Появление достойного Hi-Fi или High End бренда в наше время не такая уж и редкость. И если чуть поглужбе копнуть историю каждого из них, вырисовывается один и тот же сценарий, который можно описать простой формулой: «выход из тени». Компании или группы инженеров, некогда выполнявшие функцию ODM-производителя для сторонних заказчиков, постепенно набираются опыта и создают собственный бренд.
В эту схему вполне вписывается история бренда Ferrum Audio. Но в каждой истории есть свои нюансы с которыми нам и предстоит разобраться в ходе знакомства с первыми продуктами компании: усилителем для наушников OOR и загадочным девайсом под названием Hypsos.
High End на стол!
Тема настольного Hi-Fi набирает популярность уже не первый год. Если раньше все сводилось к скромным USB-ЦАП-усилителям для наушников родом из Поднебесной, сейчас выбор высококлассного настольного аудио невероятно обширен, в том числе и географически: прекрасные аппараты предлагают не только заматеревшие азиатские производители, но также американские и европейские бренды.
И если в Азии делают ставку в основном на разнообразие и доступную цену, позволяя за умеренные деньги собрать на столе целый стек микро-Hi-Fi компонентов, то европейцы и американцы все больше напирают на звук, каждый раз поднимая планку качества на высоту, недостижимую для конкурентов. Бренд Ferrum Audio дебютировал в сегменте настольного аудио совсем недавно и сразу занял позицию лидера, внедряющего инновации и создающего новые тренды.
Кто они такие и как никому не известной компании удалось организовать себе столь амбициозный старт? Ответ все тот же — «выход из тени». И вся тонкость заключается в том, из чьей тени вышел новый бренд.
Ferrum Audio является детищем польской компании HEM, имеющей 20-летний опыт работы. До недавних пор именно HEM был официальным дистрибьютором Mytek в Европе, а в целом компания позиционирует себя как ODM-, OEM-разработчика специализирующегося на аудиоинтерфейсах с цифро-аналоговым и аналого-цифровым переобразованием Hi-Res-качества, эксперта в технологиях XMOS, DSD и MQA, и т. д.
Не нужно быть великим детективом, чтобы предположить весьма очевидную вещь: помимо дистрибуции Mytek на территории Европы компания HEM также занималась производством легендарных домашних ЦАП и студийных аудиоинтерфейсов. А это значит, что команда инженеров Ferrum Audio в высококлассном звуке действительно не новички.
Основа звука
Первый продукт, выпущенный под брендом Ferrum Audio, получил название Hypsos, и по сути своей он не является аудиокомпонентом, однако его главная задача — повышение качества звучания системы. Если вы уже ознакомились с детальным обзором данного аппарата, выходившим на Stereo.ru, можете смело переходить к следующему разделу, а для тех, кто не был знаком с этим устройством ранее, дам вводные.
Hypsos — это блок питания. Но блок питания, конечно же, непростой. В его основе лежит гибридная схема, объединяющая линейную и импульсную технологии с целью использовать положительные свойства каждой из них: чистоту и отсутствие шумов линейного блока питания с энергоэффективностью и динамичностью импульсника.
В результате подключенный компонент получает буквально идеальное питание. Более того — в устройство интегрированы специальные схемы, которые корректируют выходные характеристики в режиме реального времени, благодаря чему исключаются просадки по напряжению и току в момент, когда энергопотребление резко возрастает.
Идея максимально стабильного и бесперебойного питания доведена до абсолюта внутри фирменной экосистемы Ferrum Audio. Усилитель для наушников OOR подключается к блоку питания Hypsos с помощью специального четырехпроводного кабеля FPL (Ferrum Power Link). Вторая пара проводников обеспечивает обратную связь, которая позволяет нивелировать сопротивление токопроводящих жил кабеля и другие факторы, способные негативно влиять на качество питания.
