Японская компания Nagaoka уже много лет производит головки звукоснимателя и сменные иглы, а также головки и иглы OEM для сторонних производителей. Начав свою деятельность в 1940 году с обработки алмазов и рубинов для технических нужд, компания постепенно серьезно расширила производство.
Со временем появились и головки звукоснимателя, и иглы, и аксессуары для винила, хотя и сейчас, помимо этого, у компании существуют другие направления, в том числе и не связанные никак со звукоизвлечением. Но вот что касается головок и иголок — здесь все много лет как поставлено на поток. Притом с некоторыми особенностями. Головки Nagaoka — всегда и только ММ по конструкции, хотя сам производитель называет их не Moving Magnet, а Moving Permalloy, что в целом не меняет суть, но объясняет и некоторые особенности используемых материалов, и индекс MP в названиях моделей. В нашем тесте оказались пять из шести выпускающихся моделей — MP 100, 110,
150, 200 и 300, для полного набора не хватило только MP 500, но ей я постараюсь уделить внимание в будущем отдельно. MP 500, как, впрочем, и MP 300, из-за своей цены несколько отходят от среднестатистических представлений об обычных ММ-головках, да и звучат не совсем обычно.
Внешне модели схожи и отличаются маркировкой и цветом корпусов, а конструктивные отличия можно изучить в сводной таблице, приведенной в конце теста, я же постараюсь сосредоточиться на звуковых особенностях каждой модели. Но сначала несколько нюансов. В продаже головки бывают как в комплекте с шеллом, так и без него. Шеллы Nagaoka качественны и удобны, у младших моделей они более легкие, а MP 300 и 500 комплектуются более тяжелыми шеллами с возможностью настройки азимута. Провода в шеллах одинаковые, удобные за счет своей гибкости и, по моему опыту, весьма приличного качества. Комплектация шеллом увеличивает стоимость примерно на 3000 рублей. Но в нашем тестовом комплекте оказались модели как с шеллом, так и без, поэтому, да и для чистоты эксперимента, все головки тестировались без шелла, сначала пройдя приработку, а потом прослушивание поочередно в двух на различных тонармах. Кстати, о тонармах и приработке — головки имеют в целом более низкую податливость иглодержателя, чем многие ММ, поэтому скорее их стоит рассматривать в связке с тонармами с не самой низкой эффективной массой. А приработка — в целом не такой уж неприятный и долгий процесс, как то иногда бывает. Вообще о конструкции и материалах головок Nagaoka можно рассуждать долго и подробно — это и использование самарийкобальтовых магнитов и пермаллоя в конструкции, и специально подобранные пластики с особыми свойствами, и различные особенности конструкции, и собственные иглы и иглодержатели различного свойства. Головки отличаются друг от друга далеко не только цветом корпуса и ценой — все-таки репутация компании обязывает. Еще стоит упомянуть одну интересную особенность, указанную во всех паспортах, — о гарантированном сроке службы иглы в 150—200 ч. Это не совсем соответствует действительности. Точнее, если слушать только совсем запиленные и вдобавок грязные пластинки, то, наверное, уложиться в срок можно, но, по моим наблюдениям, в обычных условиях и при правильных настройках на пробеге в 400—500 ч у «Нагаок» никакой деградации звука не наблюдалось. Статистики по более долгому и относительно достоверно подсчитанному пробегу у меня нет.
Прослушивание я начал с модели MP 100. Звучание округло-смягченное, погружающее в себя, в свое настроение и, что важно, в музыку, а не звуки. Характер звука скорее темный, немного тягучий, с достаточно большим округлым басом, открытой и одновременно насыщенной серединкой и неяркими верхними частотами. Эмоциональность подачи достаточно высокая и одновременно сглаженная. То же самое можно сказать и о динамике — звук и не сваливается в кашу, но он густо-насыщенный и неспешный. В нем совершенно нет грубости или навязчивости, хотя некое упрощение нюансов и нехватка детальности на сложных записях заметны. Сцена плотно-насыщенная, шарообразная и масштабная.
MP-110 в чем-то обладает схожим почерком в плане подачи эмоций. Звук более быстрый и прозрачный, нет такой густоты и текучести, характер смягченный, но на средневерхней части диапазона иногда получается резковато-ярко. Не постоянно, всплесками, не всегда зависящими от сложности записи. В целом головка выдает и на непростой музыке упругий и читаемый звук. Динамика и детальность кажутся чуть более высокими по сравнению с 100-й моделью. Сцена больше выстраивается в глубину, читаемость образов не всегда поддается логическому описанию, когда-то она лучше, когда-то хуже.
MP-150. Звук плотный, упругий, однако также лишенный явной наглости. Здесь тоже заметна яркость и переливчатость красок, но в пределах разумного, без навязчивости. Прослеживается почерк, который хочется назвать винтажным за некую мягкость и отсутствие неестественной въедливости в сочетании с явственно музыкальным характером.
У этой модели акцентирование основных тонов и явный упор на ритм более заметны, чем у всех остальных, особенно это слышно на средневерхнем диапазоне. Сцена шире и глубже, не такая плотная, с более светлой окраской и звука как такового, и ощущения пространства.
MP-200 — более воздушная, прозрачная и детальная головка по сравнению со всеми предыдущими. Середина и верх лишь чуть-чуть подчеркнуты, совершенно без резкости или грубости. Мягкость в звуке присутствует, но в том количестве, чтобы сделать звук комфортным и располагающим к длительному прослушиванию, но никак не смазать нюансы и детали. Эти качества равномерно распределяются по всему диапазону, делая звучание цельным, но узнаваемо-характерным. Сцена широкая, умеренно глубокая, с четко читаемыми, подвижными образами и планами. И прослеживается еще некая непредсказуемость, замеченная у предыдущей модели, — записи могут прозвучать очень по-разному, не всегда даже понятно, почему именно так.
MP-300. При прослушивании возникает ощущение, что по каким-то характеристикам эта модель — шаг через две-три ступеньки по сравнению с моделью предыдущей. Сохраняется деликатность и аккуратность подачи, но звук отчетливо становится более детальным, прозрачным, с большим количеством явно слышимых оттенков и нюансов. Если в предыдущих моделях можно было заметить качества, которые часто свойственны ММ-головкам, то тут при прослушивании, если не знать, что слушаешь, можно подумать, что это, возможно, и МС-головка. Частотный диапазон ровный, без каких-то перекосов, есть и хорошо проработанный бас, и открытая середина, и чуть смягченные, но вполне прозрачные и разнообразные верхние частоты. В звуке сочетаются естественность, музыкальность и весьма неплохая динамика.
В целом все эти головки — очень интересный материал для исследования. Большинство из них, точнее все, кроме 110-й модели, мне давно и хорошо знакомы, и это одни из наиболее интересных и разносторонних ММ-головок, среди тех, что сейчас выпускаются. Отсыл к некой винтажной подаче будет весьма симпатичен тем, кто хорошо знает лучшие образцы ММголовок 70—80-х годов. Не то, что сейчас часто встречается, — зубодробительная резкость и напор стеной, а наоборот, аккуратность и доля теплоты, которую многие ищут. И при всем этом — модели разные, они и похожи, и различаются одинаково сильно, для каждой можно подобрать свой тракт и свои наиболее подходящие музыкальные жанры. В то же время, даже младшая модель MP-100 может при правильном подходе оказаться весьма универсальной. Или, скажем так, более универсальной, чем многие другие головки, доступные для приобретения.