Какой бы мрачной ни была ночь, после нее наступает утро. Ослепительный, но приятный блеск солнца, радостные мотивы птичек, не менее радостные лица прохожих: вот оно, наконец-то настал новый день! Пусть читателя не смущает некая доля сарказма касаемо радостных лиц: если хорошенько присматриваться, их все-таки можно повстречать. А что касается всего остального, то природа-матушка старается держать баланс, пусть и не всегда понятный. В любом случае, здесь личное дело каждого прохожего, с каким лицом и в какое время суток проходить мимо наблюдательного автора.
Но сегодня акцент будет именно на прохожих-жаворонках, с их бодростью и энергией, с блеском в глазах и готовностью покорить мир, пока не стемнело. Светлая сторона джаза видится именно такой: распахните шторы, поймайте дисплеем смартфона солнечный луч, присмотритесь в глубину плейлиста и с уверенным спокойствием выбирайте то, что вторит окружающей обстановке.
Wynton Marsalis — «Louis Armstrong's Hot Fives and Hot Sevens»
Первое, что бросается в глаза — это, конечно же, имя мэтра в названии альбома. Если особо не вчитываться, можно включить первый трек и поймать себя на мысли: «Ого, наверное, это что-то из архивов Луи, неизданные шедевры классики!». В принципе, с этим же настроением можно продолжать слушать альбом, и никакого подвоха вы не заметите. Хотя его, собственно, и нет. Единственное, что стоит учесть: исполнитель треков — совсем не Луи.
Уинтона Марсалиса, одного из самых популярных трубачей современности, должен знать каждый, кто хотя бы слегка следит за событиями в мире джаза. Талантливый джазмен, выходец из Нового Орлеана, он стал первым джазовым композитором, который получил престижную Пулитцеровскую премию. Количество «Грэмми» на этом фоне можно даже не считать. Руководитель джазового оркестра Линкольн Центра, музыкант, которому при жизни установили памятник — понимаете, да?
Но вернемся к альбому. Его без зазрений совести можно назвать продолжением творчества Луи Армстронга, новой ступенью в развитии его легендарных «Горячей пятерки» и «Горячей семерки». Стилистика, ритмика, композиции — просто лифт в 30-е годы, где труба, кларнет, тромбон и ритм-секция под началом Луи были иконой джаза.
Марсалис с компанией настолько аутентичны в исполнении, что просто дух захватывает. Где-то вальяжно, где-то задорно, но всегда остроумно, предельно технично и разнообразно, этот альбом одним своим релизом обеспечил себе место на полках ценителей классической школы. Окно, через которое на светлую сторону джаза проникают солнечные лучи.
Brandon Sanders — «Compton's Finest»
Критики говорят, что этот альбом является серьезным достижением для Брэндона. Что он вовремя распрощался с помпезностью и желанием кому-то что-то доказывать, и, наконец-то, сосредоточился на подаче материала. Любопытно, как это все можно было разглядеть в творчестве джазового барабанщика?
Комптон — это город в пригороде Лос-Анджелеса, который имеет не совсем хорошую репутацию у местных. Именно в этом городе вырос Брэндон, и, видимо, хорошо проникся местной атмосферой. Но, как часто случается, со временем хочется помнить только хорошее, а все нехорошее взять и забыть. Поэтому автор настаивает, что какой бы плохой ни была репутация, везде (даже на лицах прохожих) можно найти позитив, подчеркнув приятное, а о неприятном и так все всем известно.
Альбом получился действительно приятный. Хоть его и сложно рассматривать с точки зрения автора-барабанщика, ведь здесь, кроме ритма, есть многое, на что стоит обратить внимание. Например, вибрафон, которому в большинстве треков хочется отдать ведущую роль. Его же можно назвать основным виновником атмосферности и теплоты во многих треках.
Солирующий саксофон, рояль, женский вокал — все это словно намеренно хочет скрыть от слушателя заслуги барабанщика-автора альбома. Но вдруг в этом и заключается прощание с помпезностью, стремлением выдвинуть себя на первые планы, которые были отмечены критиками? Впрочем, не так это и важно. Главное, что светлая сторона теперь заимела на один интересный альбом больше.