Фирменный усилитель для наушников OOR — далеко не единственный потенциальный партнёр этого блока питания. Hypsos можно укомплектовать кабелем со стандартным разъемом, а выходное напряжение настраивается в диапазоне от 5 до 30 В с возможностью обеспечить ток до 6А. В прошивке устройства уже предустановлены режимы для большого количества Hi-Fi и High End компонентов.
А при желании пользователь может взять управление питанием в свои руки и поэкспериментировать с настройками выхода в поисках оптимального напряжения для своего устройства: вольтаж на выходе можно менять с шагом 0,1 В с помощью регулятора на фронтальной панели. Это вполне эффективный инструмент тюнинга звука, который в случае с Hypsos еще и совершенно безопасен.
В блоке питания от Ferrum Audio предусмотрен широчайший набор защит: от перегрузки, переполюсовки, короткого замыкания и т. д. Защищает он не только от некорректно выставленных настроек, но и от возможных проблем со стороны сети питания. Одним словом, нет блока питания безопаснее, чем Hypsos.
Усилитель для всех
Устройство под названием OOR было выпущено после Hypsos и является усилителем для наушников. Вся схема от начала и до конца является балансной, но при желании можно подключать к нему компоненты с несимметричными выходами/выходами. Весьма символично в этом плане выглядит комбинированная ручка, объединяющая в себе выключатель и селектор входов. Состояние «выключено» находится в среднем положении переключателя, а поворот вправо или влево включит усилитель с активацией XLR- или RCA-входов соответственно. Так что пользователю надо буквально «выбрать сторону».
Функциональность OOR весьма лаконична, как и полагается High End устройству. Помимо наушников, которые могут быть балансными или небалансными вне зависимости от выбранного входа, есть возможность подключения внешнего усилителя мощности или активной акустики. На этом все. Никаких цифровых входов, беспроводных модулей и прочей новомодной «цифры» в усилителе нет, да и аналоговая коммутация двумя разнотипными входами и ограничивается.
Что же касается схемотехники, то она полностью дискретная и работает в балансном режиме даже если используются несимметричные входы — сигнал, поступающий на разъемы RCA, сразу же преобразуется в балансный и только потом попадает в схему усиления. Среди особенностей производитель отмечает режим работы выходных транзисторов, который не позволяет им переходить в полностью выключенное состояние, удерживая в режиме максимальной линейности передаточной функции.
Включение транзисторов полярное, как в классе АВ, но режим работы ближе к классу А. Благодаря этому удалось минимизировать искажения, но самое главное — транзисторы в любой момент времени готовы высвободить максимум энергии для эффективной отработки динамичных музыкальных пассажей. Отсутствие на пути сигнала конденсаторов позволило максимально расширить частотную характеристику и снизило уровень искажений, сделав усилитель максимально прозрачным и нейтральным.
Рабочие параметры OOR приятно радуют любителя персонального аудио: выходное сопротивление 0,3 Ом обещает хороший контроль даже низкоимпедансных наушников, а внушительная выходная мощность, достигающая 5,5 Вт при нагрузке 32 Ом и 800 мВт на 600 Ом (при балансном подключении), согреет душу обладателям планаров и прочих особенно прожорливых наушников. Для подстройки выхода под чувствительность разных моделей наушников предлагается трехпозиционный регулятор, позволяющий увеличить или уменьшить отдачу усилителя относительно стандартного уровня.
Питание OOR может осуществляться как от обычного сетевого адаптера со стандартным коаксиальным разъемом 5,5/2,1 мм, так и от Hypsos, для которого имеется проприетарный вход.
Пара слов о дизайне
Прежде, чем поговорить о звучании комплекта Ferrum Audio, необходимо уделить хоть немного внимания их дизайну: Hypsos и OOR отлично дополняют друг друга, но этой парочки для воспроизведения звука явно не достаточно. В системе должен быть как минимум USB-ЦАП или же сетевой плеер с аналоговым выходом, с которым будет работать усилитель.
