Активная акустика — ультраудобная вещь для тех, кому хочется получить все и сразу с минимальными заморочками. И да, у нас, конечно, весь портал про заморочки, детали, нюансы и прочее, но иногда находит такое настроение, когда хочется просто взять готовое решение, расставить его элементы по местам за пять минут, за другие пять минут настроить, а потом упасть в кресло и наслаждаться.
И новый трифоник от Harman Kardon этой концепции соответствует сполна.
По одежке встречают
У Harman Kardon дизайн всегда идет рука об руку с технологиями. Культовой техники бренд выпустил немало. Чего стоят, например, прозрачные мультимедийные Soundstics, округлые портативные Omni и Onyx, да даже новая линейка умных колонок Citation — все они смотрятся интересно. Но то, что они красивые, не мешает им неплохо играть — и получается этакое два в одном: и звуковоспроизводящее устройство, и практически объект современного индустриального искусства.
Инженерам Harman Kardon я благодарна за то, что они продолжают экспериментировать с материалами и пытаются получить от необычных форм и дизайнов максимум с точки зрения звука, используя современные технологии. И Radiance 2400 — не исключение.
Смотришь на картинку и думаешь: о, тоненькие стройные колоночки, ну какой в них может быть звук. А потом тебе привозят коробку массой в полцентнера и становится понятно, что характеристики нужно было читать внимательнее. Потому что эти «тоненькие стройные колоночки» в высоту — 176 см, корпус у них изготовлен из алюминия, а в его основании находится толстый и широкий диск-противовес. Да, даже с диском один столбик весит всего 8 кг, что по стандартам напольников не так уж и много, но габариты от этого менее солидными не становится.
Колонки состоят из двух элементов: нижнего блока с противовесом и модулями управления и верхнего, в котором установлены динамики. Друг с другом элементы соединяются с помощью гибридной магнитно-механической системы: их нужно совместить, а потом повернуть друг относительно друга до щелчка. Сборка занимает минуту.
Вторая часть комплекта Radiance 2400 — это сабвуфер. Он активный, беспроводной, толстенький и округлый. Если у фронтальных колонок динамики оформлены алюминиевой сеткой, то сабвуфер обернут мягкой тканью в стиле рогожки — похожая используется в системах линейки Citation.
Третьим элементом комплекта является хаб. В хабе сосредоточена вся коммутация — ворох разъемов HDMI и аудиовходов. Плюсом к этому фронтальную панель украшает небольшой сенсорный экран, с помощью которого можно возиться с настройками.
На то, чтобы собрать трифоник и привести его в рабочее состояние, уходит меньше пяти минут — если не учитывать поиск идеального места под сабвуфер. На то, чтобы подключить трифоник к домашней сети, хватает минуты: для этого Radiance 2400 использует платформу Google Home. У системы есть поддержка Spotify Connect, Google Chromecast, AirPlay 2, даже Bluetooth 4.2 на борту — и вдобавок ее видит Roon.
Из интерфейсов доступны аж пять HDMI — четыре входа и один выход с поддержкой ARC. Плюсом к ним есть разъем Ethernet для проводного подключения к домашней сети (я использовала Wi-Fi), оптика и 3,5-мм аудиовход. Для сервисного обслуживания предназначены MicroUSB и один закрытый заглушкой вход. Еще рядом с разъемами находится кнопка сброса настроек.
С хаба можно выбрать несколько пресетов звучания — доступны «Музыка», «Голос», «Фильм». Разница ощутимая: последний прибавляет низов и некой блокбастерности, в то время как «Музыка» как-то собирает композиции и делает их более четкими.
У системы, состоящей из двух независимых колонок, активного сабвуфера и хаба есть одна особенность: каждому ее элементу требуется своя розетка. То есть здесь их нужно аж четыре. Кабели питания, идущие в комплекте, все одинаковые — двухпиновые, с узкими маленькими вилками и одной длины. Друг с другом все элементы системы общаются по протоколу WiSA.
У колонок и сабвуфера возле разъема для подключения питания есть также разъем для сервисного обслуживания и кнопка сброса настроек. В сабвуфере для них предусмотрена небольшая ниша под овальным фазоинвертором, в колонках же они встроены в постамент.
Эффект концерта
Металлические столбики, которыми являются колонки, на деле не так просты, как кажутся. В каждом канале находится по 24 динамика диаметром 1,25 дюйма. Разработчики Harman Kardon постарались одомашнить идею линейного массива, часто встречающуюся в концертной и профессиональной акустике.
Прелесть линейного массива заключается в том, что вертикально расположенные источники звука создают не сферическую волну, а цилиндрическую, и такая волна остается громкой на большем расстоянии, плюс звучит одинаково в достаточно большом диапазоне высот.
Правда, традиционные линейные массивы обычно располагаются в чуть изогнутых по вертикали корпусах — так они бьют дальше и равномернее. Но инженерам Harman Kardon нужно было сохранить стройность Radiance 2400, так что в колонках вовсю трудится DSP.
