Сохраняя память о прошлом, можно спокойно двигаться в будущее: это словно подушка безопасности, которая в случае чего может отыграть на руку. Ну и не забываем, что все новое — это хорошо забытое старое. Переосмысление прошлого уже стало традицией: многие производители аудиоаппаратуры смело шагают в будущее, предлагая иное видение своего же прошлого.
Ретростайл повсеместно вызывает умиление и трепет, если о нем есть какие-то воспоминания. Но если ту эпоху застать не довелось, а дизайн этот не вызывает никакой ностальгии? И да, возможно у нашей аудитории обновленные колонки Sandwich от британской компании Leak никаких воспоминаний не вызовут — но они не просто задизайнены «под ретро», а на самом деле созданы на основе модели, которая выпускалась давным-давно.
Sandwich и сроки годности
В 1961-м году все было сильно иначе, чем сейчас. Технологический прогресс набирал обороты, инновации были настолько весомыми, что буквально меняли жизненный уклад человечества.
Тогда компания Leak была на гребне волны, потому что волна была новая, музыкальные группы росли и множились как разные грибы после дождя. Вместе с этим был рост звукозаписывающих компаний, а следственно и аудиотехники, которая все это записывает и воспроизводит.
Доподлинно не известно, какой звук на тот момент считался высококачественным. Но если попробовать представить, то скорее всего показателем такового считалась точность, детальность, читай — отсутствие искажений (как и сейчас, в общем-то).
И если элементная база уже наверняка позволяла извлекать подобный звук, то самое слабое звено в стереосистеме — акустика — еще училась и искала новые способы передать слушателю точность и детальность, которую так старательно закладывали в материал.
Скорее всего, такой ход мыслей в какой-то мере позволил вам увидеть общую картину того времени. Это была логика в обратную сторону, которая, опираясь на результат, восстановила часть причинно-следственных связей, которые к нему привели.
Ведь революционное изобретение Leak в виде динамиков-сэндвичей преследовало именно эту цель: избавиться от искажений, получить легкий и прочный диффузор и тем самым стать у истоков одного из направлений классического британского звука.
Конечно, все сроки давности уже истекли, и вряд ли получится услышать, как звучали оригинальные колонки с инновационными динамиками — все же далеко не все материалы, какими бы инновационными ни были, могут сохранить все свои чудесные характеристики спустя полвека. Но хочется верить, что историческая точность была одним из приоритетов у сегодняшней компании Leak, и Sandwich, который подали в комнату для прослушивания примерно к afternoon tea, найдет отклик и у тех, кто недавно обедал, и у тех, кто просто голоден.
Leak Sandwich 150
Как это часто бывает, здесь осталась только технология. Потому что колонки 60-х годов по теперешним представлениям выглядят немного странно, и выпускать такой продукт сейчас — слишком нишевая затея, которая точно найдет своего покупателя, но их количество вряд ли будет рентабельным.
Поэтому сейчас мы смотрим на вот эту красоту, которая вполне вписывается в рамки «современного винтажа». Деревянный ящик с динамиками прошел не только через глубокий апгрейд, но и через недешевый фейслифтинг. Лицевая панель Leak Sandwich 150 слегка утоплена и имеет окантовку по четырем сторонам, на которой закреплены узкие алюминиевые панели.
Хоть это и можно считать второстепенным декором, и вполне можно было бы отделаться пластиком, но — нет: это металл, проверка была произведена знаменитым современным способом, который широко используется на YouTube в рамках известного канала. Экспертную органолептику не проведешь!
Окантовка призвана вторить цвету динамиков — очевидно, задумка удалась. Басовик диаметром 6,5 дюймов имеет диффузор точно в цвет; более того, крепежная часть корзины вторит этому оттенку. Дальше есть техническая часть твитера в виде фланца с винтами. Здесь тот же цвет, который в своей массе довольно неплохо вписывается в оформленный ореховым шпоном корпус.
