Само название американской компании Audio Research (в переводе — исследование звука) призвано засвидетельствовать серьезность намерений разработчиков. Если же столь академичный подход кого-то насторожит, поспешим заверить: здесь трудятся не кабинетные теоретики, а практики, связанные с чаяниями аудиофилов кровными узами. Недаром рекламный слоган фирмы «Take everything we know to go where you have never been» означает «вооруженный всем, что мы познали, отправься туда, где еще не бывал».
Среди американских производителей высококлассной аудиотехники фирма Audio Research Corporation (ARC) — одна из старейших. Она была основана в 1970 г. с единственной целью: превратить звуковоспроизведение в новый вид изящных искусств наряду с музыкой и живописью. Кредо фирмы не изменилось и сегодня — усилия инженеров по-прежнему направлены на достижение высшего качества звучания. При этом обновлять модельный ряд специалистов побуждают не требования капризной моды или безжалостной экономии, а реальные достижения в области аудиотехнологий. Штаб-квартира и все производственные площади размещаются в Миннесоте, о переезде в Китай речи нет.
Фирму основал Уильям Зейн Джонсон (William Z. Johnson) (1926–2011), еще в начале 1950-х увлекшийся конструированием аудиоэлектроники. Он практически в одиночку добился в США возрождения ламповой аппаратуры: во времена, когда крупные компании перешли на производство более надежных и дешевых транзисторных схем, он утверждал, что транзистор значительно уступает лампе по точности передачи нюансов музыки. (Время показало, что такая точка зрения имеет полное право на существование.)
Многие эксперты считают Джонсона одним из авторов концепции современного High End-аудио, а специалисты ARC с гордостью заявляют, что каждое их детище способно при надлежащем уходе радовать владельца долгие годы. На практике это означает, что в фирменной мастерской можно придать первоначальный голос практически любому компоненту, выпущенному ARC за всю более чем 40-летнюю историю.
Впрочем, главные герои нашего обзора в такой заботе не нуждаются. Они принадлежат к новейшей «ламповой» линейке Galileo, не случайно названной в честь великого итальянского ученого Галилео Галилея. Считающийся «отцом современной астрономии», он был еще и физиком, механиком, философом, создавал для своих изысканий оригинальные инструменты. Словом, обладал самыми разносторонними талантами, а без этого не обойтись и создателям высококлассной аудиоаппаратуры.
Предварительный, полный и оконечный
Итог труда разработчиков линейки Galileo можно характеризовать как «ностальгия по настоящему». Кажется, будто они, окинув ретроспективным взглядом все достижения Audio Research, воплотили их в новых компонентах и совместили с эстетикой самого современного дизайна. Облик устройств, несомненно, напоминает классические образцы Hi-Fi-продукции 1970-х годов, тем не менее, он вполне современный, и что не менее важно — мгновенно узнаваем поклонниками бренда.
«В основе дизайна серии G лежат три основных понятия: аккуратность, чистота и целостность,— признается Уорд Файбайгер, главный инженер Audio Research. — Они привели к созданию обновленного образа культовой марки, неподвластного капризам времени. Эстетика серии G складывается из контраста матового и черненого алюминия, симметричной раскладки элементов управления, двухцветных рукоятей, радиоламп в сетчатых кожухах и стрелочных индикаторов… Все эти элементы были с почтением заимствованы у разных классических моделей, а затем творчески совмещены в новых изделиях».
На сегодняшний день в G-серия состоит из трех усилителей — предварительного GSPre с фонокорректором и усилителем для наушников, полного GSi75, оснащенного еще и ЦАПом, а также оконечного GS150.
Предусилитель Audio Research GSPre
Построенный вокруг сложной балансной схемы, отличающийся широкими коммутационными возможностями и простотой в использовании, этот компонент станет мозгом вашей аудиосистемы. Он имеет как линейные входы/выходы (несимметричные и балансне) с возможностью их переназначения, так и Phono-вход, а также выход релейного сигнала 12 В для управления включением/выключение других устройств.