Ни того, ни другого в пару к OOR разработчики пока не предлагают (но есть ЦАП с усилителем для наушников — ERCO), поэтому придется сочетать фирменные компоненты и их весьма запоминающийся дизайн с какими-то другими устройствами. Тут нелишним будет обратить внимание на габаритные размеры HYPSOS и OOR. Их ширина 217 мм — это половина стандартного рэкового размера, а, значит, стоя рядом, они займут на Hi-Fi стойке место одного полноразмерного компонента.
Если же собирать стэк, то в единую стопку с Ferrum Audio отлично впишутся сетевые плееры Aurender с индексом 100, а также ЦАП, сетевой плеер и усилитель мощности Mytek серии Brooklyn. Ширина фасада та же, да и по классу качества все должно сойтись.
Ещё одна тонкость во внешности, которую стоит отметить — подсветка логотипа на обоих устройствах Ferrum Audio. Она имеет плавную регулировку яркости колесиком, расположенным на задней стенке. Для настольных компонентов, которые, вероятно, будут стоять прямо перед пользователем, возможность выбрать комфортную яркость индикаторов очень важна.
Аналоговый звук
Будучи полностью аналоговым устройством, выполняющим фактически лишь одну задачу, OOR просто обязан быть в этом деле безупречным, ведь вокруг столько интегрированных аппаратов, которые неплохо справляются даже со сложными наушниками. Чтобы заставить владельца ЦАПоусилителя использовать с наушниками отдельное внешнее устройство, нужно действительно постараться.
Развеять сомнения в целесообразности использования OOR удалось достаточно быстро. В качестве референса я выбрал усилитель для наушников, встроенный в Brooklyn DAC+, который был (да и по-прежнему остается) одним из наиболее удачных среди интегрированных решений своей ценовой категории. Источником стал Aurender N20.
OOR звучал более масштабно, объемно, при той же степени ясности и детализации тембры были богаче, бас получался более глубокий и точный. Класс качества у усилителя Ferrum Audio явно выше, а характер подачи исключительно домашний, хайфайный, перетягивающий все внимание на мелодию, художественную красоту и атмосферность записей. По ощущению округлости и мягкости звуков OOR напомнил мне звучание усилителей Graham Slee, но показался более детальным, сбалансированным и точным в нюансах.
Музыка в исполнении OOR звучит очень естественно и непринужденно — она буквально льется, не располагая к аналитичному восприятию. В этом плане наилучшим материалом для прослушивания стал традиционный аудиофильский контент. Dire Straits или Patricia Barber можно слушать часами, смакуя каждый вновь открывшийся нюанс и оттенок.
Однако при переходе к более жесткому и энергичному материалу мне не хватило в звучании плотности и напора: например, метал и хард-рок звучали в исполнении OOR как-то нарочито изысканно и благородно. С такой подачей хорошо слушать только концерты, записанные с симфоническим оркестром, но в альбомных версиях явно не доложили «мяса».
И тут я вспомнил про регулятор коэффициента усиления. Достаточно было чуть его увеличить, повернув ручку громкости в строну уменьшения — и все встало на свои места! В звучании появилась недостающая плотность, бас стал более контролируемым и четким, Korn зазвучали злее, а Queen вернули себе фирменный драйв и энергичность, не утратив, впрочем, свойственной им утонченности и шарма.
Таким образом, если уделить немного внимания вопросу согласования наушников и усилителя, OOR проявит себя вполне всеядным в плане музыкальных жанров. Лес Клейпул, Дэйв Гэан и Сергей Рахманинов звучат на этом усилителе одинаково хорошо.
Лучшие партнеры
Вопроса комплектации систем мы уже касались в контексте дизайна и функциональности, теперь же стоит рассмотреть эту же тему с точки зрения качества звука. Характер звучания источников высокого класса со стоимостью, сравнимой и превосходящей OOR, с его же помощью можно определить в мельчайших подробностях. Это значит, что усилителю найдется место даже в High End системе.
