Легенда гласит, что после того как Джордж Лукас выпустил на экраны «Звездные войны. Эпизод V: Империя наносит ответный удар» и увидел, а главное, услышал на этих самых экранах коммерческих кинотеатров свое творение, настроение режиссера окончательно испортилось. Его замысел остался где-то в просмотровой студии, а зрители получили вместо тщательно продуманного саундтрека набор оригинальных для каждого кинозала звуков. Тогда он отправил своего «вассала» Томлинсона Холмана, работавшего звукоинженером в Lucasfilm, в долгую дорогу по кинотеатрам США, чтобы тот узнал, как же привнести в них свет и звук настоящего эффектного кино — шестой части «Звездных войн». Холман уже тогда был прожженным теоретиком, поэтому быстро нашел ответ — нужен стандарт.
Таким стандартом, где описаны характеристики зала, акустики, усилительной аппаратуры и самого типа инсталляции, стал знакомый ныне всем киноманам THX. Название он получил от первого фильма Лукаса «THX 1138» и аббревиатуры эксперимента теоретика «Tomlinson Holman eXperiment». Отмечу, что Томлинсон Холман в 2001 году выпустил книгу «Sound for Film and Television» — по ней учатся звукорежиссеры в американских университетах. А сам он сейчас работает в Apple в отделении аудиопродуктов.
Однако вернемся обратно в прошлое. В 1982 году цель была обозначена просто: «As the Director Intended» (пер. с англ. — «Что режиссер имел ввиду»), но для ее достижения потребовалось выработать довольно внушительный набор правил. Компания Lucasfilm, правда, не стала отдавать все эти вещи «наружу», решив, что только постоянное отслеживание всех технических аспектов кинозалов позволит держаться стандарту на задуманном уровне. И ввела сертификацию залов, студий и аппаратуры.
В 1983 году в прокат вышла картина «Звездные войны. Эпизод VI: Возвращение джедая» — она стала первой, на чьих афишах люди увидели лейбл «THX». В 1983 году существовал лишь один кинозал «AVCO» в Лос-Анджелесе, сертифицированный по новому стандарту, но главное, студия, где сводился саундтрек фильма, уже соответствовала всем пунктам из чек-листа Холмана.
Понятно, что новый логотип от компании знаменитого режиссера был замечен прессой и тут же затребован поклонниками фильма, и в качестве аппаратуры для домашнего кино, и как обязательный атрибут хорошего коммерческого кинотеатра. Собственно, в 1983 году подразделение THX было выделено в отдельную частную компанию и начало свою деятельность — сертификацию. Так что первое, что надо знать о THX, это не технология, которая делает что-то со звуком или картинкой. Это набор правил. Правил, с одной стороны, четко оговаривающих, каким должен быть результат, но достаточно гибких во всем, что касается способов достижения этого результата.
Мне удалось с концепциями THX познакомиться ближе на семинаре в Москве, куда приехали Мэтт Северейд (Matt Severaid), менеджер по маркетингу компании THX, и системный инженер Джон Сиело (Jon Cielo). Мероприятие организовало представительство JVC в России, оно прошло при поддержке дистрибьюторской компании DIGIS на базе собственного учебного комплекта. Поводом встречи стал рассказ о том, почему проекторы JVC имеют этот сертификат и какая работа этому предшествовала.
Миссия выполняется
Нынешняя миссия компании звучит глобально и торжественно — Truthful Delivery of the Artist’s Vision («Правильная доставка взгляда художника»), но по сути от исходной цели не отличается. Нужно, чтобы режиссер и зритель видели и слышали одно и то же. Тогда и режиссер останется доволен, что донес идею, и зритель удовлетворен, если эту идею поймет.
Развлечения — это не только кинотеатр. Путь контента начинается со студии, а заканчивается в компьютере, домашнем кинотеатре, автомобиле или проекторе. Поэтому THX имеет «разветвленную» систему сертификаций. К ней компания пришла не сразу.
Как я писал выше, первый сертифицированный кинозал открылся в 1983 году, и долгое время стандарт оставался только на профессиональном рынке. Лишь в 1991-м появляется первый домашний продукт, одобренный инженерами THX, — AV-контроллер Technics SH-THX10. В 1996-м выпущен 5.1-канальный AV-ресивер Onkyo TX-DS939, у которого есть THX Mode. Годом позже фирма открывает сертификацию мастеринга DVD-дисков и выходит релиз фильма «Смерч» (Twister). В 2002-м запустилась программа сертификации автомобильного аудио, в 2003-м — компьютерных игр.
