Я люблю смотреть в хороших кинотеатрах цветастые эпичные боевики. Я люблю фильмы, в которых показано светлое, яркое, технологичное будущее, потому что устала от тренда на тлен и безысходность. Я люблю фильмы, которые основаны на каком-либо печатном произведении — неважно, книге или комиксе, потому что если фильма недостаточно, то всегда можно будет окунуться в первоисточник. И по всем этим параметрам «Валериан и город тысячи планет» (Valerian and the City of a Thousand Planets) должен бы возглавить мой топ фантастических фильмов.
Немного истории. Французскому комиксу про Валериана, бравого космического майора, который разрешает дипломатические и не очень конфликты в пространстве и времени, в этом году исполняется полсотни лет. И этот фильм — дань уважения одному из самых старых космокомиксов мира. Люк Бессон очень любит культуру своей страны, и поэтому постарался обойтись с оригиналом максимально аккуратно. Но сдержать радости от того, что он до него наконец-таки добрался, все же не смог.
Французские комиксы традиционно малоизвестны в мире, но при этом служат источниками идей для тех, кто с ними все же знаком. Тот же Джордж Лукас, как оказалось, в «Звездных войнах» многое позаимствовал как раз из «Валериана», вплоть до элементов декораций. По мнению художника комикса Жан-Клода Мезьера, «Тысячелетний сокол» — не что иное, как слегка творчески переосмысленный корабль Валериана. В чем-то он, на мой взгляд, все-таки прав, однако Джордж Лукас гневные письма художника о плагиате игнорировал.
Отсылки к «Валериану» можно встретить и в «Людях в черном», и в «Секретных материалах», и в «Звездном пути», и в «Пятом элементе», и даже в «Футураме». То есть можно сказать, что «Валериан», сам того не ведая, определил облик современного сай-фая, оставаясь при этом в тени и на задворках истории. И вот вопрос: а смог ли фильм, посвященный непосредственно комиксу, вписаться в тот самый облик, который этот комикс создал?
Да, смог. С некоторыми оговорками, но получился добротный космический, абсолютно развлекательный и даже воодушевляющий сай-фай. В начале фильма показано, как МКС под неспешную «Space Oddity» разрастается, обрастает новыми модулями, и на ее территории сначала уживаются представители разных земных стран, а потом уже и разнообразных космических рас. Такое будущее, которое воспевалось и Стругацкими, и франшизой «Звездного пути», мне нравится, хоть оно и политически утопично и фактически недостижимо.
Люк Бессон хотел экранизировать «Валериана» чуть ли не на протяжении всей своей жизни. Нельзя сказать, что это его magnum opus, но видно, с каким тщанием Бессон подошел к экранизации. Стоит сказать спасибо «Аватару» Джеймса Кэмерона — именно после этого фильма Бессон поверил, что технологии наконец достигли того уровня, при котором он сможет показать миру «Валериана» так, как хочет.
К образам, к описаниям, к среде Бессон отнесся с нежностью и любовью дорвавшегося до самой близкой к сердцу игрушки ребенка. Разноцветный инопланетный мир выписан ярко, четко, и палитра у этой картины максимально широка. Печалит, конечно, что большинство персонажей — гуманоиды, но и они, в конце концов, представлены в самых разных формах и размерах.
Одной из локаций стал рынок, существующий в альтернативной реальности, покупки из которого приходится проводить в нашу реальность через специальный бокс-трансконвертер. Конечно же, в такой необычной локации главным героям приходится драться, и битва, которая идет параллельно в двух измерениях, выглядит очень даже необычно. Хоть и напоминает то, как машут джойстиками на воображаемых монстров любители VR-игр.
Город тысячи планет, в который превратилась родная МКС, контрастен и разнообразен. По скученности, тесноте и обилию неона и лампочек он превосходит все футуристичные Гонконги вместе взятые. В космическом городе Альфа, население которого лишь немного превышает московское (в фильме говорилось о 30 миллионах жителей), нашлось место и для океанов, и для скоплений газа, и для более-менее традиционных твердых домов — представители более трех тысяч рас смогли расположиться с комфортом. Но в центре этой идиллической станции начало разрастаться нечто, и с этим нечто необходимо разобраться нашим бравым героям, иначе, если верить вышестоящему командованию, станции вскоре не станет.