Pascal Le Boeuf — «Ritual Being»
У света тоже бывают полутона. И даже ночи бывают светлые. Не сочтите за попытки оправдать этот альбом за его мрачноватое настроение, потому что это они и есть. Но все же, несмотря на общую тему подборки, разбавим хорошее настроение чудным, необычным, неординарным альбомом.
У света могут быть свои ритуалы. Как ночные джазовые мотивы предполагают определенный ряд действий и визуальную картинку, так и у светлой стороны может быть что-то подобное. Да и чего скрывать, у каждого из нас за время жизни формируются свои ритуалы, которые мы осознанно или не очень повторяем время от времени. Этой идеей озаботился Паскаль Ле Беф, взяв за основу опыт обучения джазовой импровизации в аспирантуре Принстонского университета. В результате получился действительно оригинальный альбом, с такой же оригинальной идеей.
Под «ритуальным существом» здесь наверняка подразумевается человек, а сам альбом, со слов автора, посвящен нашим повседневным привычкам. Паскаль предлагает всем нам задуматься, вспомнить, понять и осознать, какие действия мы совершаем автоматически, не задумываясь, и к каким последствиям они могут привести. Такую идею нечасто можно повстречать в музыкальной среде, и, откровенно говоря, прослушивание музыкального альбома сложно ассоциировать с этим достаточно неординарным посылом. Но, тем не менее, альбом стоит внимания: мастерское исполнение, техничность, нестандартный саунд.
Или хотя бы потому, что он попросту не похож ни на что другое. В нем хранится какая-то своя гармония, которая чередуется то с тревожностью, то с расслаблением. Сумев накалить атмосферу до предела, в следующем треке Паскаль может взгрустнуть и одновременно удивить диковинным сочетанием основного посыла, вокруг которого почти импровизацией вьются виртуозно сочетаемые инструменты. И пусть идейная тема почти прошла стороной, но даже так — в этом альбоме определенно что-то есть.
Nina Simone — «You've Got To Learn (Live)»
Господа аудиофилы, будьте добры, уступите меломанам места в первых рядах. Потому что если предыдущие три альбома могут претендовать на обе аудитории, то этот имеет совсем другую, почти сакральную ценность для меломанов. Но никогда не поздно сделать пол-оборота в их сторону, отключить аналитический аппарат и прокатиться на лифте, который простаивает после поездки к Луи.
Нина Симон — и этим все сказано. Зал славы Грэмми, одна из самых влиятельных исполнительниц джаза ХХ века, от приступов возмущения до гениальных импровизаций — в этом вся Нина. Всеобщая любовь и несомненная популярность, которые преследовали ее на протяжении всей карьеры, часто подразумевали под собой выступления на различных мероприятиях и фестивалях.
Каждое такое выступление — уникальный случай, уникальное настроение, уникальная импровизация. Все это непременно старались записать, запечатлеть и выпустить как альбом. Но потом, как это часто бывает, где-то в каких-то архивах на дальних полках обнаруживается настоящее сокровище, которое нигде не издавалось и даже никем не прослушивалось. Так случилось и в этот раз.
«You've Got To Learn» — результат записи выступления Нины на Ньюпортском джазовом фестивале 2 июля 1966 года, что добавляет ему еще чуток ценности: не так часто ее можно было увидеть на сцене этого мероприятия. Тем не менее, творческая отдача была полная, это можно оценить даже по ремастеру из моно-записи. Да, кое-где Нина позволяет себе неточности, где-то нота получилась на пол тона выше, но даже в этих моментах ее голос и настрой не теряют уверенности. Создается впечатление, что она просто позволила себе ошибиться, и точка.
Альбом небольшой, последний трек был исполнен в рамках бурных оваций публики и требованиям «на бис». Записи вышли атмосферные, далеко не идеальные, но качественные недостатки совсем не хочется брать во внимание. Позвольте себе и вы сессию чистого ретро-удовольствия — на светлой стороне это поощряется самыми приятными эмоциями.