Alfa, Vita, Gamma
Две первые линейки акустики Radiotehnika — начальная Alfa и продвинутая Vita — смогли получить высокие оценки, раскрыв свои повадки и характер. Но все это время оставалось невыясненным, что на данном этапе является конечной точкой концепции звука Radiotehnika и куда нас все это время вели путеводные нити фирменного звука.
Теперь у нас получился «стереотреугольник», свитспотом которого можно считать старшую линейку акустики от Radiotehnika — Gamma. Можно предположить, что теперь заигрывания с кинотеатрами и объемными сетапами у бренда закончились и начинается чистое стерео, ведь в линейке Gamma всего два варианта акустики: крупные напольные колонки Gamma 3.03 и напольники поменьше — Gamma 3.02. Пока мы не знаем, пополнится ли серия полочниками, но со своей колокольни кажется, что это просто необходимо, ведь топовая полочная акустика — это особый вид удовольствия для изысканных ценителей.
Radiotehnika называет линейку Gamma премиальной и никак иначе: премиальные материалы, передовые технологии разработки, проектирования и производства. После таких слов в голове пытливого читателя начинают комбинироваться нули и единицы в попытках вывести цену для подобного симбиоза ноу-хау и звука. Но затягивать интригу до самого конца теста не имеет смысла — старшие напольники Gamma 3.03 уже можно найти в продаже за 199 900 рублей.
С другой стороны, пышное описание этой линейки от производителя не совсем вяжется с таким порядком цифр. Но у каждого из нас уже сложился определенный шаблон, который можно назвать «премиальностью за свои деньги», и все мы примерно понимаем, что к чему. А вот что там со звуком — тут уже фантазировать не стоит, сейчас вы все узнаете.
Gamma дизайна
Чем сейчас можно удивить? Особенно если помнить о бюджете — а его, как мы уже знаем из прошлых линеек Radiotehnika, распределяют со значимым перевесом в сторону звука. Отталкиваться следует от возросшего в целом класса акустики, поэтому изменения заметны. Например, здесь три варианта расцветки корпуса: белый, черный и «орех».
Теперь рассмотрим Gamma 3.03 внимательнее. Внешне это стандартного формата колонки-«столбики». Лицевая панель кабинета выполнена как отдельный элемент конструкции, к ней крепятся все излучатели. Как независимая составная часть выглядит и нижняя панель, к которой прикручиваются комплектные шипы.
Получается, что кабинет имеет виброразвязку как минимум в двух местах, что явно благоприятно сказалось на звуке. Основная же часть корпуса примечательна теми самыми премиальными материалами: наощупь все три цвета отделки — это добротный шпон, который подвергли качественной обработке. Повод еще раз ответить прогресс в дизайне и отделке.
Фазоинвертор один — он находится в нижней части задней панели. Здесь же мы видим пару акустических клемм. Среди визуальных особенностей конструкции хочется отметить добротную подгонку деталей с идеальными стыками и швами — даже отверстия на передней панели для пластиковых ножек крепления гриля сделаны безупречно ровными. Это хорошо и красиво сделанная акустика, которая приятна и на вид, и тактильно. А если держать в уме ее стоимость, то никакого диссонанса не возникает — баланс соблюден.
Gamma-излучатели
Но это полезное излучение — просто такая оригинальная идея для заголовка. А еще более оригинальная идея — это оснастить разными излучателями каждую линейку колонок Radiotehnika. Производитель применяет разные подходы к планированию акустики, которые, тем не менее, дают в чем-то схожий почерк — чем не признак мастерства?
В этот раз снова разительные изменения. И первое, что бросается в глаза —нестандартного размера твитер. И да, это не обман зрения за счет волновода — это действительно специально созданный с помощью компьютерного моделирования тканевый купол диаметром 30 мм с не менее специальной пропиткой. При этом его звуковая катушка делается из омедненного алюминия. Это позволяет сделать ее легче полностью медной, уменьшив инерцию динамика и увеличив его скорость. А слой меди отчасти компенсирует проводимость алюминия, снижая нагрузку на усилитель.
Переходим к средним частотам — и здесь еще один неординарный подход: динамик диаметром 18 см, диффузор которого сделан из пропитанной бумаги, которая, в свою очередь, армирована волокнами тростника. Оригинально и, по заявлениям производителя, очень даже полезно: это дает однородность АЧХ излучателя и улучшает его импульсный отклик. Не менее впечатляет и обещанный результат: «сбалансированный звук с превосходной передачей переходных процессов в широком диапазоне частот». Ну а базируется этот динамик на литой алюминиевой корзине с развитой вентиляцией.
Но это еще не все, ведь на очереди пара басовиков, которые имеют тот же диаметр — 18 см, но абсолютно иное воплощение. Диффузор, в частности, здесь изготовлен из смеси бумаги и стекловолокна. А вся остальная конструкция — это сложная инженерная система, которая базируется на принципе сбалансированной структуры электродинамического движка, благодаря которой вся его движущая сила становится крайне симметричной. Что, согласно пресс-релизу, дает не просто сведение к минимуму нелинейных искажений, но даже минимизацию четных гармоник в спектре воспроизводимого звука.
Все это заключено в корпус, красоту которого мы уже обсудили. Но с технической стороны он представляет собой совокупность низкорезонансных панелей, которые покрываются изнутри специальным составом для минимизации призвуков и прочих нежелательных явлений. Также здесь применили систему распорок, разместив их в строго рассчитанных местах.
