Первый день выставки — это всегда хаос, поскольку как долго бы ты к ней ни готовился, все равно что-то придется менять в процессе. Часть участников столкнулась с тем, что в их комнатах не работал интернет, поэтому от стриминга в качестве источников им пришлось отказаться. Но у большинства были и другие варианты — тот же винил, например, или диски. Так что интересных комнат хватало.
После первого дня можно сказать, что участники выставки постарались на славу: систем, которые звучали бы так, что про них нельзя сказать вообще ничего хорошего, нет. Все учли особенности комнат, подобрали элементы сетапов так, чтобы они сочетались друг с другом и позволяли нам, посетителям, сполна оценить характеры всех компонентов. И отдельное спасибо участникам за разнообразие репертуара: на разной музыке разные нюансы лучше слышны, и хорошо, что этим многие пользуются.
А теперь пройдемся по части комнат — и начнем мы сверху.
@Gorbatov — High End на любой вкус
Комната 1004 — VP Acoustics / Living Athmos / Smart Audio Recording Lab
Здесь можно услышать VP Acoustics с их на настоящий момент младшей напольной акустикой, новый транзисторный усилитель Трусова — Biggi. Кабельная обвязка — вся целиком и полностью Living Athmos. В качестве основного источника используются аналоговые ленты студии Smart Audio Recording Lab.
Тут каждый компонент можно счесть совершенно равноценным, и кабели тоже. Да и в целом можно порадоваться, что акустика, кабели и усиление — это российские разработки. Да и записи тоже имеют российское происхождение. Кстати, среди записей есть и новинки.
Если оценивать звук системы в целом, то он масштабный, экспрессивный, силовой — но в то же время детальный и точный: хороший баланс основных тонов и послезвучий, хорошая атака и затухание. Есть явное вовлечение, но оно не кажется навязчивым. Цифру сегодня уже не включали, но на предварительном этапе мне и цифру в этой системе получилось послушать — тоже было весьма достойно.
Комната 1005 — Klangfilm / Салон Audiocapital
Интересная рупорная акустика, построенная на винтажных динамиках Siemens и с использованием подходов и чертежей тех же лет. Усиление очень разное — и винтажное ламповое, и ламповое современное и транзисторное из разных лет: тут как вам повезет.
Источник вполне современный цифровой: я застал транспорт Metronome и ЦАП dCS. Звук — да, рупорный, да, весьма различающийся в разных частях комнаты. Конечно, есть теплота и окраска, детальность не самая запредельная. Но, безусловно, есть своя атмосфера, своя подача, не особо похожая на все остальное, представленное на выставке, и, конечно, это интересно слушать.
Комната 1006 — ADK.Audio
В этой комнате представлены две системы с акустикой Peak Consult — модели помладше и постарше. Та, что постарше, играет с Aurender и MSB в качестве цифрового источника, предварительным усилителем Karan и парой транзисторных усилителей мощности AVM.
Акустика помладше играет со стримером Metronome и интегрированным усилителем Audio Analogue. В первый день я застал только старшую систему, во второй не успели запустить стриминг (проблемы с интернетом в этот раз были у многих участников), но я вновь послушал большую с удовольствием.
Деликатный, точный, живой звук, чуть-чуть мягкий, но совершенно не теряющий в детальности и динамике. Спокойно ставили самые разные жанры. Хорошо звучали и тяжелый рок, и, например, опера. Система получилась достаточно универсальной, но в то же время в ней можно уловить влияние каждой составляющей, которые друг друга не стесняют.
Комната 1008 — Dr. Head High End
Тут собраны две системы с тремя моделями акустики из самой старшей 800-й линейки Bowers & Wilkins. Одни напольники и одни пололчники можно послушать с предом и моноблоками Michi, и еще одну напольную модель, старшую из представленных можно услышать с полной монобрендовой системой PS Audio.
Звук очень узнаваемый у этой акустики. Если вдруг кто-то не слышал еще последнее обновление их линейки, здесь можно найти отличия: акустика стала взрослее, интеллигентнее, но не потеряла своего основного характера. И да: здесь представлены шпонированные варианты 800-х, которые по сравнению с привычным черным глянцем выглядят очень интересно.
