Пришло время поговорить о частотах звукового диапазона, которые являются своеобразным фетишем, особенно для тех, кто только начинает приобщаться к миру высококачественного аудио. Речь пойдёт, как вы, наверное, уже догадались, о басе, но преимущественно в плоскости персонального аудио. Как много баса должно быть в наушниках? Почему именно пользователи наушников рискуют стать басовыми наркоманами, чем это чревато? И самое главное — как встать на путь истинной аудиофилии?
«Здравствуйте, меня зовут Максим и я слушал музыку в наушниках с раздутым басом», — так стоит начать этот материал, поскольку пристрастие к мощным басам сродни наркомании: легко подсесть, но трудно вернуться к нормальной жизни.
В обычном Hi-Fi и даже в автомобильном аудио дела обстоят несколько проще. Если в шкафу зазвенела посуда, а в машине задребезжала обивка, всем понятно, что с басом немного перестарались. Что касается прослушивания музыки в наушниках — тут всё не столь очевидно. Можете провести незамысловатый эксперимент: добавьте в эквалайзере бас и послушайте музыку минут пять-десять. Поначалу будет непривычно: звук тяжелый, глухой, давящий, возможно, даже вызывающий физический дискомфорт. Но через некоторое время мозг адаптируется, и возвращение к ровному звуку будет сопровождаться серьёзной ломкой — баса будет сильно не хватать, даже в том случае, если изначально его глубина и количество были оптимальными.
Историческая справка
Всё началось с понятия качественного звука, которое подразумевало не только низкий уровень шумов и искажений, но и охват максимально широкого диапазона частот, чем не могли похвастать наушники в начале эпохи портативного аудио. Из всех преимуществ Hi-Fi, бас — наиболее понятный и очевидный плюс, поэтому именно он стал для многих покупателей одним из ключевых признаков качественного звука. А тут ещё в моду вошел хип-хоп, а вслед за ним и танцевальная клубная музыка.
Маркетологи быстро зацепились за эту идею, создав всевозможные технологии усиления баса. Bass Boost, Extra Bass, Mega Bass и тому подобные надписи на плеерах и наушниках быстро убедили потребителя, что в хорошей портативной технике баса должно быть много или очень много.
Но между более глубоким басом, который предлагала Hi-Fi техника, и технологиями усиления баса, которые использовали в плеерах и наушниках, на самом деле нет ничего общего. Глубокий бас — это возможность аппаратуры воспроизвести чуть больше нижних нот, чем мы слышим обычно. Понимая, что неподготовленного человека удивить этим будет довольно сложно, а технику при этом придётся совершенствовать довольно серьёзно, маркетологи пошли по пути подмены понятий. Технологии усиления баса не расширяли частотный диапазон в сторону более глубокого баса, они просто форсировали имеющийся средний или верхний бас, чтобы он звучал громче остального диапазона частот. С точки зрения качества звука, это вовсе не плюс, а скорее большой минус, ведь увеличение громкости одной части воспроизводимого диапазона частот приводит к нарушению тонального баланса.
Народу нравится
Однако, имея возможность регулировать количество баса с помощью эквалайзера или специальных технологий, пользователи чаще всего выбирают именно басовитый вариант. Помимо банальной распиаренности идеи басовитости (как показателя качества), могут быть и другие причины.
Первая — возможности наушников воспроизводить НЧ диапазон. У некоторых моделей отдача по басу заканчивается примерно в той области, в которой работают басовые усилители, поэтому подъём баса на уровне источника в данном случае лишь компенсирует недостаток баса в наушниках.
Вторая — условия прослушивания. На шумной улице или в транспорте фоновый шум осложняет восприятие музыки, маскирует значительную часть звуков в области средних и нижних частот. Умеренное усиление басовой области в данной ситуации вполне уместно, поскольку делает более слышимой ту часть спектра, которая маскируется фоновым шумом.
