Для любого виниловода выбор головки звукоснимателя — это всегда ответственный и непростой процесс. Конечно, если бюджет позволяет все что угодно в любых количествах, тогда проще. Но это единичные случаи. А всем остальным приходится думать и просчитывать варианты.
Сейчас я рассмотрю один весьма жизненный вопрос: стоит ли ограничиваться только новыми головками или можно, а может, и нужно подаваться в винтаж и как это делать, на что стоит обращать внимание. Точнее, не только в винтаж, но вообще стоит ли связываться с покупкой головок на вторичном рынке.
Сразу скажу — на мой взгляд, стоит. Но со знанием дела и учетом массы моментов. Почему? Если посмотреть на современные головки как некую общность, то картина получается очень пестрая. Есть и дешевые, и средние, и очень дорогие, но далеко не всегда сейчас цена говорит о том, что головка будет звучать адекватно затратам на ее покупку. Немало моделей дорогих, с какими-то специфическими особенностями, типа корпусов из редких пород дерева или намотки катушек золотым проводом. Кстати, есть примеры именно таких головок,
и притом отлично звучащих, а есть и экземпляры со странностями. В целом, по моим наблюдениям, сейчас продается больше головок именно со странностями, нежели с объективно хорошим ровным характером звука. Лет 25—30 назад такой «эзотерики» было значительно меньше, конкуренция заставляла производителей работать именно над звуком, а не над какими-то таинственными завлекающими составляющими. Впрочем, и среди современных головок, повторюсь, есть замечательные модели, правда, не всегда с гуманным ценником. Но первый вывод уже есть — учитывая соотношение цены и качества, головки тех времен, когда винил был основным носителем, списывать со счетов не стоит. Хотя я бы не стал углубляться больше чем до 70-х годов (те же головки из 50-х — совершенно отдельная история, за ними тянутся проигрыватели и тонармы из тех же лет, да и более молодой винил в таких трактах чувствует себя странно). Конечно, у этой техники есть ценители, но это совсем отдельная история.
Если рассматривать винтаж вполне еще живой по состоянию, то можно найти множество интересных вариантов, притом совершенно необязательно охотиться на какие-то культовые модели — это может оказаться дороже, чем покупка серьезной современной головки. К тому же риски износа иглы, потери эластичности демпферов и прочие дефекты при этом никуда не денутся. А когда речь идет о чем-то, на что есть высокий спрос и где крутятся не самые маленькие суммы, вероятность встретить нечестного продавца выше. Оценить же состояние головки заочно сложно, даже по очень хорошим фотографиям. Также не факт, что в посылке окажется именно то, что было на фото. Поэтому, решаясь купить что-то «заочно», стоит учитывать все возможные риски и изучить по возможности репутацию продавца.
Но в остальном — если серьезно подойти к делу, то можно приобрести немало интересного, к тому же во вполне рабочем состоянии, даже неиспользованные головки — не такая уж большая редкость, хотя тут многое зависит от конкретной модели.
Также вполне заслуживают внимания головки современные, но б/у — все-таки головка такая вещь, что даже если она поиграла 50 ч, ее просто неприлично продавать больше чем за половину цены. Ведь доказательств этих именно 50 ч не существует. Определить степень износа — второй вопрос после выбора какой-то конкретной модели, которая вам нужна. Правда, не существует 100-процентного варианта все проверить. Даже прослушивание может показать идеальный звук, но не докажет, что этого звука не осталось на 200 ч. Остается учитывать косвенные данные — внешний вид, следы неоднократного крепления, загрязнение внутренних конструкций, ну и, повторюсь, репутацию продавца. Но, по моему опыту и многочисленным наблюдениям за знакомыми, при грамотном подходе вероятность проблем не более 10%. Иначе говоря, риск есть, но он часто оправдан.