Wharfedale — бренд популярный, наши аудиофилы и меломаны знают его не один десяток лет. Был момент, когда он ненадолго ушел с горизонта, но теперь вновь на виду и на слуху. Вот только последние несколько лет я довольствовался исключительно поверхностным прослушиванием новинок на выставках, а до полноценного знакомства добрался только что. И сразу классика — серия Diamond — правда, в миниатюрном формате. Модель Diamond 11.1 — это средние из трех полочников в линейке и довольно-таки компактные АС в целом.

Подробности

Производители Hi-Fi иногда бывают на удивление скупы на технические комментарии, словно в самом названии материалов и технологических решений кроется некий страшный секрет. К счастью, Wharfedale не из таких: про свои Diamond они рассказывают побольше, чем порой удается услышать про сложнейшую акустику High End. Изучать все это довольно интересно, тем более, что одиннадцатая серия заметно отличается от предыдущей десятой и всех, что были до того. Естественно, все изменения подаются разработчиком исключительно в положительном ключе, как очевидные улучшения, но мы-то знаем…

Без грилей новые Diamond 11 похожи на предыдущие Diamond 10, стоящие на заднем плане

Итак, внешность осталась вполне узнаваемой: выгнутые стенки корпуса, СЧ/НЧ-динамики с плетеными диффузорами. Дизайн вполне типичен. Диффузор сделан из классического для Diamond-ов кевларового волокна, зато подвес совершенно новый — вместо резины используется полиуретановая пена. По словам разработчиков, это дает большой рабочий ход без искажений и отклонений от поршневого режима работы. Соответственно, и звуковая катушка имеет большую длину, а керн магнитной системы оснастили медным кольцом Фарадея, чтобы выровнять интенсивность поля в зазоре. Сам магнит также весьма крупный для столь компактного излучателя. Конструкция корзины динамика с большим количеством окон призвана обеспечить высокую жесткость в сочетании с максимальной ее прозрачностью для потоков воздуха, возникающих при интенсивном движении диффузора. Все эти ухищрения, конечно, не напрасны, ведь для того, чтобы работать эффективно и басовито, небольшой 13-см динамик обязан иметь солидный рабочий ход.

Наличие гриля радикально меняет внешний вид

В твитере также используется керн с медным кольцом Фарадея для выравнивания магнитного поля, но его центральная часть имеет сквозное отверстие, отводящее воздух из-под мягкого купола назад в специальную камеру, что должно снизить искажения и уменьшить эффект компрессии при интенсивной работе твитера. Кроссовер акустики собран по принципам, явно заимствованным из сферы High End. При его настройке был проведен точный подбор номиналов, но, кроме того, инженеры подбирали тип компонентов кроссовера и даже корректировали топологию платы для наилучшего звучания.

Множество колец пластика, окружающих твитер, увеличивают его визуально

Корпус акустики весьма непрост: помимо использования выгнутых боков, избавляющих от переотражений и повышающих жесткость конструкции, сами стенки корпуса являются многослойными и склеены из материалов с различным коэффициентом внутреннего демпфирования. На стенках корпуса наклеен специальный материал, поглощающий звуковые колебания в широком диапазоне частот. Особая гордость — сложное акустическое оформление. Фазоинвертор направлен вниз и излучает он в щель между дном акустики и жестко закрепленным на нем подиумом. Таким образом, внутри корпуса находится типовая труба фазоинвертора с расширяющимся наружу портом, а снаружи мы имеем уже щелевой порт с направленностью 360 градусов. Подобные решения можно встретить в крупных напольных колонках, но в миниатюрных (да еще и бюджетных) полочниках это совершенно неожиданное решение. Разработчики заявляют, что такой порт позволяет существенно усилить отдачу в басовом диапазоне, а маленьким полочникам это уж точно не повредит.

Практика

На фоне подробнейшего описания всех деталей создается ощущение, будто перед нами акустика стоимостью в 5-10 раз больше, чем она стоит на самом деле. Технологии заявлены серьезные, но не будем все-таки забывать, что перед нами бюджетная модель, а значит, есть и компромиссные решения. Так, например, вставка в центре СЧ/НЧ-динамика пулевидной формы — пластиковая и вклеена в диффузор как пылезащитный колпачок. А еще, на мое мнение, внешний вид динамика портит наклейка подвеса поверх кевлара. При диаметре 130 мм в принципе кевлар мало видно, а тут еще подвес вокруг… Вероятнее всего, это чисто технологический момент, и подклейка подвеса снизу не дала бы желаемой амплитуды движения диффузора или как-то еще негативно повлияла на ситуацию. Наконец, попытка прикрыть все это грилем у меня вызвала недоумение, поскольку гриль имеет выступ в нижней части, закрывающей часть логотипа. Возникло ощущение, что дизайнеры гриля и акустики — разные люди, которые не встречаются и не общаются между собой.

Классический мягкий купол калибра 25 мм

А вот дизайн задней панели реализован отлично. Скромная пара клемм, закрепленных на узкой площадке, смотрится прекрасно — ведь кому-то в голову пришла светлая идея расположить ее вертикально, и получилось стильно и необычно. Качество отделки и сборки также не разочаровало: глянцевый черный лак хоть и вышел из моды, но тем не менее выглядит опрятно и мажорно.

