Объектно-ориентированные кодеки и необходимые для их воспроизведения аудиосистемы с высотными аудиоканалами — новый стандарт в кинотеатральном аудио, стремительно набирающий обороты. Любители 3D-звука могут оснастить кинозал по технологии Dolby Atmos, Auro 3D или DTS:X, — выбор есть. Но можно и не выбирать, а собрать всё это в одном кинотеатре, если использовать для этих целей процессор Trinnov Altitude 32.
За последние несколько лет часть именитых High-End-производителей решила отказаться от производства AV-ресиверов и AV-процессоров ввиду неспособности успеть за быстро обновляющимся и усложняющимся рынком. Это поменяло саму концепцию создания домашнего кинотеатра. Если раньше удобным вариантом был мощный AV-ресивер, сейчас куда практичнее иметь акустику с отдельными усилителями мощности, а изображение и звук доверить соответствующим процессорам. Угнаться за прогрессом можно только в том случае, если система домашнего кинотеатра максимально подготовлена к апгрейдам.
Вот именно в вопросе простоты и оперативности обновления Trinnov оказался на два шага впереди остальных. В то время как обладатели кинозалов, базирующихся на AV-ресиверах и AV-процессорах других производителей, вынуждены были основательно перетряхнуть свою стойку с аппаратурой, обладатели Trinnov Altitude ограничились лишь добавлением потолочной акустики и усилителей мощности. Кроме того, только они получили возможность сделать системы с более чем 11-тью дискретными каналами.
Разница в железе
Чем же так хорош Trinnov и почему так не повезло всем остальным? Секрет в аппаратной платформе. Обычные AV-процессоры или ресиверы с поддержкой Dolby Atmos и DTX:X базируются на одном и том же чипе CS 49844 от Cirrus Logic или на OEM-решении на базе DSP-процессоров Texas Instruments / Analog Devices от компании MDS. Оба этих варианта имеют ограничение на работу максимум с 11 каналами. Это количество можно поделить на семь каналов окружающего звука и четыре потолочных или на девять окружающих и два потолочных. Кроме того, чип от Cirrus Logic не поддерживает Auro 3D, и для данного формата потребуется отдельный процессор. Попробуйте представить себе, как будет выглядеть коммутация с двумя аудиопроцессорами? Мне кажется, что проще будет собрать два отдельных кинозала или отказаться от того или иного формата.
Стратегическое преимущество процессора Trinnov Altitude 32 состоит в том, что он базируется не на готовом чипе с ограниченными возможностями по декодированию, а на мощном компьютере с процессором Core i7 и оригинальном ПО на базе Linux. Компания Trinnov получает кодеки в виде программного кода, благодаря чему фирменные AV-процессоры принципиально не ограничены ни количеством каналов, ни набором кодеков. Например для формата Dolby Atmos количество каналов и их конфигурация может быть любой: 9.1.4, 12.5.10 и т.д. — она ограничена лишь количеством каналов в выбранной модели процессора.
Поддержка 3D-аудио форматов в Trinnov происходила путём апгрейда прошивки и началась в 2014 году с Dolby Atmos. Позже появилась поддержка DTS:X, а ещё один апгрейд позволил воспроизводить и Auro 3D. И всё, заметьте, без какого-либо аппаратного апгрейда.
Трехмерная оптимизация
Когда речь заходит о 3D аудио, кому как не Trinnov быть в этом специалистами, ведь они первые и единственные создали систему автокалибровки звука, анализирующую акустику помещения не в двух, а в трёх измерениях. Измерительный модуль Trinnov состоит из четырех микрофонов, равноудалённых друг от друга, что формирует трёхстороннюю пирамиду. Откуда бы ни приходил звук, с помощью такого микрофона можно точно измерить не только дистанцию до источника звука, но и его точное положение в пространстве. Но самым сложным было, конечно же, не изобретение микрофона, а создание алгоритмов, способных анализировать полученные данные и дающих возможность правильно их использовать. По большому счёту именно софт является главной ценностью Trinnov.
Сама процедура измерения и оптимизации происходит очень быстро, особенно если сравнивать ее с долгими замерами одномикрофонной системы.