Еще одна особенность, которой пользователи почему-то не придают особого внимания — это фазоинвертор. Находится он внизу тыльной панели и привлекает внимание тем, что не имеет привычных закруглений в месте соединения с корпусом. Оказалось, что труба порта сделана из металла и соединена с корпусом заподлицо. Интересное инженерное решение, которое, скорее всего, также направлено на устранение нежелательных призвуков, которые при определенных условиях может давать пластиковый порт.
Ну и важный, а для кого-то и самый главный момент — где это все сделано? Здесь производитель нам дает однозначный и очевидный ответ: разработано и сделано в России, что подтверждается соответствующей надписью на шильдике около клемм.
В целом же, после такого внушительного списка технологий наша теория «премиальности за свои деньги» начинает с опаской оглядываться по сторонам, подвергая к пересмотру как минимум свой же технический аспект. Но каждая теория мечтает стать теоремой, и в нашем случае реализовать это не составит труда.
Gamma звука
Основой для доказательной базы теоретических способностей акустики Radiotehnika Gamma 3.03 стала система, источником в которой был универсальный комбайн T+A R 1000 E. Но на соседнем месте в стойке стоял Metronome LE Player 4+, и какой смысл был сопротивляться соблазну? Так что он тоже поучаствовал как референсный источник сигнала. Усилитель был выбран по принципу понятности для читателя — это Rotel RA-1592 MKII. Да-да, тот самый Rotel, который никак не хотел уравновесить музыку для души в тесте Radiotehnika Vita 2.06. Но теперь все изменилось.
Изменилось настолько, что с первым же треком голова повернулась набок, а правая рука прижалась к груди: о боги, это откуда такой звук? Неужели мы все это время что-то искали, пробовали, намеревались подружить, а надо было всего лишь добавить тростника — и все заиграло? Трек, кстати, был акустической версией композиции «Искра» от импортозамещающей инди-группы Alpha-Beta в компании с особенным вокалом Карины Люрмиш.
Сколько здесь нашлось пространства и объема, сколько ревербераций и полутонов — влюбиться в этот трек пришлось еще раз. А потом еще и еще. Хотелось сделать громче, но причина в этот раз другая: это приятный и пластичный саунд, в который было желание окунуться с головой. Единственное — эта пластичная прозрачность показала все недоработки записи и мастеринга, которые явно читаются в вокале. Но на этот случай у Карины есть другой трек — «Ну и что». Ну и что? Песня все равно хорошая.
Для таких первых впечатлений нужно нечто более развернутое и, может быть, что-то более сложное. Например, «Lambent Rag» от Clark — трек, в основе которого лежит неоклассика, грамотно причесанная плотной басовой партией. Партия пианино откликается плотными щелчками, которые отражают и массу, и тело, и основной тон, и последующие, пусть и перемешанные с артефактами, механики инструмента. Приятно наблюдать за развитием трека, за низкой партией аккомпанемента, и впоследствии — за всплеском активности с целым роем деталей.
Нагрузка для акустики близка к критичной, но у Gamma 3.03 есть все, чтобы не спасовать: три полосы, скорость, естественность тонов, чумовая сцена и бас, который по характеру напоминает самых чистокровных и породистых британцев. Сдержан в обилии, но никак не сдержан по плотности и глубине, и даже есть ощущение, что 35 Гц, которые заявлены в характеристиках — это цифра с запасом на погрешность измерений. Вдобавок звук абсолютно отвязан от акустики — колонок будто совсем нет.
Усугубить положительные впечатления помог король афро-электрофанка Mop Mop с треком «Spaceship: Earth». Здесь сразу понятна задумка с увеличенным размером твитера: ВЧ имеют больше массы и тела, чем мы привыкли получать от обычных дюймовых динамиков. Вдобавок имеем насыщенность и уверенную артикуляцию в диапазоне. Можно сказать, что он здесь акцентирован, но не в плане количества, а в части проработки. В итоге разбросанная во все стороны гамма этого трека тут же нашла общий язык с акустикой, выстроив виртуальную реальность сцены и расставив приоритеты так, что возражать, по сути, нечему.
Ну и Allison Russell со своим «Montreal» — наконец-то можно опустить руку на подлокотник и констатировать: теперь у Radiotehnika есть колонки, которым не придется подбирать специальный усилитель, нет надобности оглядываться на их цену, в их сторону не нужно делать реверансы, намекая на «молодо-зелено, но наше» и «они еще покажут, подождите». Вот, уже показали — Gamma 3.03.
Выводы
Radiotehnika Gamma 3.03 — это практически шаблон для индустрии, показывающий, как сделать звук, который угодит и меломану, пролившему немало слез по тем временам, когда все было сильно лучше, и одновременно аудиофилу, который может и не помнит, как было, но наверняка знает, как хочется, чтобы было.
Отличный, похвальный баланс звука, который прост для понимания и не требует привыкания, но легко его вызывает. Как голос вашей любимой певицы, как ваша любимая партия ударных у Брубека или как вот тот бит в техно-сете, от которого мурашки. Через эти колонки музыка становится понятной, а ее структура логично укладывается на наши гармонии и гаммы, привитые музыкальными вкусами. Жанры уже не важны: просто подберите себе усилитель по душе, а остальное они сделают сами.
нейтральный, музыкальный, пластичный звук; полноценные 3 полосы; презентабельная отделка; адекватная стоимость
грили до сих пор на «рожках»
199 900 рублей
Число полос: 3
Количество динамиков: 4
Диапазон частот: 35 — 25000 Гц
Номинальный импеданс: 8 Ом
Чувствительность: 89 дБ
Рекомендованная мощность усилителя: 25 — 200 Вт
Номинальная / пиковая мощность: 100 / 200 Вт
Габариты (ШхВхГ): 220 х 1125 х 365 мм
Вес: 32,5 кг