Недавнее появление нового семейства Arcam HDA — событие знаковое. Это не просто три позиции в свежем каталоге, но индикатор, по которому вся аудиофильская общественность будет судить о дальнейших перспективах заслуженного бренда. Ведь волею судеб в его солидной родословной открылась новая страница…
Глобализация с человеческим лицом
Для начала напомню, что чуть больше года назад британская компания Arcam, основанная в 1976 году двумя студентами Кембриджа, вошла в состав небезызвестного американского холдинга Harman International. Который в свою очередь за несколько месяцев до того был приобретен концерном Samsung.
Кто-то из аудиофилов старой закалки на этих словах может схватиться за сердце, однако, на мой взгляд, причитания о зверином оскале капитализма в данном случае совершенно не уместны. Хотя бы потому, что Harman не глотает компании ради известных шильдиков, а объединяет потенциал серьезных разработчиков для создания мощных экосистем на рынках домашнего и профессионального звука. Поэтому и в конструкторские процессы внутри своих компаний глобальный менеджмент без особой необходимости старается не вмешиваться. Ну а компании Samsung этот мегаинтегратор понадобился не столько для брендирования мобильных аксессуаров, сколько для экспансии в новые сферы бизнеса (например, оборудование коммерческих кинозалов).
Минимализма много не бывает
Ну а теперь от экономики перейдем, наконец, к звуку. Точнее, на первых порах — к внешнему оформлению, которое я изучал, не без труда достав из коробки увесистый, почти 9-килограмовый компонент стандартного хай-файного формата.
![](https://img.stereo.ru/Abyss/bf8987e37dae31c11d6b2e5bc163d5df.jpg)
До боли знакомые вентиляционные прорези остались в точности такими же, как на моделях десятилетней давности, да и хромированная вставочка с названием модели тоже. Главной дизайнерской доминантой на фасаде, как всегда у Arcam, остается барабан регулировки громкости, однако теперь с ним почти конкурирует необычно крупная кнопка включения, расположившаяся на правой части панели. Оба элемента выполнены из серебристого пластика, но смотрятся они вполне добротно и основательно. Правда, внешний вид аппарата немного упрощает пара 3,5-мм гнезд для подключения наушников и мобильного источника. Отказ от порта для большого четвертьдюймового джека можно объяснить стремлением к симметрии, но его младший братец смотрится тут как-то уж больно легкомысленно. Впрочем, использовать наушники с миниджеком приходится и обладателям более высокопоставленной аппаратуры серии Arcam FJM. Такая вот загадочная фирменная особенность.
![](https://img.stereo.ru/Abyss/7a179a70f5318fac7a2bc52bb9a4e997.jpg)
Зато просторный вакуумно-люминесцентный дисплей не оставляет никаких сомнений в серьезности нового аппарата. Он, кстати, отлично читается даже при ярком освещении, а в случае необходимости его можно приглушить или выключить вовсе.
Тембр-блок конструкцией не предусмотрен, а потому клавиши под экранчиком отвечают исключительно за переключение входов (помимо Mute).
В общем и целом дизайн усилителя четко выдержан в фирменных аркамовских традициях, но при этом совершенно не вызывает ощущение олдскульного застоя. К тому же лаконичность оформления самым позитивным образом отразилась на удобстве общения с аппаратом. За исключением одной мелочи: на барабанчике регулировки громкости не оказалось метки его текущего положения. Впрочем, ее отсутствие — еще одна традиционная фамильная черта Arcam.
![](https://img.stereo.ru/Abyss/be28c35468290f10248c9f67ff472716.jpg)
Разумеется, все элементы управления усилителем продублированы на пульте ДУ, с которого, кстати, можно отдавать команды и источникам Arcam. Более того, подкорректировать баланс можно исключительно с его помощью, причем это чуть ли не единственная функция, требующая вызова на дисплей незатейливого меню управления.
