Подскажите пожалуйста, какой тонарм предпочтительнее для Micro-Seiki BL-91L? Стол с базой под SME, что выбрать — старый 3012, 3012R, или современные — M2-12 или 2-12R? Остальные "длинные" SME не рассматриваю - слишком дорого.
Ответы
Смотря для каких целей и задач, для какого звука. Вопрос, скажем так, «объемный». 3012 приобрести не проблема, и это самый доступный по цене вариант. Правда если не рассматривать ранние версии и версии «А» с разъемом под головки Ortofon и EMT - это дорогие и редкие тонармы.
Дальше стоит делать поправку на возрастные болячки. Старые SME (впрочем и новые) очень надежные тонармы, но все же... Проблемы - это может быть внутренняя проводка, хуже если залипают контакты разъема шелла - это часто чинится только заменой. Дальше — резиновая втулка между трубкой тонарма и трубкой противовеса и резинки в базе. Это все можно поменять, запчасти доступны. Так же, чтобы избавиться от привязки к штатному кабелю с разъемом «гребенкой» стоит сменить выходные разъемы на RCA — эти детали тоже не редкость. Родной шелл — тут по вкусу, я бы сменил на что то более приличное, но это уж пому что ближе. И два апгрейда, без которых можно и обойтись, но лучше бы сделать — поставить вместо штатного бронзовый опорный нож (только не китайского-непонятного происхождения, приличные ножи, из того, что мне попадалось, делают немцы и японцы) и добавить родной жидкостный дэмпфер (а вот это штука не так часто встречающаяся и не дешевая — где то 200-300$, как повезет).
C 3012R все проще — он новее, возрастные болячи намного менее вероятны, нож и выходные разъемы можно не трогать. Шелл и кабель — по вкусу, я бы сменил и то и то. Демпфер — желателен. Если отвлечься от технических особенностей то по звуку 3012R почище, побыстрее и подетальнее чем просто 3012, да и по музыкальной подаче, по эмоциональности они различаются, хотя общие корни заметны. Мне версия R ближе по подаче и характеру.
Современные M2-12 и M2-12R — тут существуют разные мнения — кто то категорически отдает предпочтение старым тонармам, кто то новым. Я уже давно не вижу смысла в спорах винтаж/новодел — просто все разное, нужно выбирать свое и одновременно то, что лучше подходит под конкретные задачи. M2-12 и M2-12R сильно отличаются по звуку от старых — они точнее, аналитичнее, чуть холоднее, но в целом очень хороши по звуку — нейтральнее. Плюс конструктивные различия — один прямой, с не самой большой эффективной массой, с условно-съемным шеллом (сниматься то он снимается, но на быструю смену головок и настройку они не рассчитаны). M2-12R имеет изогнутую трубку и заметно большуюю эффективную массу. Плюс классичсекий разъем для шелла.
Какой из четырех вариантов подойдет Вам — сложно сказать, особенно не зная, какие головки планируется ставить, какие пластинки каких годов издания и какие музыкальные жанры планируется будете слушать. 3012R и M2-12R более универсальны. Но тут и вопрос цены играет не последнюю роль. Но при правильном подборе под задачи, подобе подходящей головки и тот и другой (да и простой 2-12) могут очень здорово работать в связке с BL-91.
Головку буду ставить Denon 103FL - одна сейчас играет на старой вертушке - Denon DP 3000 с тонармом Denon DP-305 и еще три таких головы лежат новые - когда то купил во время командировки в Японию.
Слушаю джаз 60-70 годов (без вокала), иногда классику, малые составы, не БСО.
Не люблю слишком резкий и чересчур аналитичный звук. Хочется чтобы можно было слушать по нескольку часов без усталости.
Тогда обычный M2-12 отпадает - у него слишком маленькая эффективная масса для этой головки.
Можно уже отчитаться по результатам. Взял под залог у двух продавцов 3012R и 2-12R, поставил сначала один, потом второй. Да, т.н. прогрев 103 головок недооценил - первые десятки часов звук был плоский и дохлый. Раньше то у меня новых голов не было, только "с пробегом". Но потом стало явно лучше.
С 3012R характер проявился слишком округлый, мягкий, подвижный. С 2-12R мне понравилось больше - все как то стройнее и аккуратнее. Малость не хватает пока детальности, верхушка грязненькая. Грешу на штатный кабель, но уже куплен фоно-XLO - буду пробовать с ним.
А 3012R решил просто на будущее взять - потом подыщу к нему подходящую вертушку и буду отдельный аппарат для моно делать. если хватит терпения и бюджета - с винтажным корректором (или с таким, где кривые выбирать/настраивать можно), монофоническим (естественно ламповым) усилением и одной акустической системой. Приятель делает неплохую акустику, не на продажу, для себя да для друзей - если купить драйвер, рупор к нему, басовик - остальное как то приложится, чертежи в инете найти не сложно.
Только авторизованные пользователи могут отвечать на вопросы, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.