Кроме всей прочей электроники здесь стоит обратить внимание на ЦАП во второй системе — новый PS Audio DirectStream DAC MK2. Как и раньше, это ЦАП без чипа как такового, на дискретных элементах и с собственным софтом, и надо сказать, получился он не совсем похожим на предшественника. Точнее, схожесть есть, но он как-то острее по звуку, быстрее и детальнее. Хотя и приятно сыграть атмосферу и настроение тоже может — этого он делать не разучился.
Комната 1010 — AV Report / Стереоправда
В этой комнате собрали очень лаконичную систему из акустики Magnepan и электроники Ayre. Мощное трфнзисторное усиление, несмотря на скромные размеры моноблоков, цифровой источник этой же компании. При всей внешней простоте и лаконичности система получилась ладная, даже с такой сложной акустикой.
Да, не очень много баса, и помещение-расстановку хотелось бы, может, чуть просторнее, но в остальном я с большим удовольствием послушал здесь некоторое количество классической музыки и даже отдохнул на фоне этого прослушивания. И инструменты, и вокал звучат легко, без напряжения, с хорошими послезвучиями, да и тембрально весьма естественно. Интеллигентный звук и неплохая передача объема, воздуха и пространства.
Комната 902 — Audio Note UK
Все знают, что Audio Note — это обычно очень дорого и, конечно, безоговорочно лампово. Но в нашем случае была выбрана другая концепция. Система собрана из фактически младших компонентов уровня Zero и совсем небольшой полочной, тоже совсем не старшей в линейке акустики Audio Note AN-K.
При этом все получилось весьма эмоционально и атмосферно, звук в чем-то ламповый и в чем-то узнаваемый относительно производителя, но он скорее вызывает симпатию своей живостью и некой непринужденностью подачи, непосредственной эмоциональностью. И при этом это не тот Audio Note, который стоит запредельно. Впрочем, в случае с этим производителем многие говорят, что стоит только начать. А то, с чего можно начать, как раз и показали на выставке.
Комната 903 — Supreme Audio
Здесь система собрана на основе полочной акустики Raidho, электроники Meitner и EMM Labs, стримера Pink Faun. И все это с одним секретным компонентом — усилитель спрятан. Что-то авторское, судя по всему.
Направленный звук, получается идеальная картинка только для того, кто сидит на единственном центральном кресле, и я как раз очень рекомендую его занять и послушать, что получилось. Звучание явственно масштабное, с очень хорошей глубиной, да и ширина сцены впечатляет. Вообще неожиданный размер звука для такой условно небольшой акустики. Ну и, как полагается и Radhio, и EMM Labs — отличная детальность, высокая тембральная достоверность, естественная и быстрая подача. Пожалуй, тут можно слушать как спокойные жанры, так и симфоническую классику или металл — для всего разрешения должно хватить в полной мере.
Комната 904 — T-Art
Акустика Audio Physic с гибридным усилением Vincent, цифровым источником в виде одного-единственного устройства Auralic Altair и винилом Dual. Успел в первый день послушать только то, как звучит цифровой источник и вся система с ним в целом.
Яркий, даже явно эксцентричный и очень эмоциональный звук с хорошим объемом. Кого-то может и утомит, но точно не каждого. В остальном же это некий анти-скучный звук и подача в целом. Есть теплота, но не до уровня явной окраски, есть яркость, но при этом если разбирать средне-верхний диапазон, то он оказывается достаточно реалистичным и по-своему притягательным.
Комната 905 — T-Art
В этой системе представлена акустика Piega Coax 611 из предверхней линейки, усиление и фонокорректор Accustic Arts, предусилитель и одновременно цифровой источник — трехблочная сборка Auralic, винил — VPI с родными тонармом и головкой звукоснимателя.
Здесь, пожалуй, можно сказать, что по традиции T-Art тоже очень эмоционально звучащая система, но одновременно в ее подаче все как-то бархатно и воздушно, детально и с хорошим басом. Хоть звук и яркий, я, заходя в комнату несколько раз, не заметил, что он меня как-то явно утомил — быстрая и не такая колючая подача верхов и хорошая пластичность, подвижность звука в целом явно работают в положительном ключе.