Цифра на вторых ролях
Аналоговых источников к SA10 можно одновременно подключить целых пять — один через уже упомянутый миниджек на фасаде, еще три посредством разъемов RCA на задней панели, ну а еще одна пара тюльпанов связана со встроенным фонокорректором для ММ-картриджей. Цифровые потоки аппарат принимать тоже умеет, но только через старые добрые коаксиальные или оптический порты. Расположившийся рядом с ними USB служит исключительно для обновления прошивки, а подключение по проводной локальной сети, как и разъем RS-232, позволяет управлять аппаратом в многокомпонентных инсталляциях. Так что перед нами самый что ни на есть классический интегральник, не отягощенный задачами стримингового или файлового воспроизведения. И это правильно, поскольку данный функционал вобрал в себя сосед нашего героя по каталогу и его вероятный коллега по работе — универсальный дисковый плеер CDS50, также анонсированный в составе линейки Arcam HDA.
![](https://img.stereo.ru/Abyss/2a91dc650a7a43416a84a2669acbc157.jpg)
Что же касается самого SA10, то его цифровые возможности сводятся к декодированию PCM-потоков вплоть до 24 бит/96 кГц с оптического входа или до 24 бит/192 кГц с любого из двух коаксиальных. ЦАП построен на чипе ES9016K2M. Этот кристалл с 32-битной архитектурой является одним из самых демократичных представителей небезызвестного семейства ESS SABRE. Его паспортное соотношение сигнал/шум составляет 122 дБ при уровне помех THD+N -110 дБ. Забегая немного вперед, скажу, что цифровые порты в данном случае лучше оставить для спутникового ресивера, игровой приставки и других источников, не требующих максимально утонченной подачи, поскольку аналоговый тракт немного переигрывает цифровой модуль в плане микродинамики.
![](https://img.stereo.ru/Abyss/7bee76627e942f2ba364da633147a276.jpg)
Усилительная часть SA10 работает в классе AB, что для трактов Arcam, вообще говоря, редкость — в старших сериях ребята из Кембриджа предпочитают использовать топологию G, на развитие которой они потратили немало сил и времени. Интересно, что на задней панели SA10 обнаружился выход предварительного усилителя, позволяющий использовать внешний мощник. Что касается обратного сценария, предполагающего подключение оконечной секции, скажем, к многоканальным выходам ресивера, то он тоже возможен. Отдельных разъемов для этого не предусмотрено, однако через мобильное приложение MusicLife любому из трех тыловых линейных входов может быть назначен прямой доступ к оконечному усилению. Эта же хитрость позволяет использовать SA10 в системах би- или триампинга, главное — не забыть подключить усилитель к маршрутизатору локальной сети (Wi-Fi не поддерживается) и установить MusicLife, о существовании которого инструкция к аппарату не упоминает.
Кстати, помимо функций коммутации и управления, с помощью MusicLife можно менять настройки фильтрации ЦАПа. Помимо дефолтного Linear Phase Fast Roll Off, имеются пресеты Linear Phase Slow Roll Off и Minimum Phase Fast Roll Off.
![](https://img.stereo.ru/Abyss/db67bd89be57e5ed0170c17b38786ce4.jpg)
Акустические клеммы у SA10 полностью металлические. Изготовлены они весьма добротно, но смонтированы на совсем небольшом расстоянии друг от друга, так что с подключением толстого колоночного кабеля придется немного повозиться. Кстати, у старшего усилителя в линейке, SA20, эти порты расположены поудобнее.
Эффектный интеллигент
Но вот, колонки скоммутированы, кнопка питания с неожиданно большим и приятным ходом нажата, аппарат прогрет и готов к работе. Прослушивание я начал с подключения внешнего цифрового интерфейса по линейному входу. И уже после нескольких секунд прослушивания вздохнул с облегчением — узнаваемый аркамовский почерк никуда не делся. Практически по всему диапазону звук четок и рельефен настолько, что действительно кажется почти осязаемым. Музыкальная панорама обширна и детальна, хотя если как следует на ней сосредоточиться, становится понятно, что относительные размеры инструментов и их позиционирование по глубине сцены сверхвысокой точностью не отличаются. Однако не будем забывать, что перед нами младшая модель из пусть продвинутой, но все же не референсной серии уважаемого бренда.
