Люди, идущие утром на работу в центре Москвы, никак не ожидают того, что их будет сопровождать саундтрек. Причем из хороших, любимых песен. Они слышат знакомые мотивы и риффы, рефлекторно крутят головой и… останавливаются. В переходе на станции «Китай-город» играют The Beatles. Что???
Ну, конечно, не сами The Beatles. Хотя есть леворукий «Пол» со «скрипкой». Но приглядишься — слишком уж юные лица над знакомыми темными безлацканными пиджачками. Если поинтересоваться, то окажется, что это группа Beatlove — профессиональный битл-трибьют.
В то же время на других станциях кто-то поет под акустическую гитару или же играет на электропианино, а также, возможно, на гуслях, warr-гитаре (у меня на «Фрунзенской»), скрипках, альтах, электровиолончелях, флейте сякухати и бог его знает на чем еще. Так несколько лет назад случился большой сход «неформатных» музыкантов в метро. Проект так и назывался: «Музыка в метро».
Лично я не фанат такого дела. По-моему транспортное средство — это средство именно что транспортное, а музыку надо слушать осмысленно. Но так получилось, что за некоторыми артистами я наблюдаю уже около пяти лет. Среди них вышеупомянутые Beatlove и певица Саша Таер.
Первые принимают участие во всех (около)битловских мероприятиях и даже выступают в больших залах с симфоническом оркестром. Саша же профессионально преподает вокал и готовит авторский альбом, треки которого разнятся от фолка до хип-хопа. Эти артисты сильно выросли. Насколько им помогло метро?
Об этом я поговорил с Сашей Таер и Сергеем Родыгиным («Джон» трибьют-группы Beatlove).
Как вы попали в проект? И зачем?
Сергей: Кто-то из группы увидел информацию в интернете, что идет прием заявок. Решили, что это был бы неплохой пиар-ход, да и просто забавно. Западло ли нам как профи? Да нет. Не такие уж мы профи (смеется). Во всяком случае, не были ими на тот момент.
Саша: Кажется, в метро появилась реклама проекта, и все друзья стали мне советовать: сходи. Я и пошла. А там кастинг. Две минуты поешь песню. Благодаря кастингу в метро попали только самые профессиональные и хорошо подготовленные музыканты. Это не лабухи и не уличные buskers.
Важен был прямой контакт с публикой: многочисленной и разной. У любого художника есть опасность творить для себя, а если есть контакт с людьми, то ты никогда не сможешь этого забыть и никогда уже не будешь делать только для себя. Знание того, что нужно людям — именно его дало мне метро.
Помните ли свое первое выступление? Какие чувства?
Сергей: Сразу же вылезло много чисто технических сложностей — например, припарковать машину в подворотне; переодеться там же; дотащить барабаны, гитары, усилители и спуститься со всем этим в метро. Но результат сразу же порадовал: людям было в диковинку видеть такое представление. Все останавливались, глазели, снимали видео. Серьезная пробка образовалась!
Саша: Такое забудешь! В самый первый день мы с моим гитаристом по имени Роман приехали, как и было запланировано, на «Полянку», и увидели там съемочную группу телевидения. Оказалось, телевидение снимает именно сегодня именно про этот проект. И именно тут. Так я неожиданно попала на «Москву-24». В небольшом интервью им я сказала то же, что и тебе: я хочу петь для людей! А пели мы в тот день, в частности, Depeche Mode.
Каково это вообще: выступать перед публикой, которая не хочет слушать или даже раздражается на музыку и музыкантов?
Сергей: А вот, кстати, не было такого ощущения! На все наши выступления в метро публика реагировала очень тепло.
Саша: Так в этом и есть сила музыки: не хотел слушать, не собирался, но — остановился и…
Я вот все-таки попала в лучший момент: дело новое, самое начало, не занудно и не бесяче. Удивительно! У наших слушателей шок, что вживую поют-играют. Люди буквально вырывали микрофон: проверить, не пропадет ли звук? Думали: запись. Люди привыкли к тому, что у нас вживую никто петь не умеет и что везде фанера. А тут видят: правда, есть реальные певцы, которые делают все по-настоящему.