Фонокорректор является полностью самостоятельным узлом, оснащен ламповым выпрямителем в источнике питания и работает с любой головкой звукоснимателя (предусмотрена специальная настройка). Для любителей оставаться с музыкой наедине предусмотрен «телефонный» усилитель, способный раскачать наушники с импедансом от 30 до 300 Ом. Усилительный тракт как для линейного, так и для Phono-сигнала работает в чистом классе А, представляя собой дифференциальную схему без обратной связи (входной каскад Phono-корректора собран на JFET-транзисторах, выходной — на лампе 6Н30).
Источник питания с семью уровнями регулирования напряжения основан на трансформаторе с R-образным сердечником (такое устройство позволяет при малых размерах и массе обеспечить высокий КПД и низкий уровень шумов).
Усилитель мощности Audio Research GS150
Идеальный партнер для GSPre. По меркам ламповой аппаратуры он развивает огромную мощность — 155 Вт/кан. (1 кГц, 0,6% КНИ), что предоставляет его владельцу практически полную свободу в выборе акустики.
Усилительный тракт — двухкаскадный, драйвером служат 4 двойных триода 6H30, раскачивающие две пары лучевых тетродов KT150. Кстати, GS150 — первый усилитель фирмы, в котором применяются эти мощные лампы, способные обеспечить на выходе до 300 Вт.
Накопительные конденсаторы источника питания запасают более 1000 Дж энергии, что позволяет мгновенно отдавать в нагрузку большие токи и реалистично воспроизводить акустические колебания (их уже и звуками-то не назовешь) в диапазоне 5 Гц — 80 кГц.
Усилитель оборудован только балансным входом, а также входом релейного сигнала 12 В, что позволяет включать/выключать его по команде с GSPre. На фасад вынесены три стрелочных индикатора: помимо двух, отображающих амплитуду сигнала правого и левого канала, есть еще один, он реагирует на колебания сетевого напряжения.
Полный усилитель Audio Research GSi75
Для тех, кому не по вкусу (или не по средствам) комплект «пред/мощник», фирма предлагает аппарат GSi75, в корпусе которого совмещены предварительный усилитель с Phono-корректором, «телефонным» усилителем и даже цифро-аналоговым преобразователем, и оконечник мощностью 75 Вт/кан.
Разработчики утверждают, что не пошли ни на какие компромиссы в угоду снижения стоимости: в GSi75, как и в других устройствах линейки Galileo, используются самые совершенные технологии и комплектующие. В частности, выходной каскад усилителя мощности собран на лампах KT150, а усилитель для наушников и Phono-корректор — практически такие же, как у GSPre. ЦАП воспроизводит РСМ-файлы практически с любой частотой дискретизации и поток DSD.
Все три усилителя производятся вручную на фабрике AudioResearch в штате Миннесота, США.
А еще?
В арсенале фирмы есть еще один полный ламповый усилитель — 75-Вт VSi75, выходные каскады которого собраны на лампах КТ150. Имеется и три ламповых преда: SP20 (6 несимметричных и два балансных входа плюс по паре несимметричных и балансных выходов), LS17SE c семью линейными входами (в т.ч. двумя балансными) и двумя балансными выходами, а также флагманский LS27, у которого 8 входов (есть и Phono) и 3 выхода, причем все представлены как в несимметричном, так и в балансном варианте.
Что касается ламповых мощников, то помимо GS150 фирма выпускает два двухканальника, 75-Вт Reference 75 SE и обладающий вдвое большей мощностью Reference 150 SE, а также два моноблока — Reference 250 SE и великан Reference 750 (как вы уже догадались, число в названии соответствует выходной мощности).
Кроме того, производится ламповый Phono-корректор LP1, а также Phono-предусилители РН6 и РН8 (топовая модель). Они собраны по гибридной схеме, похожей на ту, которую имеет узел работы с картриджами виниловой вертушки усилителей Galileo: входной каскад на полевых транзисторах, выходной — на лампах 6Н30.
Наконец, есть CD-проигрыватель Reference CD9 с верхней загрузкой и асинхронным USB-портом, оснащенный ламповым каскадом усилителя-формирователя сигнала с ЦАПа, который декодирует аудиофайлы размерностью до 24 бит/192 кГц.