Комната 906 — Next Hi-Fi
Акустика здесь, предсказуемо, PMC, усиление разное: есть и транзисторное Cary Audio, и гибрид из A и D классов от Rose. Имеется проигрыватель винила Acoustic Signature — логично, что с родным тонармом и своей же головкой звукоснимателя. Конечно, интересно воспринимать всю систему в целом. Она скорее чуть теплая, но очень цельная и аккуратная, при этом без сухости.
Электроника явно разбавляет мониторный почерк PMC, но не привносит какой-то выраженной окраски, максимум немного традиционной теплоты у Cary. С Rose теплоты вовсе не прослеживается, но звук не кажется ни на долю грубее и не теряет в натуральности тембров. И, как мне кажется, тут интереснее всего слушать цифровые источники Rose. И красиво, и играет, да и функционал на уровне. Впрочем, не стану умалять значение других компонентов.
Комната 911 — Long Wave
Тут собрали несколько комбинаций техники, которые периодически перекоммутируются. Акустика Spendor, электроника Ayon и гибридники Pathos — это материи более-менее понятные и даже привычные по прежним выставкам, а вот шведская акустика Qln пока мало кому у нас известна.
Акустика с подчеркнуто открытым, даже ярким звуком и хорошим масштабом и акцентированными точными послезвучиями, яркими эмоциями. Далеко не самая дешевая — цены от полумиллиона и далее, — но, похоже, в этом сегменте Qln будет чувствовать себя неплохо среди конкурентов, свой стиль у нее есть. То, как она играла в составе системы, мне более всего уместным показалось для малых и средних составов, которые по масштабу воспринимались особенно полновесно и цельно. Да и тщательная проработка послезвучий многим, думаю, понравится.
Комната 912 — Overton и Analog Renaissance
Эта комната посвящена даже не звуку, хотя небольшая аудиосистема с винилом там есть, но скорее для красоты и атмосферы. Вся же экспозиция здесь посвящена аксессуарам для ухода за виниловыми пластинками и сопутствующим полезным вещам, которые выпускает Analog Renaissance.
Может быть, это не покажется кому-то важным, но на деле здесь можно все посмотреть вживую, пощупать, получить рекомендации по использованию — а вот это уже очень важно, особенно для начинающих в виниловой теме. Все-таки чистый и ухоженный винил — это одна из основ приличного звука в принципе, а кроме звука это и на тот же износ как пластинок, так и игл сильно влияет. Так что наличию такой узкоспециализированной комнаты можно только порадоваться.
Комната 913 — Первый ряд / Voxmodule
Тоже тематическая комната — стойки для аппаратуры производства российской компании Voxmodule: можно посмотреть, пощупать, прикинуть индивидуальную конфигурацию.
В этой же комнате представлены японские кабели Harmonic Technology — тоже можно изучить, как готовое, так и заготовки в нарезку. Там же — весь каталог разъемов AECO; для тех, кто изготавливает кабели сам или что-то улучшает это может быть и полезным и интересным.
Комната 914 — SCIBER
Эта комната посвящена одному-единственному аппарату, к тому же аппарату российской разработки: это усилитель Amploi. Небольшой совершенно аппарат, но мощный, работающий в классе АВ и неплохо контролирующий сложную акустику — в качестве партнера здесь Bowers & Wilkins из 800-й серии, а ее раскачать сложно, это известный факт.
Но усилитель справляется — и по формальным признакам в звуке все есть, и сам звук вполне ровный, честный, аккуратный. Каких-то перекосов, окраски, особенной подачи я не услышал. Все очень предсказуемо, честно, но при этом не могу сказать, что звук хоть в какой-то мере плоский или скучный: вполне себе живой звук, открытый, динамичный. С учетом весьма скромной по общим меркам цены и приличного исполнения этот усилитель может быть весьма востребован.
Комната 801 — Audio Stand Art
В этой системе все своей собственной российской разработки — акустика, усиление, цифровой источник. Средняя по величине напольная акустика работает в небольшой комнате в ближнем поле. И, надо сказать, хорошо система играет.
