В любой области существует своя иерархия, свой «табель о рангах». Диапазон наушников простирается от непритязательных вкладышей для MP3-плейеров, телефонов и т.п. — до... Stax.

Японская компания снискала мировую известность благодаря выпускаемым ею электростатическим наушникам. «Почему электростаты?» — вопрошает STAX на своем интернет-сайте. И тут же отвечает: «Просто потому, что они обеспечивают наилучшее звучание».

Действительно, электростатический преобразователь имеет неоспоримые преимущества перед другими, например, электродинамическим: несущая статический заряд (отсюда название) легчайшая и, следовательно, почти безынерционная майларовая диафрагма, движимая неподвижными электродами-статорами, ориентированными на равном расстоянии спереди и позади нее, очень точно отслеживает сложный рельеф музыкального сигнала.

Один из старейших аудиопроизводителей, ведущий свою историю с 1938 года (имя STAX появилось двенадцатью годами позже), возделывает электростатическую ниву без малого полвека: первые наушники марки STAX появились в 1960-м. Впервые же компания обратилась к ЭС-технологии даже раньше, выпустив в 1954-м электростатический твитер. Интересно, что наряду с наушниками STAX почти тридцать лет (с 1964-го по 1992-й) выпускала полнодиапазонные электростатические акустические системы. SR-007 MkII занимает верхнюю позицию в фирменном каталоге. Ее предшественники — конструктивно близкие High End-модели SR-Omega (1993) и SR-007 (Omega II, 1998).

Сами наушники выглядят довольно массивными, но при этом очень удобны и не тяжелы. Их можно слушать несколько часов, совершенно не испытывая дискомфорта

Излучатель фиксируется в шасси из синтетической смолы и металлическом корпусе, что обеспечивает надежную защиту очень чувствительной системы от вибраций. На чашах предусмотрены обычные обозначения L и R; можно ориентироваться и по маркировке на кабеле: на левом проводе видим сплошную продольную линию, а на правом — прерывистую. Амбушюры и оголовье отделаны мягчайшей черной кожей ягненка превосходной выделки. Благодаря тому, что чаши вращаются, слушатель может достичь максимально удобного прилегания их к ушам.

Партнер SR-007 MkII — усилитель SRM-007 tII (компания называет его driver unit) также является флагманом в соответствующем семействе STAX. В приборе реализована балансная схема, оконечный каскад построен на четырех двойных триодах 6FQ7 (по два на канал). На передней стенке расположены сетевой выключатель, два пятиконтактных разъема для двух пар наушников, селектор входов с индикаторами и необычная бифункциональная поворотная ручка, объединяющая функции регулятора громкости и баланса: двумя плотно прилегающими друг к другу большим и малым кольцами регулируется громкость правого и левого каналов; при общем изменении громкости ручка вращается как единое целое. Предусмотрены три входа (2 RCA, 1 XLR), а также один выход.

Качество изготовления компонентов свидетельствует об очень высоком классе. Под стать и звучание, которое сразу же берет в плен. В области высококачественных наушников модель SR-007 MkII в связке с обеспечивающим ее функционирование ламповым устройством SRM-007tII — это даже не High End, а Top End.

Звукоизоляция, естественно, невысокая: диафрагмы чутко улавливают внешние шумы. Однако стоит ли говорить о звукоизоляции при рассмотрении компонентов подобного класса по преимуществу открытой конструкции: мирятся же обладатели «больших» High End-систем с уличным шумом... Надо заметить, что в настоящее время в каталоге STAX наряду с открытыми представлены закрытые наушники (модель 4070) и даже наушники-вкладыши (SR-003) — тоже электростатические! Расхожие выражения вроде «погружения в музыку» или «наслаждения музыкой» в этом случае уместны как никогда. По правде говоря, я не слышал наушников лучше этих.

Наушники и усилитель STAX представляют собой единую систему, тщательно согласованную по параметрам.

При сравнении данного дуэта с недавно тестировавшимися высококлассными наушниками с традиционными излучателями возникло чувство легкой досады, поскольку полюбившиеся тогда всем наушники проиграли STAX просто-таки вчистую. Справедливости ради надо заметить, что STAX (в комплекте с усилителем, с которым наушники неразлучны) во много раз дороже. Вполне логично: электростаты уровня STAX — это эксклюзивное звучание и, естественно, немалые деньги.

В сущности, STAX устанавливает самые высокие стандарты в соответствующем классе устройств. Аналог в области АС — QUAD. Размышляя о вероятных конкурентах, можно вспомнить о великолепных электростатических наушниках Sennheiser Orpheus (ныне уже не выпускаются).