Наконец в 2006-м компания занялась проверкой качества видеоизображения, и уже спустя год в продажу поступают первые плоскопанельные телевизоры Sharp, а в 2008-м и первые проекторы JVC, получившие сертификат THX. Кстати, в 2013-м были разработаны стандарты для 4К-видео, а в этом году и HDR.
Из студии в студию
Как объяснил Мэтт Северейд, зачастую работа над сертификатом стартует еще на этапе строительства студии (похоже обстоят дела и при проверке коммерческих кинозалов). Большая часть звукозаписывающих компаний предпочитает получить сертификат PM3 (Professional Multi-Channel Studio), таких в мире несколько сотен. В стандарте заложено множество параметров: размеры комнаты, время реверберации, изоляция, позиция акустики, сабвуферы и т.п. Выставляются требования и к видеомониторингу, включая проектор, контрастность изображения и точность цветов. На вопрос, зачем от аудиостудии требовать качественную картинку, ответ простой — режиссеры и продюсеры во время прослушивания и просмотра материала принимают критические для фильма решения. Они могут ошибиться, если изображение плохое и не соответствует, например, цветовому решению сцены.
Северейд рассказал, что если студии имеют эти сертификаты, то режиссер фильма может без проблем перейти из одной в другую, и везде он будет слышать одинаковый результат. Таким образом, если над саундтреком работает несколько звукозаписывающих компаний, не случится сюрприза типа «а у нас в студии все играло».
Более серьезный сертификат, который требует бОльших размеров помещения, — THX Studio. Таких во всем мире насчитывается 92 комнаты, в основном у голливудских мейджоров: Walt Disney Studios, Skywalker Sound, Park Road Post Production, Technicolor, Twentieth Century Fox, Todd AO и т.п. В них обычно проходит заключительный этап сведения саундтрека высокобюджетных блокбастеров. Поэтому требования безумно высокие, учитывается каждая мелочь, а так как помещение большое, вся акустика должна четко работать на высокой мощности.
Дальше фильм поджидает следующий этап — просмотровая комната. Она также должна быть сертифицирована по программе Professional Screening Room. Здесь речь идет и об аппаратной составляющей, например, допускаются только DCI-проекторы, чтобы была возможность просматривать исходный материал. Таких комнат в мире совсем немного, поближе к нам есть в лондонском отеле The May Fair…
И вот фильм, работа над которым начата в студии PM3, завершена в THX Studio, он отсмотрен в Professional Screening Room, добирается до кинотеатра, который в идеале должен иметь сертификат от THX. Для коммерческих кинотеатров есть несколько сертификаций, зал может иметь их как все, так и только определенные. Например, есть даже заключение по TASA (Trailer Audio Standards Association) — театр может получить бумагу, что трейлеры в зале играют как надо. И конечно, сертификация по экрану, проектору, акустике и цифровой (D-Cinema) инсталляции. Чтобы получить заветный THX Certified Cinema, нужно пройти все этапы. Компания пишет, что в мире около 4 тыс. таких кинотеатров. Увы, поиск по России на сайте THX не выдает ни одного зала.
Долгая дорога домой
И даже после этого долгого описания мы находимся на полпути к домашнему кинотеатру. Потому что ему предшествует обратный путь, через мастеринг дисков в THX- или PM3-студиях и кодирование видео (еще один сертификат! — THX Digital Cinema HD Video Encoder). И вот диск с пометкой THX наконец-то попадает к вам… И тут опять есть два варианта, как будут развиваться события в вашем домашнем кинотеатре.
Первый, и самый серьезный, — сертификация самого домашнего кинотеатра. Чтобы ее получить, в инсталляционной компании, которая делает вам проект, должен работать специалист, обученный на курсах THX. Опять же, поиск по России выдал единственного инсталлятора… работающего в Киеве.
В общем-то, американские гости на конференции хотели понять, нужны ли курсы для инсталляторов в России, будет ли у нас эта услуга востребована среди заказчиков. Мэтт Северейд рассказал, что этим летом они в Китае планируют обучить около 3 тыс. инсталляторов, которые смогут затем создавать проекты, способные получить сертификат THX.
Этот сертификат домашнего кинозала состоит из четырех частей: комната (изоляция, реверберация, отражения), установка системы (угол, расстояние до акустики), оборудование (конечно же, оно должно само по себе иметь сертификат и правильно сочетаться), интеграция и калибровка (сюда входит общая оценка звука и работа над качеством изображения).