Впрочем, говоря об акустике, придираться стоит к звуку, а не к внешнему виду. И тут, кстати, все тоже очень интересно и неоднозначно. С первых нот удивляют две вещи. Первое — как разработчики умудряются уже десятки лет сохранять единый и абсолютно узнаваемый звуковой почерк? А второе — как из этих маленьких колонок удалось выжать столько баса?!

Традиционный для серии Diamond кевлар окрашен в черный цвет

Первое мое знакомство с акустикой Wharfedale Diamond состоялось в начале нулевых, и с тех пор в память врезался их специфический характер с насыщенным полновесным басом и красивой, тембрально богатой нижней серединой. Точно такой же характер я услышал и сейчас. Фирменное «варфедейловское» звучание идеально подошло для голоса Леонарда Коэна, который звучал настолько наполнено и реалистично, что невозможно было понять, играют ли бюджетные полочники или дорогой и полноразмерный High End. Басовые ноты в «In My Secret Life» звучали очень убедительно — опять же казалось, что слушаю напольники.

Щель, идущая вокруг основания акустики, это продолжение встроенного внутрь фазоинвертора

Однако дальнейший перебор контента многое поставил на свои места. Женский вокал ZAZ оказался уже не столь насыщенным и убедительным. На композиции «On Ira» полочники показали себя в полном соответствии бюджету и размеру: голос и живые инструменты играли несколько упрощенно, а основной акцент пришелся на вокал и ритм секцию. Верхних частот при этом было немного, и в итоге гитары получились не столь звонкие, как хотелось бы. Но при этом в звуке осталась еще одна фирменная черта Wharedale — энергия и драйв, а это в случае с ZAZ ох как важно! Так что итог все равно положительный.

Качество материалов и изготовления нареканий не вызвало и выглядит тоже очень прилично

С танцевальной электроникой и рэпом дела обстоят очень неоднозначно, поскольку отдача акустики в басовой области имеет резкий спад. Фактически мы имеем четкую границу, ниже которой баса практически нет, а выше которой он абсолютно полноценный и мощный. Вот и получается, что одни треки играют будто бы на больших напольниках, а другие (с очень низкой басовой линией) — чересчур легко, как на компактных полочниках. Драйв передается в обоих случаях, так что если добавить сабвуфер с быстрым откликом, получится прекрасная система даже для вечеринок.

Простые по сути своей клеммы развернули вертикально, что освежило дизайн

Ожидаемо хорошо колонки справляются с роком, особенно блюз-роком и прочими ритмичными жанрами. Вполне гармонично, хотя по характеру несколько темно, тепло и олдскульно прозвучали хиты Dire Straits. На альбоме ZZ Top «La Futura» верхних частот оказалось неожиданно много, временами тарелки даже пытались солировать. Но с передачей энергетики снова все в порядке — качают с первых нот. Гитары на соло в меру остры и пронзительны, а бас в должной степени расхлябанный и грязный (строго по характеру записи, хочется заметить, без какой-либо отсебятины со стороны колонок). Глубины нижних частот, как и в некоторых танцевальных треках, тут не хватило, и вновь захотелось добавить саб.

На корпусе каждой колонки есть недвусмысленное напоминание: перед вами настоящий британский Hi-Fi

А вот где Wharfedale Diamond 11.1 оказались полноценны без дополнительного НЧ-звена, так это на классической музыке. Симфонические произведения, конечно, не развернулись в полный размер, но пропорции звуковых образов все же существенно превосходили ожидания, а камерная музыка и оперные арии эти колонки отыграли на пять. Особенно понравилось, как они подали экспрессивный и напористый вокал Лучано Паваротти. Звук был в меру острый и жесткий, но дискомфорта не вызывал; оркестровое сопровождение заполнило пространство вокруг, создав мощный фундамент для вокальной партии.

Выводы

Полочники Wharfedale Diamond 11.1 оставили двойственное впечатление. При том, что 11-е поколение звучит ровнее и более сбалансированно, нежели предыдущие, фирменный звуковой почерк остался ярко выраженным, что неизбежно делает акустику жанровой. Для ценителей фирменного саунда это будет однозначно интересный апгрейд системы, а неофитов наверняка привлечет способность Wharfedale Diamond 11.1 подавать музыку с хорошим драйвом. Для танцевальных стилей и рока это весьма подходящее решение даже в режиме стерео, а при поддержке сабвуфера можно устроить вполне нормальную дискотеку. Главное — не забыть подобрать усилитель под стать, мощный и динамичный.

Отличная передача баса и нижней середины, хороший бас для своих габаритов, энергичное и выразительное звучание

Неравномерная отдача на верхних частотах, избирательны в жанрах, низкая чувствительность

Wharfedale Diamond 11.1

24 000 рублей

Количество полос: 2

Акустическое оформление: фазоинверторное

Диапазон частот: 55-20000 Гц

ВЧ динамик: 25 мм тканевый купол

СЧ/НЧ динамик: 130 мм, кевларовый конус

Чувствительность: 87 дБ

Импеданс: 8 Ом

Рекомендуемая мощность усилителя: 25-125 Вт

Габариты: 194х310х285 мм

Масса: 6,8 кг