Стоит комплект немало — те же средства можно направить на приобретение очень хорошей полной аудиосистемы. Но STAX стоит этих денег. Какое изумительное звучание! Замечательно гармоничная, беспрецедентно ясная музыкальная сцена STAX совершенно без звуковых и смысловых пустот представляет собой не столько формальный объем для экспонирования пространственного звукового сюжета, сколько воздушную, разомкнутую в стороны, вглубь и даже назад, пронизанную тонкими и гибкими связями музыкально-акустическую среду.

Усилитель имеет балансный вход, что сочетается с его симметричной внутренней архитектурой, а небалансный вход No1 снабжен параллельным сквозным выходом, чтобы можно было включить усилитель в домашнюю систему.

Единственный повод для критики дает передача наушниками нижнего регистра: у STAX он немного облегченный, слегка разреженный; в басу ощущается недостаток массы, плотности, энергии при воспроизведении требовательной к НЧ-составляющей музыки: рока, классики (низкие струнные, медные и ударные в большом симфоническом оркестре, органная педаль).

Звучание кажется парящим, иногда почти невесомым, что не всегда к месту. Как тут не вспомнить Sennheiser HD-650, которые весьма преуспели в трансляции баса. В остальном SR-007 MkII/SRM-007tII безупречны.

Слушатели, которые хотят «услышать все, что есть в записи», получат желаемое со STAX, которые способны раскрыть не только букву, но и дух, нерв музыки. Это не просто очень красивое звучание — это звучание в унисон c музыкой, с музыкой тет-а-тет.

Принцип действия

ЭС-преобразователь излучает очень тонкой (1/10 толщины человеческого волоса) плоской майларовой мембраной, натянутой между двумя перфорированными акустически прозрачными электродами-статорами. Мембрана, несущая статический заряд, притягивается и отталкивается статорами, высокое напряжение (до 5000 В) которых модулируется музыкальным сигналом. Двигаясь, мембрана производит звучание. Излучатель является дипольным, т.е. он излучает вперед в фазе, а назад — в противофазе.

Разметка

На чашах предусмотрены обычные обозначения L и R; но можно ориентироваться и по маркировке на кабеле: на левом проводе видим сплошную продольную линию, а на правом — прерывистую.

Краткая история электростатов

История электростатов началась в начале 20-х годов прошлого века. Поскольку реализация технологии поначалу встречала множество затруднений, среди которых электрические пробои, низкая чувствительность, отсутствие подходящего материала для мембраны, идея была почти забыта с выходом на сцену в 1930-х громкоговорителя со звуковой катушкой (запатентован в 1924 году Ч. Райсом и Э. Келлогом).

Положение исправилось с изобретением майлара в 1950-х (патент DuPont). В это время появилась выдающаяся модель Питера Уокера QUAD ESL-57 (см. иллюстрацию внизу); важнейшая веха развития электростатов и аудио вообще — еще одна модель Уокера: QUAD ESL-63 (1981). ЭС-преобразователь — полнодиапазонная акустическая система, поэтому он, как правило, не нуждается в кроссовере, что является большим достоинством, так как в этом случае не возникает проблемы фазовых искажений.

Важнейшее преимущество ЭСАС — великолепная переходная характеристика. Электростаты уступают колонкам с динамиками по уровню звукового давления, чувствительности, габаритам и цене. Наряду с классическими в настоящее время выпускаются гибридные электростаты, в которых низкие частоты воспроизводятся электродинамическим способом (Martin Logan).

Измерения

Существенный спад в верхнем регистре (дисбаланс –19,5 дБ на частотном отрезке 1,3–20 кГц) характерен для электростатического преобразователя. Однако дефицита высокочастотной информации не ощущается.

График и данные АЧХ свидетельствуют об очень высокой линейности среднеи низкочастотного участков — чувствительность в этих разделах диапазона очень стабильна. Зависимость уровня КНИ от частоты и амплитуды сигнала проявляется весьма слабо (уровень не превышает 0,5%), что указывает на широту динамического диапазона (подтверждается в ходе прослушивания).

Рост нелинейности регистрируется выше 4 кГц — им можно пренебречь ввиду малости возмущений и того, что в этой области спад АЧХ достигает 10 дБ. Различие уровней КНИ при разных сигналах в басу пренебрежимо мало. Прямоугольный импульс модель STAX передает очень аккуратно; послезвучания незначительны. Можно констатировать высокий конструктивный уровень изделия.

Текст: Артем Аватинян