Этой осенью калифорнийский сказочник вернулся на экраны с новой страшилкой. «Дом странных детей Мисс Перегрин» (Miss Peregrine's Home for Peculiar Children) — 24-я по счету режиссерская работа Тима Бертона. После трейлера смотреть фильм желания не возникает — тизер рассказал чуть ли не всю историю до конца. К тому же, на протяжении последних пяти лет Бертон не снимал ничего экстраординарного — скорее, наоборот, впал в творческую кому.

Я говорю о выходе в прокат таких невыразительных фильмов, как «Алиса в Стране чудес», авантюрной драме «Большие глаза» с Кристофом Вальцем в главной роли или «Мрачные тени» — эдакой пародии на самого себя с шутками ниже пояса. И пусть массовая публика принимала подобное кино на «ура» и принесла студиям немалую прибыль (мировые сборы «Алисы в Стране чудес» составили $1 025 467 110) — истинные ценители творчества режиссера тосковали по картинам вроде «Эдварда Руки-ножницы». Удалось ли Тиму Бертону триумфально вернуться на пьедестал главного сказочника Голливуда или новый фильм — очередная проходная работа режиссера?

В центре повествования — 16-летний парень Джейкоб, переживающий травматический опыт смерти дедушки. В детстве дедушка рассказывал внуку удивительные истории, происходившие с ним в отрочестве в приюте. Только приют этот был необычный, и все его обитатели обладали уникальными особенностями: невидимый мальчик, девочка, способная зажечь огонь одним прикосновением, мальчик, оживляющий кукол, девочка в свинцовых ботинках (стоило их снять, как она поднималась в небо), преображающаяся в птицу воспитательница-оборотень. Главный герой настолько проникся рассказами деда, что сны в его сознании начали переплетаться со сказками и реальностью. После кончины деда Джейкоб в сопровождении отца отправляется на остров, где произошли сказочные события дедушкиных повествований затем, чтобы как-то облегчить боль утраты и возвратиться к нормальной жизни. Оказавшись на острове, герой встречает всех персонажей в реальности.

Сказать, что «Дом странных детей Мисс Перегрин» хороший фильм — все равно что промолчать. Фильм — удивительный, настоящая находка для фанатов и для любителей качественного во всех отношениях кинематографа.

Бертон — режиссер-визуал. С этим сложно поспорить, и здесь он не изменил себе: работа с командой художников-постановщиков оказалась выше всяческих похвал. Волшебный мир тщательно разбит на цветовые гаммы — голубую (сцены с летающей девочкой), красную (сцены внутри приюта), зеленую (сцены во дворе приюта). Реквизит и костюмы подобраны скрупулёзно, и параллельная реальность буквально оживает на глазах.

Но главное, что делает сказочный киномир живым и уникальным — это блестящий кастинг. Актеры подобраны идеально. К главному герою (Эйса Баттерфилда) типажа подросшего Чарли из «Чарли и шоколадной фабрики» проникаешься симпатией с первых же кадров, также влюбляешься в девочку с большими голубыми глазами (Элла Парнелл), по образу напоминающую главную героиню из «Алисы в Стране чудес», а образ строгой и справедливой воспитательницы в исполнении Евы Грин вызывает почти что благоговейный восторг. Если придираться, возможно, стоило дать чуть больше экранного времени персонажу Сэмюэля Л. Джексона — из него получился очень харизматичный и фактурный злодей.


Относительно самой истории — тут Бертон постарался пойти глубже, чем просто рассказать абстрактную сказку (осторожно, дальше небольшой спойлер). Все истории в приюте времен юности деда происходили во время Второй мировой войны. В начале фильма выясняется, что во время налета фашистов на приют была сброшена бомба, и все, кто находился внутри, погибли. Таким образом, невольно возникает вопрос: что же тогда все происходящее — реальность или фантазия эмоционально нестабильного человека?

По ходу просмотра картины становится очевидна симпатия Бертон к еще одному современному сказочнику — Гильермо Дель Торо. Отголоски симпатии просматриваются как в самой сюжетной линии (вспомните историю с приютом во время войны в фильме «Хребет Дьявола»), так и в художественной постановке (слепые чудища с огромными щупальцами напоминают чудовищ из «Лабиринта Фавна»).


Для лучшего понимания фильма, вероятно, нужно прочитать одноименный роман Рэнсома Риггза (после просмотра возникает чувство, что он определенно глубже, чем кажется на первый взгляд).

C другой стороны, эта неочевидность — еще один трюк режиссера. Бертон развесил несколько «крючков», не дав однозначных ответов, и зрители в конце могут сделать собственные выводы. Но главный вывод, к которому пришла я после просмотра: Тим Бертон наконец-то вернулся таким, каким мы его знаем и любим, — искренним и безумным фантазером. И это самый прекрасный подарок, который только может сделать режиссер своим зрителям.