В процессе оптимизации делаются измерения в разных точках помещения, их количество и места расположения микрофона зависят от каждого конкретного случая. После этого процессор анализирует полученные данные и показывает графики, по которым можно обнаружить проблемы существующие в связке «акустические системы и помещение», а также ошибки при сборке самих акустических систем (самая распространенная из них — перепутанная полярность одного из динамиков). После построения графиков измерений можно перейти к расчету фильтров и приведению АЧХ к нужному виду — например использовать в качестве результирующей кривой прямую линию либо x-curve, описанную в стандарте SMPTE для калибровки коммерческих кинотеатров. Отмечу, что помимо АЧХ компенсируются и фазовые искажения.
Далее автоматически выравниваются уровни громкости и корректируются временные задержки сигнала по каждому из каналов. Но самое интересное — в процессе измерений и расчетов система способна видеть и компенсировать первые отражения, оставляя при этом нетронутыми остальные, для снижения искажений и сохранения естественной акустики помещения.
Помимо коррекции звучания Trinnov может брать на себя функции кроссовера в любых колонках, имеющих конфигурацию до четырёх полос включительно. Для этого придётся задействовать столько каналов процессора и усилителей, сколько будет динамиков в каждой из колонок. Например, трёхполосный фронт потребует шести каналов вместо двух, но в линейке Trinnov есть не только 16, но также 24 и 32 канальные модели, а скоро обещают выпустить и 48-канальную, поэтому есть куда расти. К тому же, положительный эффект, возникающий в результате избавления от пассивных фильтров, однозначно того стоит. Уже более 1500 коммерческих кинотеатров и звукозаписывающих студий используют эту технологию Trinnov для своей акустики, что вполне подтверждает её эффективность и состоятельность.
На мой взгляд, цифровой кроссовер — это просто идеальный вариант для любой системы. Даже простейшие пассивные фильтры, присутствующие в акустике, звучание немного все-таки портят, а чем больше полос и чем выше порядок фильтра, тем более зажатым и скучным получится звук. Цифровой кроссовер потерь динамики и искажения фазы не даёт. Плюс к тому в процессе калибровки динамики согласуются не только между собой, но ещё и с акустикой помещения. Прямо все удовольствия и сразу. Так что будь процессор Trinnov доступным по цене, рынок High-End-акустики наверняка выглядел бы сейчас по-другому.
Ручное управление
Доступ к настройкам и управлению процессором можно получить с помощью VNC-клиента, устанавливаемого в компьютер или на планшет. Интерфейс оформлен довольно симпатично, хотя и вынужденно перегружен обильным количеством информации, от чего удобнее всего использовать для настройки и калибровки компьютер с большим дисплеем.
Возможности настройки превосходят мечты инсталлятора и вполне могут шокировать обычного пользователя. Изобилие графиков, таблиц и кнопок в интерфейсе создаёт ощущение, что перед нами не интерфейс процессора, а пульт управления космической станции.
В первую очередь ручному контролю подвергаются все настройки, произведенные системой автоматически, но при этом можно посмотреть графики «до» и «после», чтобы оценить, насколько эффективно система скорректировала тот или иной параметр и решить, стоит ли доделывать что-либо вручную.
Результирующую АЧХ системы можно корректировать произвольно, нарисовав на экране желаемую форму графика. Система запоминает до 29 предустановок, которые можно легко переключать из меню.
Самая эффектная процедура — 3D Remapping. Это возможность управлять настройками звука комплексно, перемещая источники в виртуальном трёхмерном пространстве. Таким образом, например, можно исправить проблемы, возникающие из-за архитектурных особенностей помещения, или когда нет возможности установить акустику точно в тех местах, где она должна располагаться согласно плану. Кроме того, данная технология позволяет распределять потолочную акустику в соответствии с различными требованиями форматов. Возьмём Dolby Atmos и Auro 3D. Их рекомендации по расположению потолочной акустики различны, но если использовать 3D Remapping и записать в память два различных виртуальных положения потолочной акустики, требования обоих стандартов будут соблюдены.
Несмотря на действительно сложный и перегруженный интерфейс настройки, для конечного пользователя домашнего кинозала управление процессором, как правило, осуществляется через внешний контроллер системы автоматизации, благо модули для управления написаны подо все распространенные системы — AMX, Crestron, RTi, Control4 и так далее. Также в комплекте есть обычный пульт дистанционного управления по ИК сигналу, но это скорее дань прошлому, чем действительно востребованная опция.