Свою реализацию линейного массива в Harman назвали Constant Beamwidth Technology. Они уже давно используют ее в профессиональной технике, но Radiance 2400 стала первой домашней системой с такой конфигурацией динамиков.
Интересный момент заключается в том, что колонки, судя по всему, не идентичные. Если обычно в активных системах формата «акустика плюс хаб с коммутацией» правый и левый каналы можно без проблем менять, лишь щелкая переключателем на задней стенке, то в Radiance 2400 одна колонка подписана как левая, а другая — как правая. Возможно, это как раз связано с точной калибровкой динамиков под работу в формате линейного массива.
В нижней части колонок, помимо разъемов и противовеса, находится и вся прочая электронная начинка. Это и модули беспроводной связи для общения с хабом, и усиление — по 125 Вт на канал. Усиление выполнено по технологии Digital Loop Amplifier, которая автоматически корректирует ошибки в сигнале и пытается передать музыку с минимумом искажений.
В сабвуфере установлен 10-дюймовый динамик — он выведен на фронтальную панель, но его не видно, потому как со всех сторон, кроме верхней и нижней, корпус закрыт тканью. Сам сабвуфер — невероятно простой и аккуратный округлый параллелепипед с чуть выгнутой верхней крышкой. Самый сложный момент в настройке Radiance 2400 — это поиск правильного места для установки сабвуфера. Все остальное настолько просто, что даже и говорить об этом не стоит.
Акустика, будучи невероятно тонкой и не имея фазоинверторов, одинаково звучит что в углах, что в свободном пространстве. Да, постамент диаметром почти в полметра не дает ее прислонить вплотную к стене, но в целом с расположением колонок в комнате нет никаких проблем — поставить их можно куда угодно, главное развернуть в сторону слушателя.
Направленность у этой акустики очень интересная. Тот самый sweet spot очень узкий даже при параллельной расстановке, а вот пространство, в котором Radiance 2400 играют «не идеально, но все еще классно и весело» — широкое. Если на примере, то колонки охватывают звуком П-образный диван и выдают вполне захватывающий саунд, но максимальное качество удастся получить, лишь сев идеально по центру.
Еще одна особенность, связанная с геометрией Radiance 2400, заключается в том, что лучше всего эта акустика раскрывается в средне-дальнем поле, то есть на расстоянии от трех метров. Причина кроется в габаритах: самый нижний динамик расположен на уровне 85 см от пола, а самый верхний, соответственно, где-то на уровне 175, и при прослушивании акустики с более близкого расстояния теряется цельность звучания.
В общем, это изящная и тонкая система для достаточно больших помещений. И желательно — с высокими потолками. В хрущевке она ощущаться будет не очень уместно.
Для всех и всего
Если взглянуть на хаб, станет ясно, что Radiance 2400 очень хочет быть полноценным центром мультимедийной системы и взять на себя не только музыку, но также озвучку кино и игр. Об этом говорят аж четыре входа HDMI — для консолей, плееров и других источников.
Я посмотрела «Матрицу: Воскрешение» (которая мне, кстати, понравилась) и могу сказать, что блокбастерную эпичность комплект вполне может передать. Конструкция в формате линейного массива позволяет Radiance 2400 создать «стену звука», которая целиком накрывает тело и дает тот самый эффект масштаба. Разделение каналов отличное, сабвуфер при правильной установке поддает именно столько дури, сколько нужно, не уходя в излишний гул, но передавая именно то ощущение грандиозности, которое заложено в таких фильмах. Голоса на месте — живые, плотные, эмоциональные, сцена объемная, взрывы осязаемые и в них нет излишне долгих послезвучий, забивающих собой следующие за экшеном диалоги.
Конечно, с многоканальной системой она не сравнится — но, возможно, Harman Kardon в будущем выпустит парочку тыловых сателлитов, которые можно будет докупить к системе и подружить с хабом. Технологически, думаю, это будет несложно реализовать. А там уж и с помощью ПО разделить фронты так, чтобы верхние динамики озвучивали Atmos-каналы... Но и в том виде, в котором есть, Radiance 2400 позволяет получить часть кинотеатрального восторга от просмотра фильмов.
С музыкой все намного интереснее. То, что акустика выстроена по принципам профессиональной техники, чувствуется в ее подаче — для дизайнерской системы Radiance 2400 играют слишком ровно. Нет какой-то излишней лайфстайловости с поддутым мидбасом, вычурной яркости на высоких частотах — всего более чем в меру. Звук ровный, приятный, подробный, и при этом он сохраняет эмоциональность композиций, придавая им некую концертность.