Любителям винила
Во флагманской линейке Reference имеются два полностью ламповых Phono-предусилителя Phono 2SE и Phono 10. У обеих моделей есть два набора входов с возможностью изменить коэффициент предусиления: 51 дБ для балансного/45dB дБ для несимметричного входа или 74 дБ/68 дБ соответственно, а также работать с любым картриджем (предусмотрено 7 вариантов импеданса; если ни один не соответствует характеристикам вашего картриджа, можно оговорить их, и ваши пожелания будут учтены).
Обеспечивается коррекция в соответствии не только со стандартным RIAA-графиком, но и по эквализационным графикам от Columbia and Decca. Усилительный тракт собран на четырех лучевых тетродах 6550С, в блоке питания установлены двойные триоды 6Н30.
Reference Phono 10 — первый в истории Audio Research двухблочный Phono-предусилитель (источник питания вынесен в отдельный корпус). Модель оснащена 7-дюймовым сенсорным дисплеем и лишь двумя кнопками (включения и приглушения звука). Интерактивный дисплей позволяет выбирать входы и переименовывать их, производить эквализацию, настраивать уровень предварительного усиления и прочего вплоть до изменения цвета индикации и фона. Усилительный тракт выполнен по схеме полного двойного моно (даже запитываются каналы от разных источников), работает в чистом классе А без обратной связи.
Трансформаторы, отвечающие за низкое и высокое напряжение, тоже разные, причем «свои» в каждом канале, накопительные конденсаторы запасают энергию, достаточную для работы солидного усилителя мощности (в два раза больше, чем у Phono 2). Входные каскады собраны на восьми лампах 6H30 (по 4 в каждом канале), затем установлены не повышающие трансформаторы. Промежуточные каскады — на полевых транзисторах с высоким коэффициентом усиления, что, по мнению разработчиков, позволяет значительно повысить динамику звучания. Имеется ни много ни мало, 20 ламповых регуляторов напряжения на каждый канал.
Не лампой единой
Отдельного разговора достойна линейка Definition (многозначное слово, которое мы привыкли понимать как «разрешение», но в данном контексте оно ближе к definitive — «определяющий, задающий тон»). Дело в том, что устройства, к ней принадлежащие, не имеют электронных ламп. Это предварительный усилитель DSPre, полный усилитель DSi200, а также три оконечника: стереофонические DS225 и DS450 плюс моноблок DS450М (выходная мощность составляет 2х225Вт, 2х450 Вт и 1х450 Вт соответственно).
В основе их конструкций лежит передовая схема, полностью разработанная инженерами Audio Research. Она носит название твердотельной гибридной: линейный аналоговый источник питания на мощном трансформаторе (он выдает напряжение, за стабильность которого отвечают высококлассные регулирующие узлы), плюс энергосберегающие выходные каскады на MOSFET-транзисторах, работающих в ключевом режиме.
Иными словами, данную конструкцию можно без преувеличения назвать антиподом ламповых усилителей. Во главу угла на этот раз поставлена задача снижения потерь электроэнергии. Можно ли решить ее без ущерба для качества звучания? Известно же: большинство из тех, кто считает себя аудиофилами, близко не подойдут к усилителю класса D, полагая, и не без оснований, что по способности передавать микродинамику он значительно уступает аналоговой схеме класса А–В.
Между тем, компоненты линейки Definition работающие, строго говоря, в D-классе — устройства совершенно иного рода, основанные на полностью балансной схеме и питающиеся, как было сказано выше, не от импульсного, а от линейного источника.
Например, у DSi200 общая емкость батареи накопительных конденсаторов равна 160 000 мкФ, что позволяет отдавать в нагрузку значительный ток. Как такового предусилителя здесь нет — соответствующие цепи являются пассивными (кардинальный способ избавиться от фазовых искажений, вносимых активными элементами).
Нельзя не упомянуть и о CD-проигрывателе СD6. Он, как и его ламповый собрат из семейства Reference, имеет транспорт с верхней загрузкой, USB-порт и ЦАП, способный читать аудиофайлы размерностью до 24 бит/192 кГц.
Напоследок…
… сбросим маску аудиофила и оценим достижения Audio Research в инженерных критериях. Согласитесь, фирма, способная с одинаковым успехом создавать как ламповую High End-технику, как и первоклассные компоненты, работающие в классе D, достойна всяческого уважения. Ее название не обманывает: намерения разработчиков — самые серьезные.