![](https://img.stereo.ru/Abyss/275ef2119e671ec610b5dc6bc9ebd307.jpg)
Впрочем, несмотря на это, разработчики не поскупились установить мощный тороидальный трансформатор, на долю которого и приходится изрядная часть восьми с половиной килограммов живого веса. Да и фильтры в блоке питания вполне серьезные, суммарная емкость конденсаторов составляет 20 000 мкФ. Достойная энерговооруженность не замедлила проявиться в саунде: для аппаратов данного класса басы в исполнении SA10 звучат на редкость собрано и динамично, разумеется, на акустике, которую усилитель способен уверенно контролировать. На мой взгляд, отличную компанию SA10 составят мускулистые полочники с подвижным и точным мидбасом, а также с ленточным твитером для правильной реализации повышенного разрешения и микродинамики на ВЧ. Тогда можете не сомневаться, что оба этих момента герой нашего теста отработает по полной программе.
![](https://img.stereo.ru/Abyss/612ef336439eff0ae2e4ad3e13ba6eb5.jpg)
Понятно, что инфранизких басов от подобного тандема ожидать не стоит, но дело в том, что характер SA10 лучше подходит именно для «полочной» инсталляции — большую комнату глубокими низами он, конечно, не прокачает.
Вокальный диапазон в подаче нашего новичка светел, в меру ярок, на зависть мелодичен и отлично структурирован. Причем это относится и к мужским, и к женским голосам — по всей средней полосе ощущается отличная динамика и атмосферность. Особенно приятно, что подобный характер саунда сохраняется и при подключении вертушки ко встроенному фонокорректору. В итоге слушать винил —одно удовольствие, особенно если и проигрыватель, и акустика способны обеспечить достойную нюансировку не только по средним, но и по высоким частотам.
Вывод
Тонкость характера SA10 заключается в том, что на верхах он ведет себя достаточно спокойно и интеллигентно. А в не слишком удачно подобранной системе данного класса отсутствие лошадиного напора запросто может показаться слабостью — прямо как в человеческой жизни. Но это вовсе не значит, что для гармоничной работы усилителю требуются компаньоны более высокого ценового уровня. В его собственной весовой категории интересных компонентов немало, и если подойти к делу осознанно, их выбор может превратиться в процесс плодотворный и увлекательный сам по себе.
![](https://img.stereo.ru/Abyss/0cea09f9b2abaf1fa95e4322305752fc.jpg)
Живой рельефный саунд, вполне дельный фонокорректор, узнаваемый, но приятно освеженный дизайн
3,5-мм порт наушников, не слишком удобное расположение колоночных клемм
84 990 рублей
Выходная мощность: 2х50 Вт (20 Гц – 20 кГц, 0,5% КНИ, Стерео, 8 Ом)
КНИ: 0,003% (1 кГц, 8 Ом, 80% мощности)
Потр. мощность: 350 Вт
Габариты (мм): 433х87х310
Масса: 8,4 кг
Линейные входы
Чувствительность: 1 В
Вх. импеданс: 10 кОм
Макс. уровень сигнала: 6 В
АЧХ: 20 Гц – 20 кГц ±0,2 дБ
Сигнал/шум: 106 дБ (А-взвешенный, 50 Вт, относительно 1 В)
Цифровые входы:
АЧХ: 20 Гц – 20 кГц ±0,05 дБ
КНИ: 0,0007%
Сигнал/шум: 115 дБ (А-взвешенный)
Частоты дискретизации (16/24 Бит): 32-96 кГц (оптика), 32-192 кГц (коакс.)
Вход Phono (MM):
Чувствительность: 5 мВ
Вх. импеданс/емкость: 47 кОм/100 пФ
Сигнал/шум: 80 дБ (А-взвешенный, 50 Вт, относительно 5 мВ)
АЧХ (соотв. кривой RIAA): 20 Гц – 20 кГц ±1 дБ
Выход на наушники:
Импеданс нагрузки: 16 Ом – 2 кОм
Макс. уровень сигнала: 5 В (600 Ом)
Вых. импеданс: 1 Ом
Выход предв. усиления:
Вых. уровень: 630 мВ
Вых. импеданс: 230 Ом