Запись музыки на ленту, не важно на профессиональном катушечнике или бытовом кассетнике, пусть и высшего класса - дело изрядного искусства. Записывающий здесь соуподобляется Демиургу - режиссеру студии звукозаписи и каждая копия будет обладать своими, присущими только вашей руке и слуху особенностями.

Один мой старый знакомый времен "ранней горбушки" и комка на Садовом шутил: "А в чем наука? Кассета должна вставляться в деку пленкой в сторону головки - это главное. Ну и еще на кассете должны быть целы лепестки предохранителя записи. Лично я, когда пишу кассеты выставляю уровень либо 0db либо +2db ,то есть слегка завышаю. Мне так больше нравится, на слух звучание становится более динамичным." В действительности же все не так, как на самом деле...

Не такой простой вопрос, как может показаться на первый и не искушенный взгляд. Разные деки имеют разный "нулевой" уровень, что отмечен как 0dB на вашем индикаторе. А еще у разных индикаторов разная динамика-отдача по информативности отражаемого сигнала.

Есть несколько принятых стандартов "нулевого" уровня. Например 0 dB DIN Reference или 250 нВб/м, эквивалентный +4 дБ шкалы 0VU профессионального катушечника. Большинство дек Sony используют этот стандарт, например как моя TC-KB 920S. Значок Dolby между -1 и 0 dB.

Кстати  250 нВб - заводская настройка даже у полупрофессионального Revox B77 HS.

Два других эталонных значения "нуля" - 0VU или 160 нВб/м DIN – стандарт Philips и на таких деках значок долби стоит на отметке +3 дБ. Еще стандарт Dolby или 200 нВб/м, эквивалентный +2.8 дБ в шкале 0VU, -1.2 дБ в шкале DIN Reference. Все деки Nakamichi размечены такой шкалой.

Но все это дидактика, а в практическом смысле ваши уши - ваш помощник.

Ну и сами кассеты по типу и свойствам: все они очень разные, как и сами кассетники, особенно деки последних лет выпуска часто демонстрируют активную нелюбовь к нагрузкам в усилителе записи и "врут" задолго до точки перегрузки на многих хороших лентах, особенно IV типа и даже II типа. В этом случае вам приходится снижать уровень записи на слух, пока не уйдут очевидные искажения на пиках в записи.

Про многое в теме уже написал здесь @AppleY и не раз , за что ему спасибо, а я сразу, собственно, к делу. Я никогда не пользовался системами Dolby и автокалибровкой ленты при записи. Аналоговая музыка пишется теплом ваших рук.

В дело пошли следующие кассеты для сравнения с FOX RTM: Sony UX90 type II, BASF Chrome Extra II, Maxell XL II S и MX S IV.

Первые попытки после калибровки были записать кассету с уровнем -5 dB в пиках, как на исходной мастер-копии The Tape Project "Jaqui Naylor - The Number White" c 38-й скорости с Revox B77 HS, подключенного к деке Sony напрямую.

Начал с Sony UX90 type II - адекватно запись пошла с уровня - 10 dB, выше по уровню звук приобретал явные "кассетные" признаки, вплоть до откровенного "цыканья" на верхах, даже если Bias убирать максимально. И по тембральности кассета играла весело, празднично - радостно красила, как могла. Maxell XL II S и MX S IV с -5dB справились, а MX S IV отписала, в принципе и на +2 dB. Но вот пластмассовость тембрального окраса при практическом отсутствии шума в паузах не радует. То есть радует, если рядом нет катушечника с коробочным изданием на 2/38.

Лучше всех с задачей тембральной достоверностью подачи в сравнении с оригинальной лентой с задачей справился "синий" BASF Chrome Extra II - очень похоже, но разница на слух есть - более сглажено и чуть ярче.

Ну вот и очередь Лиса - ставим на деку FOX RTM. Пишем сразу на -5 dB и, о чудо - я практически не слышу разницу с оригиналом. Правда чуть шумнее лента в паузах чем type IV, что естественно по характеристикам. Но ведь FOX всего то type I. В чем дело, толи в свойствах ленты - толщина ленты 12 мкм, толщина покрытия 4.7 мкм, а общая толщина 16.7 мкм. Толи в формуле SM 900, как и у профессиональной четвертьдюймовки.

Но что говорит сам производитель Recording The Masters:

"После проведения различных химических тестов и корректировки исходной формулы SM900 эксперимент дал неожиданные результаты. Мы решили запустить несколько пробных серий, чтобы получить первые образцы для тестирования и поделиться ими с нашими потенциальными партнерами. Партнеры были поражены..."

Да и я тоже был слегка поражен. В сухом остатке, если кто-то из вас настроен копировать официальные мастер-копии лент на кассетную деку - испытайте RTM FOX. По крайней мере Андрей Шишло с удовольствием слушал запись, не совсем понимая сначала, что играет кассета (катушечник тоже двигал стрелками индикаторов и крутил бобины).

кассеты, магнитная лента