Этот проектор стал для многих большим сюрпризом. Мало кто мог предположить, что JVC выпустит модель, использующую не фирменную технологию D-ILA, а микрозеркальную DLP, да еще и с одним чипом. Но она стала столь популярной, что свободный аппарат для тестирования нам удалось заполучить лишь спустя полгода после начала поставок.
Первое, что хочется сказать о JVC LX-UH, это очень нетипичный проектор для JVC, но только в плане используемой технологии создания изображения. Он очень компактный в сравнении с другими моделями компании, но в главных (с точки зрения пользователя) вещах он удивительно похож на «старших братьев». Да, компания JVC никогда до этого не использовала сторонние чипы для создания моделей для ДК. Но пойти на такой шаг ее заставило положение на рынке, где Full HD-проекторы давно не котируются, а в нижнем ценовом сегменте производители 4К-проекторов уже начали откровенно демпинговать, попутно активно понижая качество изображения своих моделей. Бороться с ними можно только их же оружием, предоставив потребителям альтернативу — недорогой 4К-аппарат, но с хорошим для своего уровня качеством изображения, что, собственно, JVC и сделала.
Использование собственной схемы с тремя D-ILA-матрицами для нее означало бы неминуемое увеличение цены проектора, поэтому в качестве основы инженеры JVC выбрали 0,47-дюймовый DMD-чипсет с оптическим актуатором. Последний, как и система E-shift, повышает разрешение за счет быстрого наложения одного полукадра на другой, но сдвинутый на полпикселя по диагонали. Только в данном случае такое преобразование выполняется дважды без потерь в качестве, потому что DMD-чипы быстрее, чем любые другие матрицы.
В паре с ним работает 6-сегментное цветовое колесо, а источником света служит классическая лампа высокого давления, спектр которой несравнимо лучше, чем у недорогих лазерно-фосфорных решений. Кстати, это справедливо и для проекторов с ценой в 3-4 раза выше — лампы и там пока что выигрывают по соотношению цена/качество у лазера с фосфором. Здесь же об отсутствии лазера не приходится жалеть еще и потому, что ресурс лампы в экономичном режиме достигает 10 000 часов, то есть лишь вдвое меньше, а вовсе не на порядок, как любят утверждать поклонники новых технологий.
На этом сходство с другими 4К DLP-проекторами аналогичной цены у JVC LX-UH1 заканчивается. Чтобы ни говорили «эксперты», но для него использована оригинальная платформа — полного аналога с другим именем у этого проектора вы не найдете. В отличие от конкурентов здесь использован более качественный оптический тракт. Да, линзы объектива в нем из пластика, но, как говорится, пластик пластику рознь! И это очень хорошо видно, если картинку с JVC LX-UH1 растянуть дюймов до 150 по диагонали — никаких аберраций и расфокусировки по краям! Можно разглядеть каждый пиксель, если, конечно, экран будет соответствующий.
Объектив здесь имеет возможность сдвига не только по вертикали, но и по горизонтали, причем в довольно широком диапазоне для DLP-проекторов: 60% и 23% соответственно. Напомню, обычно у микрозеркальных аппаратов с ценой до 200 тысяч вертикальный сдвиг не превышает 15%, а в двух направлениях объективы сдвигаются только у крупных моделей с ценой под 400 тысяч. Все настройки оптики, естественно, с ручным приводом. Кратность зума составляет 1,6.
По части коммутации все стандартно, точнее — соответствует самым последним стандартам. В наличии есть два HDMI-порта, один из которых имеет версию 2.0 и поддерживает HDCP2.2, а второй — v1.4b для совместимости с плеерами прошлых поколений. К ним на всякий случай добавлен аналоговый VGA, 12-вольтовый триггер и RS-232 для управления, а также USB-A для питания коммутационных устройств вроде беспроводного HDMI-адаптера. Разъем miniUSB предусмотрен для сервисных работ.
Соответственно, проектор поддерживает большую часть видеостандартов, включая 4К-видео с HDR10 и HLG. Причем не просто отображает такое видео, но и показывает его прилично — не придерешься. И это всецело заслуга инженеров JVC. Многим кажется, что сама по себе поддержка HDR гарантирует прекрасное качество изображения. Как бы не так! На деле очень трудно сделать его безупречным даже при великолепных исходных данных. А уж в относительно простых аппаратах создатели, чтобы изобразить прирост качества, чаще всего идут на простые уловки, просто задирая до предела яркость и насыщенность цветов в настройках, отчего реальная контрастность в кадре убивается до совсем уж неприличных значений, а краски окончательно теряют свою естественность.
Здесь же инженерами найден, пожалуй, оптимальный баланс этих характеристик. Картинка яркая, но не пересвеченная. Детали не теряются ни в светлых кадрах, ни в темных, но и контрастность остается на пределе возможностей чипа. Да, темные сцены по факту получаются не такими уж и темными, зато при просмотре ничего не теряется, все остаются довольны. Краски же при переключении контента с SDR на HDR, кажется, будто не меняются, оставаясь такими же, хотя по факту изменения, конечно же, есть.