В то же время OOR не склонен вытаскивать на свет недостатки воспроизводимого контента или подключенного к нему источника, фокусируя внимание в основном на художественной составляющей музыкального материала. Благодаря этому и со скромным источником прирост качества от появления устройств Ferrum Audio в системе будет заметен, а недостатки остальных компонентов тракта не станут резать слух.
Аналогичным образом ситуация обстоит и с выбором наушников. Прослушивание усилителя я начал с тяжелой артиллерии — наушников Audeze LCD-5 и их младших родственников. Это было тестом не только на качество звука, но и на выносливость, ведь все планары являются довольно сложной нагрузкой. В результате мне пришлось проделывать фокусы с изменением коэффициента усиления.
Для того, чтобы понять, как поведет себя усилитель с менее требовательной нагрузкой, я подключил несколько внутриканальных и полноразмерных моделей с арматурными и динамическими излучателями. Изменение характера звучания от коэффициента усиления проявлялось по-разному в зависимости от мощности и импеданса наушников, вплоть до отсутствия слышимого эффекта. Результат, в общем-то, предсказуемый.
Но в ходе экспериментов ярко проявилось ещё одно свойство OOR: хорошо знакомые модели наушников он раскрывал так, что их звучание становилось совершенно не узнаваемым. Так, например, Beyerdynamic DT 770 Pro удивили исключительной сбалансированностью частотной характеристике, чем ранее похвастать не могли. При этом звук был исключительно детальный, ритмичный и без намека на гулкость или смазанность баса.
Плотность и сфокусированность звука, свойственная закрытым наушникам, у DT 770 осталась, а масштабность , тональный баланс и нюансировка благодаря OOR оказались максимально приближены к полуоткрытым DT 880 Pro и открытым DT 990 Pro. Лишь с откровенно бюджетными моделями такого чуда не происходило, а все остальные начинали играть на удивление хорошо, даже если их стоимость была на порядок меньше стоимости усилителя.
Итог
Все эти эксперименты со сменой наушников и источников дали понять, что парочка OOR и Hypsos является весьма привлекательной аудиофильской инвестицией. Начать можно с одного OOR, имея при этом наушники и источник среднего класса, а по мере увеличения аппетитов уже планомерно и методично двигаться вверх по шкале качества от среднего Hi-Fi до High End, добавив Hypsos, обновляя источник и наушники, но не меняя при этом усилитель.
Что же касается характера звучания, то при всех достоинствах OOR все же не является на 100% нейтральным аппаратом. Разработчики называют его «единственным усилителем, у которого есть душа», и именно это заявление описывает характер звучания в полной мере.
В отличие от аналитичных и перфекционистских студийных усилителей, выдающих всю правду жизни без прикрас, OOR имеет свой подход к музыке — более теплый, душевный и мягкий, скрывающий недостатки и подчеркивающий достоинства. В результате чего высокая информативность и точность звучания сочетается с выразительностью и музыкальностью, свойственной лучшим представителям домашнего Hi-Fi.
выразительное, детальное и сбалансированное звучание, способность вдохнуть жизнь практически в любые наушники
система получается габаритная при скромной функциональности
225 000 рублей
Схемотехника: дискретная, полностью балансный тракт
Диапазон частот: 20-100000 Гц (0,1 дБ)
Мощность балансного выхода: 5,5 Вт на 32 Ом, 0,8 Вт на 600 Ом
Мощность несимметричного выхода: 3,5 Вт на 32 Ом, 0,2 Вт на 600 Ом
Выходной импеданс: менее 0,3 Ом
Входы: XLR, RCA
Выходы: XLR, RCA
Выходы для наушников: XLR 4 пин, Jack (TRS) 6,35 мм
Габариты: 217х206х50 мм
Масса: 1,8 кг