Положительный эффект
Для того чтобы звучание домашнего кинотеатра получилось правдоподобным и производило должное впечатление, нужно основательно подготовить помещение и правильно расположить акустику — это знает каждый инсталлятор. Любой кинозал с хорошим звуком выстроен именно по таким принципам, но даже самый лучший из них представляет собой не что иное, как набор компромиссов. И это тоже не секрет. Самая прекрасная акустика имеет свой звуковой почерк, самое лучшее помещение имеет характерную картину переотражений и стоячих волн, которую невозможно до конца изменить самой прекрасной акустической подготовкой. И так далее до бесконечности.
Именно поэтому результат работы Trinnov будет хорошо слышен даже в подготовленном кинозале. Применение оптимизации можно считать своеобразным финальным этапом в длительной цепочке действий, призванных создать лучший звук в отдельно взятом помещении.
Я проводил прослушивание процессора Trinnov Altitude 32 в демо-зале MMC Cinema. Помещение прошло серьёзную акустическую подготовку и изначально создавалось как высококачественный кинозал. В системе использовалась акустика Procella, усилители мощности ATI и цифровой проигрыватель Dune HD в качестве источника, воспроизводящего в том числе и 3D аудиоформаты. Интерфейс процессора Trinnov позволяет включать и выключать систему оптимизации, не останавливая работу системы, поэтому сравнение было весьма наглядным и убедительным.
Без оптимизации звучание мощное, немного гулкое и давящее НЧ-эффектом, с типичной для кинотеатральных систем яркой и детальной серединой. При желании можно было угадать пусть не точное положение акустики, но, по крайней мере, направление, откуда идёт звук. При перемещении пространственных эффектов вокруг слушателя иногда ощущался момент перехода от фронтов к боковым каналам. Впрочем, общее впечатление от звука положительное, сцена натуральная и цельная, а характер подачи похож на то, что можно услышать в обычном коммерческом кинотеатре.
Включение оптимизатора неожиданно меняет характер звука на куда более точный и собранный. Заметно выровнялся бас. Он перестал давить, стал предельно чётким и подтянутым. Среднечастотный диапазон выровнялся, приобрёл больше прозрачности и чистоты. После оптимизации лучше слышны высокочастотные эффекты и «воздух» звуковой дорожки. Появилось ощущение, что звуковая картина стала значительно чище, прозрачнее и точнее. Локализировать акустику на слух стало невозможно, а перемещение эффектов вокруг точки прослушивания в оптимизированном варианте абсолютно ровное, бесшовное. Фокусировка звукового образа и локализация виртуальных звуковых объектов в пространстве улучшились многократно. Общее впечатление от звучание совсем другое, и если раньше была ассоциация с кинотеатром, после оптимизации характер звука показался более академичным, студийным.
Итог
Знакомство с системой убедило меня в полном отсутствии каких-либо ограничений. В вопросах настройки звука Trinnov Altitude 32 может действительно всё, о чем только можно было мечтать. Эффект от калибровки даже в хорошо подготовленном и высококачественном кинозале был совершенно очевиден, буквально физически ощутим. С калибровкой и без — это были два совершенно разных звука. А учитывая возможности ручной коррекции АЧХ и сохранения различных настроек, можно не отказывать себе в удовольствии и придать кинотеатру несколько совершенно разных характеров звука, меняя их хоть под настроение, хоть под фильм, хоть под день недели.
2 560 000 рублей (39 490 долларов)
Количество каналов — 8, 16, 24, 32 (в зависимости от версии)
Декодеры 2D — Dolby Digital, Dolby Digital Plus, Dolby TrueHD, DTS, DTS-HD HighResAudio, DTS-HD Master Audio
Декодеры/эмуляторы 3D — Dolby Atmos / Dolby Surround Processing, DTS:X / DTS Neural-X Processing, AURO-3D / Auromatic
Максимальное разрешение — 24бит/192кГц до 16 каналов, 24бит/96кГц на 24 канала и более
Видео коммутация — 8х HDMI входов, 2х HDMI выхода, VGA и DVI для системного монитора
Аналоговые аудио входы — 7.1 RCA, 2х стерео XLR, 3х стерео RCA
Аналоговые аудио выходы — до 32 DB25, до 16 XLR
Цифровые аудио входы — AES3 DB25, 2х AES3 XLR, 4х коаксиальных, 4х оптических
Цифровые аудио выходы — AES3 DB25, AES3 XLR, коаксиальный оптический
Дополнительные интерфейсы — LAN, WiFi, 4x USB, RS232, 12 В триггеры
Габариты — 442х445х165 мм (установка в рэк 3,5U)
Масса — 14,5 кг