Точный звук, разрешения хватает для металла, но при этом и малые составы очень аккуратны, звук богат послезвучиями, а они в свою очередь находятся в правильном балансе с основными тонами. Звук умеренно светлый, чуть прохладный. Качественный бас и незаметная сшивка полос присутствуют, хороша глубина и особо локализация образов сцены.
Комната 802 — G.Glazachev
Интересно оформленная акустика российской разработки, представленная несколькими моделями, от крошечных 3-дюймовых широкополосников для прослушивания в ближнем поле, в том числе и за пультом, и до крупных мониторов с 15-дюймовым басовиком. Везде, кроме, собственно, широкополосников, использована конструкция с ленточным излучателем — и полосы, надо сказать, состыкованы хорошо.
В паре с акустикой — собственное же усиление и винтажная электроника — катушечный магнитофон, проигрыватель винила. Большую акустику не включали: она точно несоразмерна с помещением, а вот модели поменьше послушать удалось. Теплый, воздушный, легкий звук. Легкий, неглубокий, но естественный бас. Даже малыши с 6-дюймовыми динамиками уверенно заполняют комнату и создают неплохую сцену. Крошки-трехдюймовки тоже играют на удивление бодро и масштабно для таких размеров и конструкции.
Комната 805 — Simple Distribution
Klipsch Klipschorn — акустика древняя и культовая, а к тому же еще весьма капризная по отношению к помещению, расстановке, да и к усилению. Здесь же ее не просто можно, а нужно слушать. И с транзистором Parasound, и с лампой Manley. И с цифрой Aurender, и с винилом Music hall.
Очень хорошо раскрыта эта сложная акустика, а система в целом выглядит слитной, особенно с транзисторным усилением, как ни странно. Разные жанры, даже те, которые не очень себе представишь в таких условиях и с такой акустикой. И звук получается большой, живой, напористый и эмоциональный.
Комната 807 — Alcom
Здесь система выстроена следующим образом: акустика Magico S3, средняя по старшинству из трех разных моделей, показанных на этой выставке, интегрированный усилитель Vitus и двублочный цифровой плеер Playback Design. Может, для такой системы источник слишком уж серьезный, но тем показательнее будет работа самой системы, когда к источнику, единственному в данном случае, вопросов мало.
Открытый, свободный, чуть прохладный и в меру силовой звук, умеренно строгий и с очень хорошим контролем акустики. Правда, все как-то чуть проще, чем я ожидал — или несколько прямолинейно.
Комната 808 — Bonanza
В этой комнате мое внимание привлекла новая акустика Canton Reference 3. Играла она в связке с усилителем Denon PMA 110. На первый взгляд странное сочетание, но оно реально играет. На удивление неострый, даже скорее мягкий звук, но объемный, обволакивающе-бархатный, динамичный и детальный, с хорошей атакой.
По атаке похоже на стилистику референсных Canton прежней линейки, но в остальном акустика абсолютно другая, совсем не похожая на архетип Canton. Как-то все изящнее, без прямолинейности, более утонченно, но при этом честно и без окраски. Пожалуй, новая линейка мне нравится безусловно больше, чем предыдущая, и нравится по большинству звуковых качеств. Кстати, судя по усилению, эта модель Reference, а, может быть, и вся линейка стала немного дружелюбнее в плане подбора пары, чем предыдущая.
Комната 809 — Alcom
Самая старшая из представленных моделей акустики Magico — M6. Это одна из тез моделей, которые безусловно стоит идти слушать просто по факту появления на выставке: редко такое показывают. В нашем случае показывают с полной системой Vitus, включая цифровой источник и фонокорректор, а также с проигрывателем Bergmann.
Винил в этот раз не слушал, эту модель Bergmann уже показывали, а цифра звучит очень хорошо и естественно, здесь уже в сравнении с младшими Magico нет ни прохлады ни силовой подчеркнутости, просто очень высокие динамика и детальность, естественный легкоподвижный звук. Может быть, сцена получилась чуть камернее, чем я ожидал от такой крупной акустики, но это скорее вопрос к помещению.