Если хочется еще больше визуального винтажа, то можно успокоить дизайн грилями, которые крепятся на магнитах. Вот вам живой пример пересечения ретро с современными решениями.
Обратная сторона Leak Sandwich 150 может показаться знакомой — пара фазоинверторов, пара клемм и большая алюминиевая табличка, на которой написали название британского бренда. И если в слове «Leak» сделать десять ошибок, то эти полочники вполне можно выдать за другие, не менее современно-винтажные. Но отличий спереди достаточно для того, чтобы избавиться от путаницы.
Еще один момент касается габаритов этих колонок: они нормально себя чувствуют на любых стойках под полочники, хоть и немного крупнее, чем обычные. Другое дело — старшая модель Leak Sandwich 250: их не имеет смысла покупать без стандартных стоек, потому как три полосы и увеличенный басовик увели габариты далеко за рамки стандартов. Да и эстетика в комплекте всегда своя, с шармом и изяществом
Технологии без срока давности
Изначально была технология «сэндвича», с которой и начались эти колонки. Она и стала причиной, почему за эту акустику взялись снова. Дело в том, что по принципу «сэндвича» до сих пор делают диффузоры, ведь это один из самых действенных способов комбинировать материалы для придания конструкции желаемых параметров.
Сравнивать материалы до и после не будем, зачем нам копаться в химических формулах. Важно знать то, что басовик у Leak Sandwich 150 сделан из двух слоев алюминия, между которыми есть слой конструкционной пены на основе PMI (полиметакрилимида), который часто применяется в авиационной и автомобильной промышленности.
Это сочетание материалов обеспечивает динамику высокую жесткость, он испытывает минимум деформаций и получает практически поршневой характер движения — просто мечта любого инженера. А твитер не сделал ни шага в сторону от классики: это мягкий тканевый купол диаметром 30 мм, который подхватывает все частоты, начиная от 2.4 кГц.
По принципу сэндвича сделаны и стенки корпуса. Снаружи они обшиты натуральным шпоном, дальше идет слой MDF, а после еще один слой из секретного композитного материала. Промежутки между слоями заполнены клеевым составом, секретность которого находится примерно на уровне композита. Но это реально работает! Как будет возможность — попробуйте постучать по стенкам Sandwich 150, только осторожнее, потому что ощущения такие, будто там внутри вообще нет пустоты, а стучите вы по камню. Монолит, не иначе.
В целом же, давайте посмотрим на Sandwich 150 еще раз, теперь уже учитывая все полученные знания. Такой дизайн может привлечь? Вполне. Рассчитан ли этот продукт на ретроградно настроенный контингент? Может быть, но это если смотреть метров с пяти. А если подойти поближе — от этих колонок веет свежестью и новизной, да и алюминий приятно холодит любую часть тела, которая к нему прикасается, по заветам того самого канала на YouTube.
Как правильно слушать звук без искажений
Можно было бы ограничиться усилителем Leak 230, который и смотрится с этими колонками крайне уместно, и в целом для Leak было бы непростительной ошибкой делать акустику, которая не будет сочетаться с их же усилителями. Но сложно себя ограничить, когда на полке ниже стоит интегральник Moon by Simaudio 250i. Источником сигнала в обоих случаях был стример Cary Audio DMS-500. И вышло так, что впечатления от звука разнятся ровно настолько, насколько разнятся и эти усилители. А теперь подробности.
Начнем с аудиофилии в чистом виде: Kenichi Tsunoda Big Band с треком «Melodie en sous-sol» и усилителя Leak 230. Здесь сразу на ум приходят рассказы о британском звуке, как его делают и каким он должен быть. Но еще раньше ловится диссонанс, потому что эти винтажного вида колонки играют совсем, абсолютно и категорически не так, как мы себе это представляем.