Единственное, что проектор не поддерживает, это 3D, о чем стоит помнить при покупке. Впрочем, сегодня этот формат интересует лишь тех, кто накопил большие коллекции фильмов с объемной картинкой. Для остальных он уже потерял актуальность.
Мне довелось наблюдать за реакцией людей на групповых просмотрах видео на этом проекторе, и вне зависимости от контента все неожиданно единодушно одобряли качество изображения, включая вашего покорного слугу. А ведь большинство было настроено весьма критически, зная о том, как обычно показывают недорогие 4К-проекторы.
В общем, на удивление удачная картинка получилась у JVC. Главное — выбрать нужные настройки в меню! Их, кстати, не так уж и много, особенно в сравнении с разнообразием в дорогих D-ILA-моделях компании. Режим изображения лучше выбрать «Натуральный». В «Кино» контрастность искусственно завышена, чтобы придать темным оттенкам большую глубину, но проработка деталей в тенях в этом случае становится не такой филигранной, да и светлые сцены теряют в яркости. Динамическую диафрагму и динамическое же улучшение контраста лучше выставить на средние значения — инженеры явно настраивали картинку под них.
Яркость советую выставить под экран, учитывая поглощение на нем, по стандартной таблице с меткой «чернее черного». Все! Больше ничего настраивать не придется. Разве что выставить цветовую температуру на «теплую», чтобы в реальности она соответствовала заветным 6500К. Калибровать же такой аппарат можно лишь при непреодолимом желании это сделать — большой необходимости в этом нет. Аппарат отлично показывает, что называется, «из коробки», а это встречается совсем не часто.
Измерения
Все замеры проводились в демозале компании Digis, поэтому абсолютные данные можно напрямую сравнивать параметрами других моделей JVC. Экран для первоначальной настройки использовался с коэффициентом отражения 0,7, диагональ 130 дюймов. Помещение полностью затемнялось. Чтобы по максимуму исключить влияние полотна и помещения на результаты, проводились измерения не отраженного света, а «в потоке», при этом датчик располагался по центру изображения.
Визуально проектор настроен оптимально. Хотя и по результатам измерений этого не скажешь. Максимальный цветовой охват по площади схож со стандартом Bt.709, но выглядит так:
Баланс цветов при выборе «теплой» настройки цветовой температуры довольно ровный, с небольшим превалированием синей составляющей. Реальная температура при этом в среднем по диапазону составляет 6900К
Градации серого идеально отрабатываются не при выключенной динамической регулировке диафрагмы, а при выборе среднего диапазона ее открытия, что видно по нижеприведенному графику яркостного отклика
Яркость белого при большинстве вариантов выбора настроек в меню остается очень высокой — около 612 кд/м², то есть проектор легко сможет работать и с экранами в 180 дюймов по диагонали с коэффициентом отражения 1,0. От настроек кардинально зависит уровень черного. При рекомендованных он составляет 0,597 кд/м², то есть реальная контрастность около 1025:1. Ее можно повысить, выбрав режим максимального улучшения контраста в меню и режим максимального диапазона регулировки динамической диафрагмы. В этом случае она составит 4359:1. Но изображение будет не столь детальным, а график отклика будет выглядеть так:
Выводы
Первый опыт компании JVC в создании модели для ДК начального уровня оказался весьма удачным. Проектор получился ладным, не потерял столь необходимые в жизни фирменные фишки вроде качественной и гибкой в установке оптической системы. Но главное — он получил на редкость сбалансированную по характеристикам и качеству картинку, которая удовлетворит большинство как простых зрителей, так и придирчивых профессионалов.
Отличное сбалансированное изображение, компактный корпус, качественный объектив с возможностью сдвига в двух направлениях, низкий уровень шума работы вентиляции, большой срок службы лампы
Для этой ценовой категории нет
149 900 рублей
Технология проекции: один 0,47-дюймовый DMD-чип Texas Instruments
Выходное разрешение: 3840x2160
Объектив: с ручной регулировкой, зум х1.6
Сдвиг линз: по вертикали 60%, по горизонтали 23%
Источник света: лампа NSH 240 Вт, ресурс до 10 000 ч (экономичный режим)
Диагональ изображения: от 60 до 200 дюймов
Световой поток (максимальный): 2000 ANSI-лм
Динамическая контрастность:100 000:1
Поддерживаемые разрешения входного сигнала (видео): до 3840x2160/60p
Входы/выходы: HDMI v2.0 с HDCP 2.2 (18 Гбит/с), HDMI v1.4, Trigger (мини-джек, 12 В пост. тока), Com-порт (RS-232C, D-sub 9-контактный)
Акустический шум: 29 дБ в экономичном режиме работы
Габаритные размеры (ШxВxГ) (без выступающих частей): 332x135x333 мм
Масса: 4,8 кг