Отмечу, что по аудиочасти сертификация различается по размеру комнаты: мультимедиа, когда расстояние от колонок до экрана меньше 1 м; саундбар — меньше 1,8 м; интегрированная система с дистанцией от 1,8 до 2,4 м; компактная система в помещении до 30 куб. м; Select/Select 2 до 57 куб. м; Ultra/Ultra 2 — 85 куб. м. Эти обозначения часто можно увидеть на THX-сертифицированных AV-ресиверах, рассчитанных на конкретные мощности акустики и габариты комнат.
И второй способ получить THX у себя дома — собрать кинозал самому на технике, которая имеет этот сертификат. Тут важно сказать, что все устройства, получившие одобрение THX, имеют специальный режим «THX Mode». Для ресиверов он значит определенную пространственную и частотную обработку, а для телевизоров и проекторов — коррекцию видеосигнала.
Как JVC получала сертификат THX
Когда мы говорим, что определенный продукт имеет сертификат THX, мы подразумеваем конечный результат, что этот аппарат сейчас соответствует стандарту. И я, честно признаюсь, всегда думал, что компании отсылают продукт в лабораторию THX, выполнив заранее все требования, описанные в документации. Оказалось, что процесс несколько сложнее. Инженеры THX проводят тесты, проверяют технику на сочетаемость (например, колонки в рамках одной категории должны быть заменяемы, чтобы их можно было сочетать с ресиверами в этой категории, и т.п.). После того как тестирование проведено, если что-то работает не так, как нужно, проходит встреча с инженерами компании-производителя, где объясняют недостатки, дают рекомендации.
Работа над сертификацией домашнего проектора JVC и THX начали в 2008 году, но только в 2010-м сертификат для модели DLA-750 был получен — он стал первым THX-проектором в мире. За этот промежуток времени состоялось несколько тестовых сессий в Японии и Сан-Франциско, где обсуждались результаты тестов, определялись этапы работы над необходимыми улучшениями. После них инженеры возвращались на завод и меняли продукт. Причем эксперты THX сами не настраивают изображение, им необходимо отстраниться от продукта и объяснить инженерам компании, где техника работает не так и как она должна работать в итоге.
Как вы помните, у сертифицированного продукта должен появится THX-режим. Сегодня компания в разных видеопродуктах предлагает четыре таких пресета. THX Cinema Mode подразумевает темную комнату, соответствие цветовому пространству Rec. 709, студийную яркость (по-настоящему не очень высокую). Для комнат, где есть освещение, полезным будет пресет THX Bright Room, в котором уже не так строго надо следовать ряду параметров, но выдать, насколько это возможно, яркую картинку при сохранении качества. THX 3D Cinema Mode от обычного Cinema Mode отличается лишь нормами 3D-изображения (перекрестные помехи, минимально допустимая яркость). Наконец, новый стандарт THX 4K включает не только картинку высокого разрешения, но и строгие требования к алгоритму масштабирования из Full HD.
Тесты, которые проводит компания, делятся на три категории. В первую входит все, что относится к цветопередаче. Изначально во всех сертификатах требуют полностью придерживаться стандарта Rec. 709, даже если изначально проектор может воспроизводить гораздо больший диапазон. Другими словами, если включить THX Mode, то цветовой спектр будет принудительно понижен, однако он будет максимально точным. Понятно, что для кино они уже работают со стандартом DCI P3, но в будущем (и это уже часть THX 4K), думают повысить требования и к бытовой технике до Rec. 2020. Столь широкий спектр на практике редко встретишь, он требует 10- или 12-битного сигнала, желательна цветовая субдискретизация от 4.2.0 и другие вещи, которые даже в новом Ultra HD Blu-Ray заявлены, но непонятно, будут ли полностью реализованы в конечных продуктах.
Во время семинара Джон Сиело показал, на каких тестовых картинках проходит как техническая, так и субъективная оценка работы проектора. Цветовая точность, например, субъективно оценивается по фотографии группы детей с разным цветом кожи. И это не толерантность, а насущная необходимость — проверить, насколько правильно и точно проектор показывает кожу, которая всегда считалась сложным объектом для воспроизведения. По другим тестовым картинкам проводят измерения по основным цветам RGBCMY, точно регламентируют баланс белого (D65).
Вторая категория тестов — яркость. Сюда входят измерения контрастности на шахматной доске и равномерности покрытия. Например, отклонение по засветке экранов не должно превышать 10%. Нормы контрастности Сиело раскрывать не стал. Тут же оценивают полноту воспроизведения шкалы серого, как минимум 24 градации должны быть четко различимы.
Третья категория — воспроизведение движущихся объектов. Другими словами, если предыдущие тесты проводились на статичных картинках, то здесь все в динамике. И это целый набор паттернов: компенсация движения (вставка промежуточных кадров), деинтерлейсинг (устранение чересстрочности), дрожание и шумоподавление.
