загиб. Для кассетных дек опорный уровень (соответствующий 0 дБ согласно последнего стандарта) составляет 250 нВб/м, для катушечников - выше, но сути это не меняет. На ВЧ лента неминуемо входит в насыщение, сколько магнитного потока не вкачивай. Причём собственный шум намагничиваемой ленты (так называемый Bias) тоже растёт с частотой.

Самый корректный способ получить АЧХ ленты/магнитофона: записать свип (плавное изменение частоты) и при воспроизведении его алгоритмически проанализировать. Или анализировать на лету для аппарата с раздельными головками записи и воспроизведения, воспользовавшись, в частности, несложной бытовой прогой NAK T-100 . Кстати, в недавней версии был реализован чистый свип, а до этого лишь весьма удачная интерполяция по точкам, полученным по пакетам волн разной частоты:

АЧХ кассеты SONY HF-60 - у ленты пониженная чувствительность (-2 дБ), змейка на НЧ - следствие специфики обтекания лентой головки

Для оперативной оценки АЧХ применяют белый шум (равномерно распределённый по частоте), усредняя мгновенные спектры во времени, чтобы сгладить излишнюю рябь:

АЧХ по белому шуму - кассета SONY HF-60: 5я перезапись, началась деградация ВЧ на левом (крайнем) канале

Для упрощённой экспресс оценки АЧХ иногда (для проверки на очень грубые отклонения) можно использовать розовый шум (спадающий по амплитуде с ростом частоты):

со 100 Гц до 10 кГц амплитуда розового шума уменьшается на 20 дБ

В целях удобства визуального анализа восстанавливают "горизонтальный" спектр математической "линеаризацией" (функцией, обратной наклону розового шума в логарифмическом спектре):

та же кассета SONY HF-60 : АЧХ, восстановленная из розового шума

Как видим, применение розового шума с "обраткой" даёт прибавку на ВЧ около 2 дБ (а ближе к 20 кГц даже более). Откуда берётся эта накачка? Дело в том, что на высоких частотах соотношение сигнал-шум при снижающейся амплитуде сигнала ухудшается критически. Упрощённо говоря, "обратка" тупо выковыривает шум из ленты, подмешивая его в "сигнальную" АЧХ.

Если по уму, то для полноты картины следует измерить АЧХ на нескольких уровнях записи, что свипом, что белым шумом:

АЧХ катушечной ленты СВЕМА И4406-6-11, запись и воспроизведение на Revox A77: 0 дБ -> 250 нВб/м
экземпляр автора

Конгруэнтность линий АЧХ на разных уровнях записи свидетельствует о классе магнитофона, а отсутствие раннего завала на ВЧ - ещё и о классе ленты.

Речь про бытовые аппараты, о студийных - разговор особый. У оных и 520 нВб/м не предел (и не за счёт искажений). Кстати, стоковый Revox A77 не может похвастаться огромными нановеберами, к тому же индикатор очень специфический.

Конечно, многое зависит от свойств ленты. Так, продвинутый псевдо-хром (кобальтированный) на нижних уровнях записи обеспечивает подъем на ВЧ:

АЧХ кассетной ленты SONY UX-S на деке SONY K-222ESJ

И всё бы расчудесно, но измерять АЧХ на разных уровнях при проверке ленты/магнитофона - дело муторное. Велик соблазн сию процедуру ускорить и упростить.

Поэтому на подмогу старому доброму аналогу и его седеющим владельцам предлагается завлекательная оценка АЧХ посредством розового шума. Важный момент! Прописать розовый шум на ленту способен даже заурядный маг и аж в +10 дБ! Искажений то при этом не проконтролировать и синфазность каналов не проверить;)))

Использовать розовый шум как бы "рекомендовала" сама IEC, когда в приснопамятном новом стандарте для кассет натягивала сову на глобус в угоду производителям. Но что делать с задиром АЧХ на ВЧ от "обратки" в лоб? Корректировать АЧХ практически вручную с помощью навязанной покупателю дополнительной софтины !!! ;))) Ловко? А як же!!!

Самое хитрое, что из всех тестовых лент/кассет замутить "частотную" с розовым шумом проще пареной репы. Записать без кривизны ленту для проверки уровня или азимута головки намного сложнее, а уж для проверки АЧХ воспроизведения тем паче.

Экземпляр автора

И самое ловкое по щелчку пальцев приподнять ВЧ на АЧХ, когда шибко прижмёт!!! И вот уже пронырливые "обслуживатели" магнитофонов показательно проверяют их функционирование по розовому шуму, зомбируя зевак наукообразностью процесса.

"Розовая" АЧХ деки Nakamichi BX-300E : одна клеточка по ординате = 1 дБ
корректная АЧХ деки Nakamichi BX-300E c лентой TDK SA
АЧХ немного иначе настроенной деки Nakamichi BX-300E c лентой BASF FE1

Дюже резвые "розачи" (сторонники розового шума) умудряются высосать из пальца огроменный подъем на ВЧ. Но зачем? А затем , что большинство магнитофонов/дек теперяча с подпиленными головками и нещадно валят ВЧ. Купить новую - дорого, к тому же, еще надо сильно постараться найти неотбракованную. А тут, хлоп, и готово!!! Налетай, подешевело! Было - рубль, стало - два!!!!

PS

Побочка, как и раньше, классическая. Развод покупателя на деньги.

http://pureanalogue.su/index.php/en/catalogue/audio-cassettes/maxell/maxell-model-row-brochures/595

https://apps.microsoft.com/detail/9n7m13ccwp87?rtc=1&hl=ru-ru&gl=RU

https://dzen.ru/a/Z4jItEnbyVf3FR-d

http://www.ant-audio.co.uk/Tape_Recording/Graphs/FR/album/index.html

https://www.nakamichi.by/2015/03/stereo-cassette-deck-nakamichi-bx-300e_15.html