Третья причина лежит в совершенно иной плоскости и касается в большей степени психологических аспектов восприятия музыки. Когда музыка нравится, возникает естественное желание прибавить громкости. Однако простое увеличение громкости может сделать звучание некомфортным из-за верхних и средних частот, к которым слух более чувствителен. Если же усилить только басовую область, это воспринимается как общее усиление громкости, но дискомфорта на средних и верхних частотах не возникает. Кроме того, именно в басовой области находятся основные ритмические структуры музыки. Смещая акцент на простые ритмы, мы создаём иллюзию более энергичного и «драйвового» звука.
На самом деле
Что же происходит со звуком при усилении баса на самом деле? Подъём НЧ-области не только перемещает акценты на более примитивные базовые ритмы музыки, но ещё и маскирует более информативную и сложную ритмически СЧ-область. Верхние частоты уходят на задний план. В результате сложная музыка звучит уже не столь интересно. Тонкая игра перкуссии, тембры голосов, призвуки живых инструментов заметно упрощаются. Нарушение тонального баланса делает звучание глухим, тёмным и замедленным.
Форсирование НЧ-области можно считать приемлемым только для клубной электронной музыки, да и то лишь для тех стилей и направлений, в которых бас и ритм-машина являются основным выразительным средством. Если же включить, скажем, блюз, мы получаем доминирование ритм-секции над голосом и соло-гитарой, отчего все блюзовые композиции начинают казаться скучными и однообразными.
Есть мнение, что форсированный бас хорошо подходит для тяжелой музыки, что под Rammstein или Megadeath, как и под «клубняк», стоит прибавить баса. Действительно, основной ритм в индастриал и тяжелом металле играет значимую роль, но послушайте тот же Rammstein без форсированного баса и вы будете удивлены, насколько интересна эта группа в музыкальном плане, насколько сложные и разноплановые композиции. И услышите, что основной ритм и энергетику композиций чаще всего задаёт ритм-гитара и вокал, а акцент на басу и барабанах присутствует далеко не во всех композициях. Многие металлические альбомы целенаправленно пишутся с небольшим уровнем баса, потому что доминирование низкочастотной области лишит звучание эффекта интенсивности и яркости.
Для живой музыки, будь то акустический джаз, вокал, фолк или классика, наиболее важна разборчивость и четкость в среднечастотном диапазоне, а бас должен быть либо вровень с остальным диапазоном, либо даже в дефиците, чтобы не бросить тень на средние частоты. Иными словами, практически любой музыке хороший бас не повредит, но если он начинает солировать — ничего хорошего из этого не выйдет.
Сядет всё!
Как я уже упоминал вначале, наушники, в отличие от домашнего и автомобильного аудио, практически не имеют ограничений для экспериментов со звуком, поэтому производители не ограничивают себя в плане настройки, а пользователи — в плане запросов. Прослушивание наушников в шумных местах также способствует тому, чтобы поиграться с эквалайзером и добавить недостающих частот. Не имея возможности слышать естественные звуки извне, мозг легче адаптируется к любым, даже весьма серьёзным изменениям АЧХ наушников.
В итоге можно получить настолько раздутый бас, что его эквивалент воспроизведенный акустикой в комнате показался бы вам самим весьма странным и даже неприемлемым. И самое забавное: в результате постоянного и продолжительного прослушивания музыки в наушниках с высоким уровнем баса, наушники и акустика с нормальным тональным балансом будут казаться чересчур яркими, звонкими и «совсем без басов».
Казалось бы, что тут такого? Ну, нравится людям много баса — и пусть себе слушают. Но и тут не лишним будет напомнить, что с точки зрения физики более низкая частота подразумевает большую энергию волны и больший уровень звукового давления. Это значит, что у любителей басовитых наушников как минимум быстрее сядет батарейка в телефоне, а как максимум — «сядет» ещё и слух. Кому и зачем это нужно?
Кто виноват и что делать?
Оценивая звучание НЧ диапазона, не стоит забывать, что некоторая нечеткость и смазанность басовых нот может быть обусловлена способностями усилителя. Недостаточный коэффициент демпфирования или малая мощность приводят именно к такому эффекту. Но если речь идёт о характерной АЧХ с усиленным воспроизведением баса, повышение качества усиления не помогает, и становится ясно, кто виноват.