Оценка шумоподавления вызвала больше всего вопросов у присутствующих. На экран выводятся четыре одинаковые сцены в одном кадре, в трех из них добавлен белый шум в количестве –40 дБ, –30 дБ, –20 дБ. Специалисты (как нам объяснил Джон Сиело, в THX только два человека проводят эту экспертную оценку, сам Сиело и его старший коллега) включают на проекторе алгоритм шумоподавления и проверяют, насколько аккуратно он работает. Не должно быть видно шума на картинке, где его изначально нет и с низким показателем –40 дБ, а также в равной пропорции убирать шум на сценах с –30 дБ и –20 дБ.
То есть, если алгоритм будет работать слишком сильно, он удалит шум, который должен присутствовать в сцене (иногда даже намеренно допущен режиссером), но и он не должен быть настолько слаб, чтобы оставлять картинку «без присмотра». Сиело пояснил, что шумоподавление — это компромиссная технология, и от нее можно было бы вообще отказаться, но раз пользователи ее включают, значит, она должна быть учтена THX. Объективно замерить ее нельзя, поэтому они оценивают картинку на основе своего большого опыта.
Помимо обычного THX Mode, у проекторов JVC есть и 3D THX Mode. Чтобы его получить, все измерения делают через 3D-очки. В сертификат входят нормы по перекрестным помехам, падению яркости, контрастности. Причем замеры проходят попеременно для правого и левого стекла очков, и результаты, конечно, должны быть абсолютно одинаковыми.
Кстати, JVC для своих проекторов заказывает очки у Xpand, и многие думают, что могут напрямую купить чуть дешевле и обойтись без лейбла JVC. Однако Xpand специально для JVC делает ряд корректировок, благодаря которым характер картинки правильно сочетается с фильтрами очков, и этим дает возможность получить изображение, одобренное THX. Так что экономить, увы, не стоит.
Выше я писал, что инженеры JVC целых 2 года дорабатывали проектор DLA-750 и его настройки для того, чтобы реализовать в нем THX Mode. Джон Сиело рассказал, что за это время было проведено более 400 тестов. Это была очень непростая работа, потому что это был первый домашний проектор, получивший THX. И его пришлось поэтапно доводить до уровня коммерческих кинотеатральных моделей, потому что иначе «экзамен» проектор не проходил.
Джон отметил, что и для него это была непростая работа, но еще хуже пришлось инженерам JVC. Зато они получили колоссальный опыт и научились достигать профессионального качества на домашних устройствах. Сегодня в линейке 4К-проекторов JVC только две старшие модели DLA-X900R и DLA-X700R сертифицированы THX.
Теперь вы знаете, что, если нажать на пульте кнопку THX Mode, никакого чуда не произойдет. Но включится режим, на тщательную калибровку которого потратили много времени, и потратили его не зря. А чтобы, вот как у Лукаса в просмотровой комнате, так и у вас дома, картинка была одинаковой. Настолько, насколько это вообще возможно.
Комментарий: Алексей Сокольский, менеджер департамента продаж и маркетинга российского офиса JVC
Идея провести подобный семинар появилась давно. Я получил много вопросов о калибровке проекторов JVC, и знаю, что эта тема интересна нашим партнерам. Последней каплей стал наш конкурс на лучшую инсталляцию. Мы получили много хороших проектов, часть из них выполнена в уникальном дизайне, у некоторых интересная реализация, однако оборудование очень часто подобрано неправильно. Например, установлен дорогой проектор, подключен хороший источник, но висит посредственный экран.
Хотя THX и регламентирует принципы создания кинотеатров и подбор оборудования, но для 90% пользователей THX — это просто кнопка на пульте. И моей целью стало донести, что за этой кнопкой стоит труд суперпрофессиональных инженеров над качеством продукта. Скажу честно, от этой работы мы, коммерческие люди, даже страдаем, когда из-за доработки под стандарты THX задерживается выпуск нового продукта. Но качество превыше всего.
Я считаю, что THX — это как 999-я проба на золоте. И если вы собираете источник, проектор и экран с этой «999-й пробой», вы гарантированно получите одно из лучших изображений.
Этим семинаром мы приоткрыли дверь в мир THX. Я увидел, что их стандарты интересны нашим партнерам. Поэтому осенью JVC планирует провести полноценный семинар-обучение по THX. Инсталляторы смогут не только получить качественные знания и умения, но и подтвердить новые навыки на международном уровне. Мне кажется, это серьезное конкурентное преимущество для компаний, которые специализируются на создании топовых домашних кинотеатров.