Комната 910 — Alcom
Самые младшие из представленных Magico — A3, и полная система из транзисторного усиления и цифрового источника Electrocompaniet. Здесь я ожидал жестковатой подачи от колонок, но система оказалась в меру мягкой, с приличной детальностью и хорошим басом.
Звук динамичный, но он не ощущается как форсированный по скорости, хорошо передаются атмосфера и эмоции. Даже, скорее, упор именно на эмоции, с долей теплоты, но без признаков плохого контроля акустики.
Комната 812 — S.A. Lab
Здесь представлена еще одна российская разработка — внушительные четыре блока транзисторного усиления S.A. Lab (а больше этот производитель все-таки ассоциируется с ламповыми усилителями) и акустика Montana WAS, катушечник Studer в качестве основного аналогового источника. Но есть тут и цифра, и винил.
Естественный, чуть светлый звук с отменной артикуляцией, детальный и динамичный, хотя в целом слитная подача и атмосфера, глубина и погружение. Очень приличный контроль акустики, и отдельно стоит отметить, что столь крупные колонки могут весьма неплохо себя чувствовать в таком небольшом помещении. Слушать очень интересно, хорошо слышны и работа самой системы, и разница между источниками и записями.
@krotovaa — уют и удобство в Hi-Fi
Комната 1009 — Dr. Head Hi-Fi
В 1009-й комнате можно послушать концентрированный британский звук от двух представителей — Mission и Bowers & Wilkins. Привезли, кажется, все актуальные линейки, но особое внимание стоит обратить на напольники Mission из линейки ZX, которые в пятницу играли с вертушкой AVM в качестве источника.
Играли очень мягенько, я бы даже сказала нежно, но с той самой фирменной британской аккуратностью. Чуть недоставало баса, но, думаю, с цифровым источником ситуация выправится: живенького ритма в звуке все равно хватало.
Обновленные линейки Bowers & Wilkins тоже сияли вовсю, и рядом с Mission звук системы на их базе казался намного более ярким, резким и эмоциональным, но при этом сохранял британскую честность и подъем в области ритма. У ребят были проблемы с интернетом, так что стриминг завести не удалось, но и с винилом и дисками ситуация была интересная. Надеемся, что сегодня все будет вести себя так, как надо.
Комната 908 — Audeze
Все, что Audeze сейчас предлагает на рынке, можно послушать тут. Я рекомендую сначала ознакомиться с неким референсом в качестве LCD-5, подключенных к усилителю для наушников Burson и огромному новейшему Aurender A20, который так греется, что на нем, по заверению представителей Digital Fruits, аж коты спят.
Звук у этой дружелюбной связки оказался очень неожиданным, но в то же время типичным для Audeze: он открытый, четкий, правильный, и совершенно лишенный какого-либо передоза низов. Детальность сохраняется как на низкой, так и на высокой громкости, и в целом наушники звучат очень комфортно, без излишней резкости и навязчивости. Нет такого, что они стараются попросту влить в уши все малейшие неровности и акценты: они дают возможность на них сфокусироваться, но не требуют этого.
Комната 803 — Simple Distribution
В этой комнате стоят три модели Q Acoustics: активные Active 400 и пассивные 5040I и Concept 500. Пассивные раскачивает усилитель Parasound, и делает это хорошо. Я знаю, что Q Acoustics неожиданно трепетно относятся к характеру усилителя, и силовые модели им очень показаны, несмотря на то, что в плане нагрузки их раскачать очень легко.
И пассивные 5040i в этом тандеме играли очень неплохо: звук был живой, бас был приятно обволакивающий, детализация и сцена на месте. Большие Concept 500, что удивительно, достаточно неплохо чувствовали себя в небольшой комнате, несмотря на свои габариты, но заполняли ее звуком равномернее, чем младшие модели.
Комната 806 — Simple Distribution
Посетить царство Klipsch следует хотя бы для того, чтобы ознакомиться с новенькими активными The Nines. Они, во-первых, неожиданно крупные — по ширине фасада сопоставимы с кинотеатральными напольниками R-800F.