Если вы находитесь только в процессе выбора наушников — можно поискать модель с более ровным звуком, но если вдруг вы обнаружили, что ваши любимые наушники чрезмерно басовиты, а расставаться с ними всё же не хочется, есть несколько способов исправить положение. Самое простое — это эквалайзер, с помощью которого можно убавить бас настолько, насколько это нужно. Использование портативного усилителя может также дать коррекцию низкочастотной области, если в нём реализована функция управления басом. Даже сменный кабель можно подбирать с целью снижения отдачи по басу. Такими свойствами обладают в первую очередь тонкие кабели и кабели с посеребрёнными жилами.
Можно изменить отдачу по басу и более радикальным способом — путём вмешательства в конструкцию наушников. Если они имеют так называемое полуоткрытое акустическое оформление, когда в закрытой чашке наушника есть небольшое калиброванное отверстие или сразу несколько отверстий. Именно этот элемент настройки звука отвечает за расширение и усиление басовой области. С помощью кусочка скотча несложно будет превратить конструкцию наушников из полуоткрытых в закрытые, и посмотреть, что из этого получится. Эффект может быть различным, в том числе этот эксперимент даёт шанс достичь и желаемой нормализации НЧ-диапазона. Если звук в закрытом варианте устраивает больше, результат можно закрепить, прикрыв отверстия каким-нибудь более культурным способом.
Итог
Говоря конкретно о басовитых наушниках, я не могу рекомендовать их к ежедневному использованию. Это лишает слушателя большого количества музыкальной информации и сильно смазывает впечатление от по-настоящему качественной и интересной музыки. Но иногда я сам слушаю наушники с гипертрофированным басом. Это даёт ощущения сродни тем, когда вместо похода в ресторан за вкусной и здоровой пищей, внезапно выбираешь фаст-фуд и получаешь от этого колоссальное удовольствие. Кроме того, это позволяет освежить свои звуковые ориентиры и услышать некоторые записи совершенно по-новому.
Спасибо всем, кто дочитал до конца. Берегите свой слух, слушайте музыку правильно и получайте от неё максимум удовольствия.
Практика: примеры
Желающим сразу перейти от теории к практике предлагаю список тестовых треков с описаниями того, как они должны звучать в наушниках с ровным тональным балансом, и что может произойти при прослушивании тех же записей в наушниках с форсированным басом.
Rammstein «Sehnsucht» с одноименного альбома 1997 года. Бас достаточно глубокий, но пульсирует на дальнем плане, не заполняет собой всё пространство, концентрируется в центре звуковой сцены, солирует ритм-гитара и вокал. Записано вполне в стиле классического рока с акцентом на срендечастотном диапазоне. Тяжести в звуке быть не должно.
Rammstein «Mein Hertz Brennt» c альбома Mutter 2001 года. Ситуация уже другая: ритм гитары звучат глуше, ближе к слушателю, тяжелее прописана бас-бочка и басовая секция, они заполняют сцену во всю ширину и глубину; звук тёмный, тяжёлый и давящий. На наушниках с усиленным басом и без того тяжёлая и басовитая запись окончательно теряет разборчивость и четкость.
Marcus Miller «Blast!» с альбома A night in Monte-Carlo 2010 года. НЧ-диапазон прописан предельно четко, собрано, в звучании бас гитары на самых низких нотах не должно быть гулкости или затянутости нот. Бас записан как часть единой композиции, он не форсирован, не выдвинут на первый план. Форсирование баса лишает запись воздуха и существенно упрощает звучание, скрывая тонкую интонационную игру инструментов на средних и верхних частотах.