Формат акустики позволяет ей играть крупно — та самая волна звука, которая обволакивает в кино, как раз и создает ощущение концерта на какой-нибудь крупной площадке при прослушивании музыки. Голоса чистые, вздохи, сглатывания и ахи перед началом строк не пропадают и не скрадываются. Что Лана дель Рей, что Питер Стил, что Тилль Линдеманн звучат объемно, живо. Концерт Rammstein «Live Aus Berlin» конца прошлого века Radiance 2400 отыграли с правильным масштабом. Может, чуть недоставало злости гитарам и общей напористости в области мидбаса — там, где сателлиты как раз сшиваются с сабвуфером, но именно ощущение живого выступления система воссоздала прекрасно, не упуская эффектности звука и концертного эмбиэнта.
В джазе маленькие динамики работают шустро и точно, достоверно передавая саксофонные истерики и пляску верхнего регистра клавишных и не смешивая их друг с другом. Каждый вздох, каждое касание струн можно при желании отследить. Из-за этого, правда, в некоторых композициях теряется цельность и наблюдать за деталями становится интереснее, чем просто слушать музыку.
Эффект «стены звука» отлично показал себя в шумных треках — различном индастриале, джаз-роке, нейрофанке и дарквейве. За счет своего формата акустика смогла чисто физически передать ощущение накатывающего ритмичной лавиной саунда. Правда, этот эффект сказался на построении сцены во всех жанрах — она казалась значительно более простой и при этом вытянутой ввысь. Вокалисты играли от потолка и практически до пола, становясь поистине гигантскими, и если на каких-нибудь агрессивных треках, заряженных яркими эмоциями, это было уместно, то что-то помедленнее, вроде still-версии «The Day The World Went Away» от Nine Inch Nails или баллад Уиллоу Смит с альбома «R I S E», звучало слишком крупно, теряло часть интимности и лиричности.
Система, кажется, в принципе спроектирована с прицелом на то, чтобы играть громко и масштабно, но при этом она не теряет детальности в звучании на 4% громкости (обычно я включала в диапазоне от 40 до 60 в зависимости от контента). Все в мелодии остается разборчивым и характер не меняется: Radiance 2400 не начинают нежно мурлыкать, а продолжают быть точными и четкими.
Однако самые яркие впечатления я получила не от звука, а от того, насколько легко с этой системой взаимодействовать. Она чрезвычайно элементарно внедряется в жизнь. Подружить ее со Spotify, кинуть на воспроизведение музыку из Tidal или Deezer, запустить трек из собственной библиотеки файлов, открыв Roon и найдя ее как Chromecast Device или AirPlay Device — дело двух касаний экрана. И не нужно ставить никаких дополнительных сторонних приложений, захламляя телефон.
Правильная и удобная реализация ПО, позволяющего взаимодействовать с системой, составляет львиную долю пользовательского опыта, и то, что вокруг Radiance 2400 не нужно прыгать с кабелями, бубном, несколькими перезагрузками — это прекрасно.
Абсолютное удобство
Активная акустика изначально задумывается как универсальное решение для тех, кто хочет приложить минимум усилий и получить максимум результата. И в Harman Kardon Radiance 2400 универсальность возведена практически в абсолют. Прибавьте к этому достаточно спокойный, честный характер звучания с небольшой просадкой в мидбасовом диапазоне — и получится отличное решение формата «все-в-одном», которое еще и выглядит интересно.
Конечно, у него есть свои особенности: то, что требуются четыре розетки, то, что играет лучше всего система в среднем-дальнем поле, то, что сабвуфер придется двигать по комнате в поисках идеального положения, то, что в обычной квартире с низкими потолками столбики Radiance 2400 будут чувствовать себя тесно. Да и звук, который стремится к профессиональному, тоже не каждого устроит.
Но я не могу сходу вспомнить, какой комплект оборудования — пассивные напольники, сабвуфер, усилитель и стример — за аналогичную стоимость будет обладать теми же функциями и хоть немного похожим характером звучания.
Масштабный звук, интересный дизайн, простота подключения и управления, разборчивость на низкой громкости
Немного отстраненный характер звучания, легкий провал в мидбасовой области, нужны четыре розетки и, желательно, высокие потолки
249 990 рублей
Тип: активная аудиосистема формата 2.1 с хабом с функциями стримера
Акустика
Тип акустики: линейный массив в закрытом корпусе
Динамики: 24 х 32 мм, широкополосный формат
Мощность: 2 х 125 Вт RMS
Диапазон воспроизводимых частот: 35 Гц — 20 кГц (с учетом сабвуфера)
Беспроводная связь: WISA
Габариты: 1769 х 320 мм (с учетом станины)
Масса: 7,6 кг
Сабвуфер
Акустическое оформление: фазоинверторное
Динамик: 1 х 260 мм
Мощность: 200 Вт RMS
Габариты: 296 х 400 х 296 мм
Масса: 14,6 кг
Хаб
Входы: 4 х HDMI (HDCP 2.3, поддержка HDR10), оптический, AUX, Ethernet
Выходы: 1 х HDMI ARC, оптический, AUX
Беспроводные интерфейсы: Bluetooth 4.2, Wi-Fi 802.11 a/b/g/n/ac