Приставали ли поклонники/поклонницы, прочие психи — и что с этим приходилось делать?
Сергей: Было и такое (улыбается). Но, на счастье, с нами была наш директор Оксана. Она помогала разруливать все эти моменты.
Саша: Мужичок интеллигентный подходит: «а можно, я потанцую?» Мне-то что — валяй. Он не пьяный, ничего, но стал так отрываться, так выделываться, как бухой — и даже головой о стену ударился. Народ уже не столько слушал мое пение, сколько снимал на мобильники его танец! Вдруг он остановился, спокойно говорит: «Большое вам спасибо за доставленное удовольствие». Положил купюру и ушел твердой походкой. Вот что это было?
Один раз все-таки пришлось полицейского позвать — какой-то псих именно что домотался. Но это единственный случай, а так вообще никакого хейта. Несколько бабушек напряглись от громкой музыки. И все. А люди очень милые! Прикинь, мне приносили цветы, еду, конфеты…
Был ли у вас до того опыт выступления на улицах, импровизированных площадках, т.е. опять-таки для неподготовленной публики?
Сергей: Я в юности «стритовал» с гитарой в подземных переходах. Но именно с группой это был первый опыт.
Саша: Я пробовала разочек петь на улице, но там совсем другая акустика, там нужен нормальный аппарат. В метро она есть, акустика. На улице все иначе.
Вообще, у меня был очень богатый опыт: от кафешек до корпоративов, от праздников и тематических ивентов до шоу воздушных гимнастов. То есть везде какой-то определенный не мною контекст. А хотелось петь свое и выглядеть как нормальный человек, а не в дресс-коде тематического ивента.
Как много часов/дней вы в итоге выступали в метро? Превратилось ли это в настоящую работу во всех смыслах?
Саша: Я – полностью два первых сезона. Полтора года по четыре дня в неделю по два часа. Это же как тур! Я очень устала. Поняла, что надо что-то другое делать, выйти на новый уровень. Здесь я отдала все. Решилась уйти писать альбом. Болезненное решение: к публике привыкаешь. Можно было остаться, но я не люблю паразитировать на достижениях — я люблю расти.
Сергей: Мы выступили всего раза три или четыре — отказались, увы, ибо приходилось таскать много аппаратуры. Все-таки мы группа для обычных площадок.
Удалось ли что-то заработать, повысить узнаваемость или нарастить количество поклонников в соцсетях?
Саша: Поначалу даже по деньгам было отлично! За два часа — тысяч десять рублей… Правда, я пою не «на отвяжись», а на результат, полностью выкладываюсь в концертном режиме. В кафешке примерно столько платят. Если вообще платят: так-то в основном там гонорар — процент от проданных билетов.
Сергей: Серьезных денег мы не заработали, но пользы извлекли немало. Видеоролик с нашим выступлением в метро появился в популярном интернет-сообществе и произвел там фурор. Появлялись даже комментарии в стиле: вы — жулики, поете под фонограмму настоящих битлов!
Насколько итоговый результат отличался от запланированного? Может быть, выскочила какая-то побочная непредсказуемая выгода?
Сергей: Честно говоря, не ожидали ничего, а результат порадовал! Про видеоролик я уже сказал, а еще именно в метро нас увидел концертный промоутер, благодаря которому мы потом съездили на гастроли в Прибалтику. Да и вообще стали ездить на гастроли за рубеж.
Саша: Я хотела спеть для людей, разных и случайных людей — и это получилось. «Чего хочет народ?» — вот какая мысль меня волновала. Но как это понять, где этому научиться? Наверное, именно для этого у нормальных людей есть продюсеры. Но я-то дикая, и у меня не может быть никакого продюсера из-за моего характера.
И да, я не искала вообще никакой выгоды! Шла, куда душа звала. Но то, что я получила — просто бесценно. Нигде бы я так не выросла.
Моя песня «Останься» — я записала ее, сняла, выложила. И песня живет сама по себе, запись работает, так что я не обязана «рожать ежа», каждый раз исполняя ее. Не понимала, что надо делать треки точнее. Я так сильно хотела петь, что мне было все равно — где угодно. Но надо делать треки!