Это точный, прозрачный и динамичный звук, который на диссонансе с предубеждениями просто ошарашивает. Есть смысл сказать о детальности и разборчивости средних частот, о текстуре на ВЧ — все как на ладони вам кладется, разбирайте, пользуйтесь.
Но еще больше смысла сказать про бас, потому что это настолько быстро и разнообразно, что даже не припомнится, у кого в этом сегменте можно найти хоть что-то похожее. Ритм буквально чеканится, при этом есть и глубина, и оттяжка — все как надо.
С другой стороны, знакома ситуация, когда такая точность и детальность склоняется к стерильности, что не каждому по душе. Поэтому берем трек «Своими именами» в исполнении Татьяны Зыкиной. Вступление такое, что просто пожимаешь плечами: откуда этот звук берется? Это точно винтаж? Нигде не просчитались?
Затухания, паузы, эхо в сцене — от этого звука аудиофилией веет, даже если слушать из соседней комнаты. Знаете, бывает ведь такое, когда еще до входа в комнату для прослушивания слышно, что звук что надо, звук не промах — и это именно тот случай.
Но дальше начинается вокал, и в нем этот британский характер расставляет акценты в микродетали, упуская при этом какие-то тонкости послезвучий. Это нередкая история, на самом деле, и с оглядкой на бюджет это все вполне можно было бы простить.
Но стоило перекоммутировать Leak 230 на Moon 250i — и все, какие там были претензии к звуку, напомните? Оказалось, что Leak Sandwich 150 — это колонки-зеркало, в которых буквально отражается усилитель. Здесь вам и тепло, и акцент с микромасштаба переехал на цельность: музыка воспрнималась сбалансированно, гармонично, без этого «вау!» в начале, затухающего к середине трека.
Так вот он какой, звук без искажений! Но как же его слушать, чтобы было правильно? Рецепт крайне прост: берем Leak Sandwich 150 и подбираем для них усилитель, характер которого вам нравится. Потому что они настолько гибкие, настолько податливые, что усилитель сквозь них виден в каждой своей особенности, с каждой своей чертой. И даже кабинеты этих колонок не будут вас отвлекать, потому что они остаются инертными при любой громкости, при любой нагрузке.
В общем, вывести эти колонки из равновесия — задача непосильная. Но в то же время они с легкостью отклоняются в ту сторону, куда укажет усилитель. Единственным условием будет достаточная мощность, потому как чувствительность 86,5 дБ при минимальном импедансе 4 Ома наверняка попросят у него больше ампер, чем рядовые колонки. А так — это баланс без срока давности, сэндвич, вкус которого вы можете выбрать сами, меняя начинку на свое усмотрение.
Выводы
Рок и метал, классика и вокал, джаз и инди — им оказалось все по плечу. Можно, конечно, уличить некоторые моменты теста в излишней восторженности, но надо понимать, что с Leak Sandwich 150 действительно есть чему удивиться.
Нетипичный, совсем не характерный для такой внешности звук, который в принципе можно рассматривать сразу и как единственный Hi-Fi в доме, и как просто нечто красивое, которое будет стоять и тянуть к себе взгляды. Винтаж, который мы заслужили.
гибкий, прозрачный для усилителя звук; качество отделки, дизайн, магнитные грили
низкая чувствительность — подбирайте усилитель с учетом этого момента
114 990 рублей
Тип: двухполосная полочная пассивная акустика
Акустическое оформление: фазоинвертор
ВЧ-драйвер: 30 мм, мягкий тканевый купол
СЧ / НЧ драйвер: 165 мм, диффузор-"сэндвич" из алюминия и полиметакрилимида
Частота разделения кроссовера: 2,4 кГц
Частотный диапазон: 44 Гц - 26 кГц (+/-3 дБ)
Минимальное сопротивление: 4 Ом
Чувствительность: 86,5 дБ
Рекомендуемая мощность усилителя: 25-150 Вт
Габариты (Ш х В х Г): 250 х 415 х 290 (315 с клеммами) мм
Вес: 12.3 кг