А во-вторых, играют они тоже крупно и при этом детально, нескучно. С учетом того, что это полностью активная система с кучей интерфейсов, включая HDMI и RCA для MM-фонокорректора, штука получается очень занятная и страшно универсальная.
Комната 808 — Bonanza
Продолжаем об активной акустике. Здесь ребята собрали беспроводной домашний кинотеатр формата 5.1 на базе активной акустики Canton из серии Smart с саундбаром в качестве центрального канала и процессора, напольниками GLE 9 и тылами Soundbox.
Особенность этого сетапа в том, что все колонки общаются друг с другом по беспроводному протоколу. Даже если рассматривать напольники как пару, а не часть многоканального сетапа, то среди них нет ведущей либо ведомой колонки: они абсолютно идентичны, причем обе с модулем интерфейсов — то есть они не вынесены в отдельный блок, требующий еще одной розетки. Просто как только одна колонка получает сигнал, она тут же им делится со второй по каналу в 5,2 ГГц. В кинотеатре роль хаба и коммутатора на себя берет саундбар. Да, потребуется пять розеток (с сабвуфером — шесть), но сама концепция очень интересная и перспективная. Особенно с учетом цены комплекта около 400 000 рублей (без сабвуфера).
Комната 706 — Barnsly Sound Organization
Очень живой, несмотря на достаточно выдержанный нордический характер, сетап из Hegel и System Audio. Белый 390-й Hegel и черные SA 40.2 дополнены сабвуфером REL, причем дополнены были так, что это звучит максимально естественно.
У REL в этой системе невероятно мягкий, приятный, не привлекающий к себе внимание отклик. Сабвуфер незаметный: казалось, что звук таким и должен быть. Но поверьте, если его отключить — разница будет очевидна.
Комната 705 — MartinLogan
Комната MartinLogan — та, в которой поставят «BFG Division», даже если я не попрошу. Здесь сравнивают, как звучат корпусные MartingLogan и электростатические на одной и той же музыке и на одном и том же уровне громкости.
И сравнение получается очень наглядным: сразу видно, какие аспекты треков лучше удаются тем или иным колонкам. Например, у корпусных намного больше плотности в панче, бас более обволакивающий, но электростаты кажутся чуть текстурнее и быстрее. И сказать, что та или иная акустика жанровая, тоже нельзя — даже на одном и том же треке мнения у посетителей разделились.
Комната 710 — Barnsly Sound Organization
Если вам интересно узнать, как себя будут вести активные System Audio, то вам сюда. Особенно интересно послушать те же 40.2, что в 706-й комнате, но уже в активном варианте, с собственным усилением, а не Hegel. Такое сравнение очень необычно.
В System Audio предпочитают формат «две идентичные колонки + беспроводной хаб с интерфейсами», и это вполне рабочий подход. Младшая модель, полочная, тоже играет, и играет неплохо — быстро, динамично, детально, но при этом безо всякой излишней резкости.
Комната 603 — Audiomania
Здесь выставляют новинки от Arslab, и широкие Stark в паре с недавно вышедшим Cayin CS-150A играют очень занятно. Им хватает скорости отработки на шустрых Yello, да и для того, чтобы показать разницу в звучании триодного и ультралинейного режимов, они отлично подходят.
Звук в первом кажется чуть мягче и басовитее, в то время как во втором получается резким, иногда даже излишне, и ярким. При этом сказать, что триодный режим делает звучание вялым, нельзя. Сама акустика в принципе достаточно характерная и звонкая, хотя от таких габаритов чаще ожидаешь совсем иного почерка, и потому более плотный триодный режим хорошо ее балансирует.
Комната 614 — Blade
Большой юбилейный Cayin A-845 Pro бодро раскачивал финские Amphion, а источником при этом выступал крошка-плеер от Astell & Kern. Настольный, правда, плеер, из линейки Acro, а не портативный, как могло бы показаться поначалу.
И эта связка из огромного мощного ламповика и небольшого цифрового плеера выглядит необычно и даже комично — но играет очень приятно. Звук у Cayin с Amphion и Astell & Kern напористый, чем-то по динамике напоминающий класс AB, а не лампу.
А мы продолжаем дальше исследовать выставку.