Liquid Tension Experiment «Acid Rain», альбом «Liquid Tension Experiment 2» 1999 года. Удары по барабанам том-том в начале трека и в конце первой минуты четкие, быстрые, расположенные по центру. Они не гудят, не заполняют собой всю сцену. Вступающую в начале второй минуты бас-гитару слышно достаточно четко, она сфокусирована, не размазана в нелокализуемый гудящий фон. В наушниках с форсированным басом трек слушать сложно: существенно снижается детальность, солирует ритм-секция, а соло-гитара оказывается далеко от слушателя. Том-томы гулкие, заполняющие собой звуковую сцену. Ощутимо снижается ощущение скорости и ритмичности звука.
Halestorm «I like it heavy» с альбома «Into the wild life» 2015 года. В оригинале музыкальная основа трека выстроена на ритмике, перекличке бас-бочки в центре и хлопков с малым барабаном, разнесенных по краям сцены. Бас-гитара записана далеко и звучит фоном. В басовитых наушниках акцент смещается на бас-бочку и прямой ритм, задаваемый бас-гитарой. В зависимости от тонального баланса характер композиции существенно меняется, но при этом в обоих случаях может показаться, что именно такой звук и задумывали авторы.
Guano Apes «Maria» с альбома «Proud like a God», 1997 год. Басовые ноты и удары барабанов четкие, упругие, отодвинутые чуть назад. Солирует вокал, гитары в припеве сшиваются в единое полотно с басом и барабанами. В басовитых наушниках солирует связка барабаны и бас-гитара, но им не хватает упругости: вступающие в припевах гитары недостаточно четкие. Как и в треке Halestorm — «I like it heavy» при любом тональном балансе наушников в композиции можно услышать что-то своё, оригинальное, но здесь более показателен эффект потери разборчивости, который неизбежно возникает при увеличении количества баса.
Arctic Monkeys «AM 2013» — весь этот альбом записан с форсированным басом, включая и заглавный трек «Do I wanna know». В наушниках с ровной АЧХ бас заполняет всё, но каждая басовая пульсация имеет четко очерченные границы. В наушниках с усиленным басом, низкочастотные звуки смазываются во времени и наплывают друг на друга, маскируя моменты начала и завершения звучания басовых нот. В итоге бас сливается в единый фон и не производит эффекта чётких тяжёлых импульсов.
Nostalgia 77 «Green blades of grass» с альбома «The Garden», 2005 год. Контрабас может звучать гулко только в момент атаки, затухающая нота звучит чисто. На басовитых наушниках бас гудит практически постоянно. Чем больше в наушниках баса, тем более тяжелым для восприятия будет звучание этой композиции.
Приведённые здесь примеры — это слуховые ориентиры, которые можно использовать за неимением аппаратных измерительных средств. К слову, однажды я даже пытался создать портативный стенд для наушников, что, к сожалению, не увенчалось успехом. Но на самом деле возможность измерить наушники прямо на месте была бы крайне полезной при выборе. Если же вы располагаете измерительными средствами или хотя бы имеете возможность увидеть частотную характеристику наушников, предоставленную производителем, обращайте внимание в первую очередь на среднюю линию. В случае, когда график АЧХ хотя бы при первом приближении стремится к горизонтальной прямой, вы получите звук более сбалансированный и ровный, чем у наушников с АЧХ в виде синусоиды или ниспадающей линии от низких к высоким, которую любят делать современные производители.
При приведении контрольного прослушивания не забывайте об адаптивных особенностях слуха. Первое впечатление — это сравнение звука наушников с тем, что вы слушали непосредственно перед этим (поэтому на сравнительное прослушивание лучше приходить с чистой головой и свободными ушами). Второе впечатление — реальное звучание наушников, но оно длится недолго, поскольку почти сразу же слух адаптируется к новому звучанию, и все характерные особенности перестают быть очевидными. Это тот момент, когда стоит сменить тестируемую пару наушников другими или просто сделать перерыв. Лучше провести несколько коротких сравнительных прослушиваний на хорошо знакомых и понятных музыкальных отрезках, нежели слушать длинные куски или перебирать трек за треком.
Слушайте внимательно, выбирайте с умом, и звук вас не разочарует.