Визуальная составляющая — самое главное в фильме. Кажется, что Бессон именно на ней и сконцентрировался, и поэтому герои — это просто еще одни элементы декораций. Вопреки мнениям критиков, я не считаю, что Дейн ДеХаан не подходит на роль спасителя мира. По мне так мешки под его глазами добавляют фильму реалистичности — все же работа в очередной версии межгалактической полиции сложная и требует немало сил, а спать и отдыхать агентам удается далеко не каждый день. Герой ДеХаана больше похож на капитана Кирка из новых фильмов по «Звездному пути», чем на оригинального Валериана — персонаж комиксов был менее безрассудным и чтил устав превыше всего, да и мачизма ему не занимать. Кара Делевинь же во многом похожа на оригинальную Лорелин, особенно в своем видении справедливости. Она одновременно и воздушно-невесомая, и в то же время действенная и боевая. И их дуэт, как мне кажется, смотрится органично. Даже с простенькими диалогами.
Но Валериан и Лорелин здесь — не главные герои. Главный герой здесь мир, а персонажи лишь помогают его показать. Персонажи пользуются любовно выписанными Бессоном технологиями, персонажи ходят по тщательно изломанным темным коридорам, персонажи сражаются и братаются с представителями разномастных рас. И вписываются персонажи в этот мир как очередной его элемент. Они не выглядывают из него, не выходят на передний план. Они просто переносят действие из одного места в другое, иногда лишь являясь катализатором определенных событий.
А событий много. Фильм динамичный и полный деталей, скучать при просмотре не приходится. В кадре всегда есть какие-то забавные, подчас нелогично-технологичные фишечки-мулечки, которые притягивают к себе внимание, когда взгляд хочется отвести от мешков под глазами ДеХаана. Фильм по-бессоновски сумбурный и безумный, вовсе не повествовательный. Моргнешь — а на экране уже другая локация, и рядом с героями высится желеобразный гламопод Баббл, озвученный Рианной, и потрясает щупальцами, словно истеричная медуза, а на них при этом несется ватага троллеподобных инопланетян с алебардами и воплями. Из-за этой динамичности хронометраж в 137 минут не кажется излишним и затянутым. Битвы, кстати, не самые артистичные, но неплохие.
Сюжет при этом прост — классический детективный кейс, в котором нужно выяснить, какая из сторон говорит правду и не искажает факты в свою пользу, и в итоге добиться хэппи-энда. Он тоже выстроен так, чтобы показать как можно больше самых разных мест Города тысячи планет, познакомить зрителя с теми образами, которые десятки лет мариновались в голове у Бессона.
И в итоге вышла неплохая космическая сказка — яркая, красивая, безумная и несерьезная, сдобренная щепотками морали и романтики. Визуальная составляющая в нем доминирует над смысловой, но делает это изящнее, чем в том же «Форсаже». И несмотря на то, что я люблю такие развлекательные фильмы, в моем сердце места для «Валериана» пока не найдется. Ему не хватает выпуклых героев, с которыми хотелось бы встречаться вновь и вновь — в Валериане и Лорелин не чувствуется необычности, инаковости, какой-то «избранности». События фильма могли приключиться с любой другой парой агентов, и те справились бы так же хорошо. Но возвращаться хочется к миру, к этому буквально живому организму, состоящему из самых несопоставимых друг с другом клеточек-рас. А какие именно герои будут вести по этому миру, показывать его — да и не важно, в общем-то.
От этого фильма такое ощущение, будто бы Бессон наконец-таки смог попасть в магазин игрушек, который мечтал посетить в детстве, и решил реализовать все свои мечты, копившиеся десятки лет. Бюджет фильма — почти 200 миллионов евро (и это самый дорогой европейский фильм в истории), а в разработке у Бессона уже почти готов сценарий третьей части. Может, в сиквелах ему удастся зацепить зрителя чем-то кроме фантастической картинки.